Понятие и виды обязательств, возникающих из причинения вреда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 17:37, курсовая работа

Описание работы

В настоящей работе рассматриваются вопросы обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, раскрываются общие условия ответственности за причинение вреда, особенности наступления ответственности за вред, причиненный актами власти, несовершеннолетними и недееспособными, деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, а также освещается возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ОБЩИЕ УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА
2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АКТАМИ ВЛАСТИ

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ
4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, СОЗДАЮЩЕЙ ПОВЫШЕННУЮ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ОКРУЖАЮЩИХ
5. ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ
ГРАЖДАНИНА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

№ 2 ПАГС.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

а) первое предшествует второму во времени;

б) первое порождает второе.

В ряде случаев для  возложения деликтной ответственности возникает необходимость определения двух и более причинных связей. Так, при причинении гражданину увечья необходимо установить наличие причинно-следственной зависимости между противоправным поведением и увечьем, а также между увечьем и утратой потерпевшим профессиональной или общей трудоспособности.

,Деликтная ответственность,  по общему правилу, наступает  лишь за виновное причинение вреда. Вина выражается в форме умысла или неосторожности. Гражданское законодательство не раскрывает их содержание. Под умыслом понимается такое противоправное поведение, когда причинитель не только предвидит, но и желает либо сознательно допускает наступление вредного результата. Неосторожность выражается в отсутствии требуемой при определенных обстоятельствах внимательности, предусмотрительности, заботливости и т.п.

Если наличие вреда  и его размер доказываются потерпевшим, то вина причинителя предполагается, т.е. отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. В любом  случае, был ли вред причинен умышленно  или по неосторожности, причинитель обязан его возместить.

Отступления от принципа вины, т.е. случаи, когда ответственность  возлагается независимо от вины причинителя, допускаются только законом (п.4 ст.1073, п.3 ст.1076. п.1 ст.1078 и ст.1079 ГК РФ, ст.77Федерального закона "Об охране окружающей среды"1).

Субъектом ответственности, по общему правилу, является лицо, причинившее вред (гражданин или юридическое лицо). Исключения из этого правила, когда непосредственный причинитель вреда и субъект ответственности не совпадают в одном лице, содержатся в самом ГК РФ (120, 1067- 1070, 1073-1076, 1078, 1079 и др.).

Подобного рода исключения могут содержаться и в других правовых актах. Так, в экстраординарных случаях государство принимает  на себя обязанность по возмещению вреда посредством специальных законов, в частности Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

1 Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

2 "Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Закона РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями).

 

 

2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ АКТАМИ ВЛАСТИ

Конституция РФ (статья 53), Гражданский кодекс РФ (статья 16) предусматривают право граждан и юридических лиц на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных и муниципальных органов или их должностных лиц.

Нормы статьи 1069 ГК РФ устанавливают ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. В ней реализуется деликтоспособность таких участников гражданских правоотношений, как государство и муниципальные образования. Данные субъекты права проявляют себя в этих правоотношениях через действия физических лиц, формирующих их органы, а также имеющих статус должностных лиц этих органов.

Данная статья является специальной, т.е. в ней предусмотрены  особенности, которые отличают ее от общих правил деликтной ответственности. Эти особенности выражаются:

а) во властно-административном, т.е. юридически обязательном, одностороннем характере  действий государственных органов, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц, что отличает данные отношения от гражданско-правовых:

б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов.

Ответственность по ст.1069 ГК РФ наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий.

Под незаконными действиями (бездействием) понимаются деяния, противоречащие не только законам, но и другим правовым актам. Подобные деяния имеют многообразные виды и формы. Ими могут быть различные приказы, распоряжения, указания и иные властные предписания (причем не имеет значения, сделаны они в письменной или устной форме), которые направлены гражданам и юридическим лицам и которые подлежат обязательному исполнению. Таковым может быть и противоправное бездействие, ибо в области властно-административных отношений требуется активность, и непринятие необходимых мер, предусмотренных законами и иными правовыми актами, может привести к причинению вреда.

Среди "незаконных действий (бездействия)" особо выделяют издание не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного или муниципального органа. Под таковым понимают ненормативный акт, принятый указанными органами в установленном порядке. Подобный акт может быть принят как единолично, так и коллегиально.

Органы государственной власти формируются на уровне Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Конституцией РФ, Конституциями и Уставами субъектов РФ. Органы местного самоуправления формируются на основании Конституции РФ в порядке, установленном Федеральным законом1.

По ст.1069 ГК РФ учитываются незаконные деяния не любого работника государственных органов и органов местного самоуправления, а лишь должностного лица. В законодательстве не содержится единого понятия должностного лица.

__________________________________________________________________

1 Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

 

 

Специальное определение  содержится в Уголовном кодексе  РФ, в котором устанавливается уголовная ответственность должностного лица за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Должностным лицом при этом признается лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (ст. 285 УК РФ). Административное законодательство дает возможность косвенно вывести понятие должностного лица, опираясь на практику привлечения к административной ответственности должностных лиц. Это - служащие аппарата органов государственной власти, правомочные совершать юридически значимые действия, устанавливающие, изменяющие или прекращающие правоотношения.

Понятие должностного лица органов местного самоуправления содержится в Законе об общих принципах организации местного самоуправления (в редакции ФЗ от 6.10.2003 года № 131-ФЗ): выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительны-ми полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

Действия органов власти и должностных лиц имеют форму  административных актов и должны осуществляться в пределах соответственно их компетенции или должностных полномочий. Действия, выходящие за указанные пределы, признаются незаконными. Под незаконным действием понимается также и бездействие, т.е. неосуществление (или отказ от осуществления) органом государственной власти или местного самоуправления, а также их должностными лицами своих обязанностей. В то же время, вред, причиненный в ходе хозяйственной или технической деятельности указанных субъектов, т.е. не связанный непосредственно с реализацией ими своих властных полномочий, подлежит возмещению на общих основаниях.

Поскольку действия органов власти имеют форму административного акта (в том числе нормативного), уместно потребовать в судебном порядке признания данного акта недействительным, как нарушающего гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица. Хотя для принятия решения о возмещении такого вреда не требуется в обязательном порядке предварительное признание их недействительными или незаконными в судебном или административном порядке.

Если в результате этих действий лицу причиняется вред, он подлежит возмещению соответственно за счет имущества соответствующего публично-правового образования. Однако для этих целей предназначено не любое имущество (собственность) такого образования, а лишь средства казны, которая формируется за счет средств бюджета и включает в себя также имущество, принадлежащее данному публично-правовому образованию на праве собственности, но временно не закрепленное за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не переданное в доверительное управление по договору.

Нормы статьи 1069 ГК РФ устанавливают  общие правила ответственности  за вред, причиненный актами власти, нормы же статьи 1070 ГК РФ содержат специальный  состав, специальные презумпции и рассчитаны на случаи причинения вреда незаконными действиями органов власти и их должностных лиц гражданину. В данной статье сфокусировано внимание на тех ситуациях, в которых положение гражданина наиболее уязвимо, и соответственно, риск причинения вреда органами власти и их должностными лицами наиболее велик.

В п. 1 статьи содержится исчерпывающий перечень органов государственной власти, а также исчерпывающий перечень их незаконных действий, являющихся причиной вреда. К таким органам относятся:

а) органы дознания,

б) предварительного следствия,

в) прокуратуры,

г) суда.

Действия квалифицируются как незаконное осуждение, незаконное привлечение к уголовной ответственности, незаконное применение в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконное наложение административного взыскания в виде ареста или исправительных работ.

Для перечисленных в статье специальных деликтов устанавливается ответственность независимо от вины причинителя вреда.

Все остальные случаи причинения вреда гражданину или  юридическому лицу в результате незаконной деятельности перечисленных органов подлежат регулированию по общим правилам, устанавливающим ответственность за виновные действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ И НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ

Малолетние, т.е. лица не достигшие 14 лет, признаются неделиктоспособными и, следовательно, не могут быть субъектами ответственности.

Ответственными за вред считаются:

а) законные представители - родители (усыновители) или опекуны (граждане или воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и др. аналогичные учреждения, являющиеся опекунами);

б) образовательные, воспитательные, лечебные и иные учреждения, под надзором которых малолетние находились в момент причинения вреда, а также лица, осуществляющие надзор за ними на основании договора.

Для возложения ответственности  необходимо, чтобы между действиями малолетних и вредом имелась причинная связь.

Независимо от того, живут  ли родители совместно либо раздельно, отвечают за малолетних оба родителя по принципу равной долевой ответственности. Однако один родитель может быть освобожден от ответственности, если по вине другого он был лишен возможности принимать участие в воспитании ребенка1.

Принцип долевой ответственности  должен применяться и в случае причинения вреда несколькими малолетними, происходящими от разных родителей и (или) находящимися под опекой разных лиц.

Законные представители  малолетних отвечают, если не докажут, что вред возник не по их вине. Под  их виной следует понимать как неосуществление должного надзора за несовершеннолетними, так и безответственное отношение к их воспитанию или неправомерное использование своих прав по отношению к детям, результатом которого явилось неправильное поведение детей, повлекшее вред (попустительство или поощрение озорства, хулиганских действий, безнадзорность детей, отсутствие к ним внимания и т.п.).

Лица, достигшие 14 лет, признаются деликтоспособными, они сами отвечают за причиненный ими вред на общих основаниях.

Родители (усыновители) и  попечители (граждане или соответствующие учреждения, которые являются таковыми) несут ответственность за вред, причиненный несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, при наличии двух обстоятельств:

а) собственного виновного  поведения (за исключением случая причинения вреда принадлежащим им источником повышенной опасности);

б) отсутствии у несовершеннолетнего  доходов и иного имущества, достаточных  для возмещения вреда.

В отличие от случаев  причинения вреда малолетними за вред, наступивший в результате противоправных действий несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, отвечают только родители (усыновители) и попечители, но не учреждения, под надзором которых они состояли.

Ответственность родителей (усыновителей) и попечителей носит  дополнительный (субсидиарный) характер и ограничена моментом, когда причинитель вреда:

а) достиг совершеннолетия;

б) получил достаточные  для возмещения вреда средства;

в) приобрел дееспособность в результате эмансипации или  вступления в брак.

Информация о работе Понятие и виды обязательств, возникающих из причинения вреда