Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 11:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования всесторонне изучить судебные расходы.
Для достижения поставленной цели, мы выделили следующие задачи:
- изучить понятие и назначение судебных расходов;
- рассмотреть понятие и виды государственной пошлины;
- выявить порядок распределения судебных расходов;
- дать характеристику судебным издержкам.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Понятие, функции и виды судебных расходов в гражданском судопроизводстве
Понятие и основные функции судебных расходов
Виды судебных расходов гражданском судопроизводстве
Характеристика видов судебных расходов и порядок их распределения
Понятие и виды государственной пошлины
Издержки, связанные с рассмотрением дела
Основные правила распределения судебных расходов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

суд.рас.2.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

- государственная пошлина;

- издержки, связанные  с рассмотрением дела.

Открытые перечни издержек содержатся в статье 106 Арбитражного процессуального кодекса и в  статье 94 Гражданского процессуального  кодекса.

Согласно части 4 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса, участвующие в деле лица могут  заключить соглашение о распределении судебных расходов. Соответственно расходы будут отнесены между спорящими сторонами согласно ему.

В гражданском процессе суд может освободить гражданина с учетом его имущественного положения  от уплаты судебных расходов или уменьшить их размер.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Госпошлиной оплачиваются исковые заявления, заявления по делам особого производства и  по делам, возникающим из публичных  правоотношений, апелляционные и кассационные жалобы на решения судов, надзорные жалобы по делам, которые не были обжалованы в апелляционном или кассационном порядках, а также заявления о повторной выдаче копии (дубликатов) судебного решения, судебного приказа, определений суда, других документов из дела.

Законом предусматривается освобождение от уплаты госпошлины по отдельным категориям дел или в зависимости от имущественного положения.

Издержки, связанные с  рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

В отличие от государственной пошлины размер издержек определяется исходя из фактически понесенных затрат при рассмотрении и разрешении конкретного гражданского дела.

Основное отличие государственной  пошлины от издержек, связанных с  рассмотрением дела, заключается в том, что размер государственной пошлины определяется в порядке, установленном законом (в процентах от цены иска или минимального размера оплаты труда), а сама пошлина зачисляется в доход федерального или местного бюджета. Размер издержек, связанных с рассмотрением дела, определяется реальными затратами сторон на осуществление тех или иных процессуальных действий и являются компенсацией лицам, их понесшим, и лишь в исключительных случаях они подлежат зачислению в бюджет (см. ст. 103 ГПК).

Таким образом, можно сделать вывод, что выделяют два вида судебных расходов:

Государственная пошлина;

Издержки, связанные с  рассмотрением дела.

Государственная пошлина - денежный сбор, взимаемый в доход государства за рассмотрение и разрешение гражданских дел.

Издержки, связанные с рассмотрением дела - это денежные суммы, подлежащие взысканию при рассмотрении конкретного дела для выплаты вознаграждения лицам, оказывающим содействие в осуществлении правосудия (экспертам, свидетелям), возмещения затрат суду по совершению перечисленных в законе отдельных процессуальных действий.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ  СУДЕБНЫХ РАСХОДОВ И ПОРЯДОК ИХ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ

Понятие и виды государственной  пошлины

На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина  – сбор, взимаемый с лиц, при  обращении их в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Раньше, когда еще действовал ФЗ "О государственной пошлине", под государственной пошлиной понимался  установленный Законом обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу доказательств уполномоченными на то органами и должностными лицами.

Сравнив эти определения, я думаю, что определение ФЗ "О  государственной пошлине" было лучше, потому что оно не такое объемное, как Налоговом кодексе и более понятное.

Так определение Конституционного суда от 1 марта 2007 г. N 326-О-П уточняет, что государственная пошлина - это  единственный и достаточный платеж за совершение судом (а также любым  государственным органом) юридически значимых действий.

В Федеральном Конституционном  законе "О Конституционном Суде РФ" предусмотрено (ч.2, ст.39), что этот государственный орган своим  решением может освободить гражданина, с учетом его материального положения, от уплаты государственной пошлины  либо уменьшить ее размер.

Плательщиками государственной  пошлины признаются:

1) организации;

2) физические лица.

Признаются они плательщиками  лишь в том случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных настоящей  главой; выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой.

В зависимости от категорий дел законодательно установлен размер уплачиваемой государственной пошлины. Она может быть подразделена на следующие виды исходя из порядка ее расчета:

1) простая - установленная  законом государственная пошлина  в твердой денежной форме. Например, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина составляет для физических лиц 100 руб., для организаций - 2000 руб.;

2) пропорциональная - установленная законом государственная пошлина, исчисляемая в процентном отношении от какой-либо суммы. Так, при подаче заявления о вынесении судебного приказа государственная пошлина составляет 50% размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера;

3) смешанная (комбинированная) - сочетание в размере государственной  пошлины твердой денежной суммы  и процентов от какой-либо суммы.  К примеру, при подаче искового  заявления имущественного характера,  подлежащего оценке, при цене иска от 10001 руб. до 50000 руб. - 400 руб. плюс 3% суммы, превышающей 10000 руб.

С 29 января 2010 года увеличились  размеры государственной пошлины. В соответствии с Федеральным  законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ "О  внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" увеличены размеры государственной пошлины.

Цена иска - это денежное выражение стоимости спорного имущества. Исходя из цены иска определяется размер государственной пошлины.

Определение цены иска по имущественным спорам является обязательным требованием, тем более что без  этого невозможно уплатить государственную  пошлину, а это, в свою очередь, влечет вынесение судьей определения об оставлении искового заявления без движения (ст. 136 ГПК).

Так например, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации рассмотрела  в судебном заседании частную  жалобу К. на определение Свердловского  областного суда от 15 июня 2009 г., которым  разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. в части взыскания с К. государственной пошлины, судебных издержек в доход Республики Беларусь.

Судья суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь обратился в суд с ходатайством о принудительном исполнении данного решения иностранного суда на территории Российской Федерации в части взыскания суммы государственной пошлины и судебных издержек.

В частной жалобе, поданной К., поставлен вопрос об отмене определения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы  дела, обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам  Верховного Суда Российской Федерации  не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены определения суда, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.

Согласно части 1 статьи 409 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации (далее ГПК  РФ) решения иностранных судов, в том числе решения об утверждении мировых соглашений, признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Разрешая ходатайства  о признании и разрешении принудительного  исполнения на территории Российской Федерации решения суда Витебского района Витебской области Республики Беларусь от 21 июня 2006 г. в части взыскания с К. государственной пошлины, судебных издержек в доход Республики Беларусь, Свердловский областной суд пришел к выводу о том, что не имеется предусмотренных ст. 412 ГПК РФ и ст. 55 Конвенции оснований для отказа в признании и принудительном исполнении названного решения иностранного суда.

Таким образом, обжалуемое определение Свердловского областного суда от 15 июня 2009 г. следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам частной жалобы не имеется.

При затруднительности  определения цены иска в момент его  предъявления размер государственной  пошлины предварительно устанавливается  судьей с последующим довзысканием пошлины сообразно цене иска, определенной судом при разрешении дела. При увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

В соответствии со ст.91 ГПК  РФ цена иска определяется следующим  образом:

1) по искам о взыскании  денежных средств, исходя из  взыскиваемой денежной суммы;

2) по искам об истребовании  имущества, исходя из стоимости истребуемого имущества;

3) по искам о взыскании  алиментов, исходя из совокупности  платежей за год;

4) по искам о срочных  платежах и выдачах, исходя  из совокупности всех платежей  и выдач, но не более чем  за три года;

5) по искам о бессрочных или пожизненных платежах и выдачах, исходя из совокупности платежей и выдач за три года;

6) по искам об уменьшении  или увеличении платежей и  выдач, исходя из суммы, на  которую уменьшаются или увеличиваются  платежи и выдачи, но не более  чем за год;

7) по искам о прекращении платежей и выдач, исходя из совокупности оставшихся платежей и выдач, но не более чем за год;

8) по искам о досрочном  расторжении договора имущественного  найма, исходя из совокупности  платежей за пользование имуществом  в течение оставшегося срока действия договора, но не более чем за три года;

9) по искам о праве  собственности на объект недвижимого  имущества, принадлежащий гражданину  на праве собственности, исходя  из стоимости объекта, но не  ниже его инвентаризационной  оценки или при отсутствии ее - не ниже оценки стоимости объекта по договору страхования, на объект недвижимого имущества, принадлежащего организации, - не ниже балансовой оценки объекта;

10) по искам, состоящим  из нескольких самостоятельных  требований, исходя из каждого требования в отдельности.

Если говорить о размере, он зависит от характера иска (имущественный  или неимущественный) и от его  цены. Цена иска указывается заявителем. В случае неправильного указания заявителем цены иска она определяется арбитражным судом. В нее включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты (пп. 2 п. 1 ст. 333.22 НК РФ).

Госпошлину можно учесть в общей сумме безнадежного долга, если проигравшая сторона так  и не возместит судебные расходы (например, ее признали банкротом).

На депозитный счет Арбитражного суда государственная пошлина не перечисляется. Она всегда уплачивается в бюджетную систему.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным  судом возврату истцу подлежат 50% суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

Не подлежит возврату уплаченная госпошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции.

Государственная пошлина  уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Информация о работе Понятие и виды судебных расходов в гражданском процессе