Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и правовое регулирование их правового статуса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе.
Цель работы определяет следующие задачи:
- рассмотрение понятий иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- определение правовой базы, регламентирующей правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан в советском союзе;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства после демократизации российского общества и на современном этапе.

Файлы: 1 файл

3839-_konstitutsionnoe_pravo_r.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

Введение

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, так как  вопросы правового  положения иностранцев в России, порядок из въезда и пребывания в  ней, способы реализации и степень  гарантированности их прав в различных сферах общественной жизни вызывают неизменный интерес.

Иностранцы появляются в России уже на заре ее государственности. Они играют ту или иную роль на протяжении всех последующих веков, в зависимости  от конкретных обстоятельств развития как самой страны, так и других государств. Это нормальных процесс, имевший место в истории всех народов, в России приобрел специфические черты, нередко сам по себе получая ярко выраженную острополитическую окраску. В еще большей степени политизировались оценки этого процесса, как современниками, так и потомками.

Целью настоящей работы является рассмотрение правового положения  иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе.

Цель работы определяет следующие задачи:

- рассмотрение понятий иностранный гражданин и лицо без гражданства;

- определение правовой  базы, регламентирующей правовое  положение иностранных граждан  и лиц без гражданства;

- рассмотрение правового  положения иностранных граждан  в советском союзе;

- рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства после демократизации российского общества и на современном этапе.

Настоящая работа состоит  из введения, трех параграфов, заключения, приводится список используемой литературы.

 

1. Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и правовое регулирование их правового статуса в РФ

Гражданство - это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство - устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью [20].

Безгражданство - это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием  у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство - безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство - безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.

Легальные определения  понятий «иностранный гражданин» и  «лицо без  гражданства» содержатся в ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об иностранных гражданах) [13]:

- Иностранный гражданин - физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и имеющее  доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.1 ст.2 Закона).

- Лицо без гражданства - физическое  лицо, не являющееся гражданином  Российской Федерации и не  имеющее доказательств наличия  гражданства (подданства) иностранного  государства (абз.2 ст.2 Закона).

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории  лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это  могут быть сотрудники дипломатических  и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Необходимо отметить, что в целях Закона об иностранных гражданах понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гражданства», за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан (п.2 ст.2 Закона).

Таким образом, для двух категорий  «лиц» установлен по общему правилу единый правовой режим, за исключением случаев, когда это прямо обговорено законодателем. Аналогичное «решение» наблюдается и в Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.) [2], ст.1 которой устанавливает, что термин «иностранец» означает, с должным учетом положений Декларации, любое лицо, не являющееся гражданином государства, в котором оно находится.

Как отмечает О.Е. Кутафин [22], обладание гражданством (подданством) соответствующего государства является для человека естественным состоянием, и потому состояние «безгражданства» - отсутствие гражданства (подданства) - сравнительно редкое исключение.

Законодательство о  правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации основывается на нормах Конституции РФ [1] и состоит из Федерального закона от 25 июля 2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

Основной принцип, определяющий правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, закреплен в ст. 62 Конституции РФ.

Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции  РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в  Российской Федерации правами и  несут обязанности наравне с  гражданами Российской Федерации, кроме  случаев, установленных федеральным  законом или международным договором Российской Федерации.

Наряду с Законом об иностранных гражданах необходимо выделить Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [14], регулирующем порядок выезда из РФ и въезда в РФ.

Нормы, направленные на регулирование  особенностей правового статуса  иностранных граждан содержатся также в: Налоговом кодексе РФ [9,10]; Трудовом кодексе РФ, Земельном кодексе РФ [6], Уголовно-процессуальном [11], Уголовном кодексе РФ [12], Семейном кодексе РФ [7], Гражданском кодексе РФ [8], и иных законодательных актах.

Как видно даже из представленного  списка, институт правового режима иностранных граждан пронизывает  огромное количество разноотраслевых  законодательных актов, устанавливая особенности статуса данной категории лиц. Только комплексное применение данных законодательных актов, с учетом конституционных принципов и базисов Закона «О правовом положении иностранных граждан…» гарантирует правильное применение норм права.

Наряду с законодательными актами, действует большое количество подзаконных актов, принятых, прежде всего, во исполнение положений Закона об иностранных гражданах

Как подчеркивалось ранее, правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется международными договорами Российской Федерации.

Ратифицированные международные  акты являются базисом национального  законодательства РФ. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Прежде всего, необходимо выделить Декларацию о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.), наряду с Декларацией это следующие акты: Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [3]; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [4]; Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) [5].

 

2. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в советский период

Правовой статус иностранных  граждан и лиц без гражданства  до принятия Конституции 1977 года никак  не регламентировался. Конституции  СССР 1924 и 1936 годов не упоминали о правовом статусе иностранцев в СССР.

Конституция СССР 1977 [21] года явилась новым этапом в углублении социалистической демократии, совершенствовании и упрочении правового положения личности. Она наполнила права и свободы личности в Советском социалистическом государстве более богатым социальным и материальным содержанием, укрепила гарантии этих прав и свобод. Это касалось как советских граждан, так и иностранцев. Конституция СССР занимала первое место среди актов, определяющих тогда правовой статус иностранцев в СССР.

В Конституции СССР 1977 года впервые были закреплены исходные начала правового статуса иностранцев  в СССР - это был многозначительный  этап развития российского законодательства об иностранных гражданах.

Основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства предусматривались в статьях 37 и 38 раздела 11 «Государство и личность» Конституции СССР 1977 г. В ней устанавливалось принципиальное положение о гарантированности в СССР иностранным гражданам и лицам без гражданства предусмотренных законом прав и свобод. При этом особо выделялась одна из существенных конституционных гарантий - право на юридическую, в том числе судебную защиту. Гарантируя права и свободы, Основной закон одновременно возлагал на находящихся на территории СССР иностранных граждан и лиц без гражданства обязанность уважать Конституцию СССР и соблюдать советские законы.

Статья 38 Конституции  СССР предусматривало право убежища  иностранцам, преследуемым за защиту интересов  трудящихся и дела мира, за участие в революционном и национально - освободительном движении, за прогрессивную общественно - политическую, научную или иную творческую деятельность.

В продолжение развития правового статуса иностранных  граждан в 1981 году был принят Закон о правовом положении иностранцев в СССР [19], впервые комплексно регламентировал широкий круг вопросов, связанных с правовым положением этих лиц.

В данном законе говорилось о том, что иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР, настоящего Закона и других актов советского законодательства. Так же использование иностранными гражданами в СССР прав и свобод не должно наносить ущерб интересам советского общества и государства, правам и законным интересам граждан СССР и других лиц.

Глава 2 Закона СССР «О правовом положении иностранных граждан в СССР» полностью посвящена основным правам, свободам и обязанностям иностранных граждан в СССР.

Так, иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, могли работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан СССР. Временно пребывающие в СССР иностранные граждане могли заниматься трудовой деятельностью в СССР, если это совместимы с целями их пребывания в СССР.

Иностранные граждане не могли назначаться на отдельные  должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с советским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству СССР.

В области социального  обеспечения иностранные граждане, постоянно проживающие в СССР, имели право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами СССР. Временно пребывающие в СССР иностранные граждане имели право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Союза ССР.

Развивая идею общедоступного образования, СССР предоставило возможность  иностранным гражданам получать образование наравне с гражданами СССР в соответствии с порядком, установленным законодательством  Союза ССР.

Иностранные граждане, принятые в советские учебные заведения, имели права и несли обязанности учащихся и студентов в соответствии с советским законодательством.

В СССР иностранные граждане пользуются рядом политических прав и гражданских свобод: свободой слова, печати, свободой совести, неприкосновенностью личности, жилища, тайной переписки и т. д. Избирательными правами иностранцы не пользуются; они не привлекаются к несению воинской обязанности. Данным лицам, преследуемым за защиту интересов трудящихся, научную деятельность или национально-освободительную борьбу, предоставляется право убежища.

В области гражданско-правовых отношений иностранцам в СССР предоставляется национальный режим. Они могут приобретать те же гражданские  права, что и советские граждане (приобретать и отчуждать имущество, наследовать, заключать сделки, пользуются правом на изобретение и т. д.), обращаться в суд и нотариальные органы. Иностранцы могли вступать в брак с советскими гражданами и между собой, усыновлять и быть усыновленными; над ними может быть учреждена опека, и они могут быть опекунами. Иностранные лица, кроме лиц, пользующихся иммунитетом от юрисдикции (дипломатические, консульские представители и некоторые другие лица), подлежали уголовной ответственности за совершенные ими на территории СССР преступления.

Информация о работе Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и правовое регулирование их правового статуса в РФ