Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе.
Цель работы определяет следующие задачи:
- рассмотрение понятий иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- определение правовой базы, регламентирующей правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан в советском союзе;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства после демократизации российского общества и на современном этапе.
Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в СССР, пользовались медицинской помощью наравне с гражданами СССР. Законодательством были установлены некоторые ограничения прав иностранцев, например на передвижение в некоторых районах и на избрание отдельных профессий (капитан корабля и др.).
По вопросам их правового положения, СССР заключил ряд специальных соглашений, например договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о гражданстве, социальном обеспечении, безвизовом въезде и др.
Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. Распад СССР усугубил раскол среди российских политических элит. Между разобщёнными фракциями шла острая борьба, и отсутствовал консенсус по нормам и правилам политического поведения.
В начале 1990-х политический климат России характеризовался относительно высоким уровнем свободы личности, но также и противоречивым законодательством и низким уровнем правопорядка. В 1993 году противостояние между федеральной исполнительной и законодательной властью переросло в кризис, и 12 декабря того же года была принята новая Конституция России.
Конституцией РФ была сформирована система институтов гражданского общества, полностью соответствующая либеральным принципам. В стране был обеспечен политический плюрализм: партии осуществляют конкурентную борьбу за голоса избирателей, выдвигая альтернативные программы. Обеспечивается выборность депутатов федерального, регионального и местного уровней. Выбираются главы муниципальных образований. Раз в 5 лет (с учетом поправок 2009 года) страна делает главный выбор, решая, кому занять пост президента.
Демократизация общества коснулась всех сфер жизни общества и государства, в том числе наложила свой отпечаток и на формирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.
Необходимо отметить, что в результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений.
Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.
Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.
Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется [18, С. 327].
Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.
Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [16].
Введенные в недавнем прошлом изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшают регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами,- прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременении при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации [18, С. 329].
В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан.
Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.
Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством Российской Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны.
Так, на 2012 г. Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2011 N 2076-р [17] утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 105807 разрешений на временное проживание в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности.
Российская Федерация
— правопреемник и право
Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.
В настоящей работе была рассмотрена тема: «Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства». В ходе написания настоящей работы была достигнута цель исследования, а именно рассмотрено правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, решены поставленные задачи: рассмотрено понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства; определена правовая база, регламентирующая правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства; рассмотрено правовое положение иностранных граждан в советском союзе; рассмотрено правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе.
В ходе написания настоящей работы можно сделать следующие выводы.
1. Закон о правовом положении иностранных граждан дает легальное определение понятиям «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Так, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
2. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства до принятия Конституции 1977 года никак не регламентировался.
Конституции СССР 1924 и 1936 годов не упоминали о правовом статусе иностранцев в СССР.
Конституция СССР 1977 года явилась новым этапом в углублении социалистической демократии, совершенствовании и упрочении правового положения личности. Она наполнила права и свободы личности в Советском социалистическом государстве более богатым социальным и материальным содержанием, укрепила гарантии этих прав и свобод. Это касалось как советских граждан, так и иностранцев. Конституция СССР занимала первое место среди актов, определяющих тогда правовой статус иностранцев в СССР.
3. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в настоящее время определяет множество нормативно- правовых актов, различных отраслей права. Однако общий вывод можно сделать о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Однако иностранные граждане и лица без гражданства лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.).
Нормативно- правовые акты