Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и правовое регулирование их правового статуса в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе.
Цель работы определяет следующие задачи:
- рассмотрение понятий иностранный гражданин и лицо без гражданства;
- определение правовой базы, регламентирующей правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан в советском союзе;
- рассмотрение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства после демократизации российского общества и на современном этапе.

Файлы: 1 файл

3839-_konstitutsionnoe_pravo_r.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

Иностранцы, имеющие постоянное место жительства в СССР, пользовались медицинской помощью наравне с гражданами СССР. Законодательством были установлены некоторые ограничения прав иностранцев, например на передвижение в некоторых районах и на избрание отдельных профессий (капитан корабля и др.).

По вопросам их правового  положения, СССР заключил ряд специальных  соглашений, например договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, о гражданстве, социальном обеспечении, безвизовом въезде и др.

 

 

3. Демократизация общества и правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе

Демократия в России прошла через серию подъёмов и спадов и до сих пор находится в развитии. Первый подъём относится к ранней стадии феодализма, когда во многих городах Новгородской Руси получила распространение прямая демократия, и в них важнейшие решения принимались на вече. В Русском государстве цари часто искали поддержки со стороны различных сословий, для чего существовала боярская дума и созывались земские соборы. Реформы второй половины XIX века и начала XX века способствовали развитию земских, сословных, крестьянских, рабочих и общегосударственных выборных органов. Установившийся после революций и гражданской войны коммунистический режим имел внешние атрибуты народовластия, хотя фактически был авторитарным. В конце 1980-х и начале 1990-х были проведены масштабные демократические реформы. Распад СССР усугубил раскол среди российских политических элит. Между разобщёнными фракциями шла острая борьба, и отсутствовал консенсус по нормам и правилам политического поведения.

В начале 1990-х политический климат России характеризовался относительно высоким уровнем свободы личности, но также и противоречивым законодательством и низким уровнем правопорядка. В 1993 году противостояние между федеральной исполнительной и законодательной властью переросло в кризис, и 12 декабря того же года была принята новая Конституция России.

Конституцией РФ была сформирована система институтов гражданского общества, полностью соответствующая  либеральным принципам. В стране был обеспечен политический плюрализм: партии осуществляют конкурентную борьбу за голоса избирателей, выдвигая альтернативные программы. Обеспечивается выборность депутатов федерального, регионального и местного уровней. Выбираются главы муниципальных образований. Раз в 5 лет (с учетом поправок 2009 года) страна делает главный выбор, решая, кому занять пост президента.

Демократизация общества коснулась всех сфер жизни общества и государства, в том числе  наложила свой отпечаток и на формирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства.

Необходимо отметить, что в результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция России устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Но они лишены тех  прав, преимущественно из категории  политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений.

Иностранный гражданин  вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит  в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан России), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к  ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется [18, С. 327].

Некоторые категории  лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских  судов, военнослужащие, находящиеся  в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением по территории России, при изменении места жительства регулируются Федеральным законом от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [16].

Введенные в недавнем прошлом изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшают регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами,- прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременении при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации [18, С. 329].

В целях регулирования  миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы, федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции или его территориальными органами предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан.

Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством Российской Федерации для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны.

Так, на 2012 г. Распоряжением Правительства РФ от 18.11.2011 N 2076-р [17] утверждена квота на выдачу иностранным гражданам 105807 разрешений на временное проживание в Российской Федерации в целях осуществления трудовой деятельности.

Российская Федерация  — правопреемник и право продолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан России, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [15].

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

 

Заключение

В настоящей работе была рассмотрена тема: «Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства». В ходе написания  настоящей работы была достигнута цель исследования, а именно рассмотрено правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, решены поставленные задачи: рассмотрено понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства; определена правовая база, регламентирующая правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства; рассмотрено правовое положение иностранных граждан в советском союзе; рассмотрено правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства на современном этапе.

В ходе написания настоящей  работы можно сделать следующие выводы.

1. Закон о правовом  положении иностранных граждан дает легальное определение понятиям «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства». Так, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

2. Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства до принятия Конституции 1977 года никак не регламентировался.

Конституции СССР 1924 и 1936 годов не упоминали о правовом статусе иностранцев в СССР.

Конституция СССР 1977 года явилась новым этапом в углублении социалистической демократии, совершенствовании и упрочении правового положения личности. Она наполнила права и свободы личности в Советском социалистическом государстве более богатым социальным и материальным содержанием, укрепила гарантии этих прав и свобод. Это касалось как советских граждан, так и иностранцев. Конституция СССР занимала первое место среди актов, определяющих тогда правовой статус иностранцев в СССР.

3. Правовое положение  иностранных граждан и лиц  без гражданства в настоящее время определяет множество нормативно- правовых актов, различных отраслей права. Однако общий вывод можно сделать о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Однако иностранные граждане и лица без гражданства лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.).

 

Список используемой литературы

Нормативно- правовые акты

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 [Текст]: [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ] // СЗ РФ. – 2009. – № 4. – Ст. 445.
  2. Международные правовые акты. Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, [Электронный ресурс]: [утв. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/144 от 13 декабря 1985 г.] - Режим доступа: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_338
  3. Международные правовые акты. Всеобщая декларация прав человека [Текст]: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.] // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
  4. Международные правовые акты. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [Текст]: [принят в Нью-Йорке, 19 декабря 1966 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР.  – 1976 – №17(1831).
  5. Международные правовые акты. Международный пакт о гражданских и политических правах [Текст]: [принят в Нью-Йорке, 19 декабря 1966 г.] // Ведомости Верховного Совета СССР. – 1976 - №17(1831). - Ст. 291.
  6. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс от 25.10.2001 N 136-ФЗ [Текст]: [в ред. от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44. – Ст. 4147; Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 31. – Ст. 4322.
  7. Российская Федерация. Законы. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ [Текст]: [ред. от 30.11.2011] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16; Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7041.
  8. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [Текст]: [в ред. от 30.11.2011] // СЗ РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301; СЗ РФ. – 2011. – № 49 (ч. 1). – Ст. 7041.
  9. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Текст]: [в ред. от 19.07.2011] // СЗ РФ. – 1998. – № . – Ст. 3824; СЗ РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4593.
  10. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ [Текст]: [в ред. от 30.11.2011] // СЗ РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.12.2011.
  11. Российская Федерация. Законы. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Текст]: [в ред. от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921; Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 31. – Ст. 4332.
  12. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [Текст]: [в ред. от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 25, ст. 295; Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 31. – Ст. 4330.
  13. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Текст]: [в ред. от 28.07.2012] // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 30. – Ст. 3032, Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 31. – Ст. 4322.
  14. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 15.08.1996 №114-ФЗ   «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Текст]: [в ред. от 12.11.2012] // Собрание законодательства РФ.  – 1996. – № 34. – Ст. 4029 Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 47. – Ст. 6398.
  15. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» [Текст]: [в ред. от 23.07.2010] // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 22. – Ст. 2670. Собрание законодательства РФ. – 2010. – № 30. – Ст. 4010.
  16. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [Текст]: [в ред. от 06.12.2011] // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 30. – Ст. 3285  Собрание законодательства РФ. – 2011. –№ 50. – Ст. 7342.
  17. Российская Федерация. Распоряжения. Распоряжение  Правительства РФ от 18.11.2011  2076-р «Об установлении квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации на 2012 год» [Текст] // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 48. – Ст. 6983.

Информация о работе Понятие иностранных граждан и лиц без гражданства и правовое регулирование их правового статуса в РФ