Понятие источника повышенной опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 14:59, контрольная работа

Описание работы

Человек каждый день "сталкивается" с источниками повышенной опасности. В период массовой механизации, компьютеризации и автомобилизации, данные средства стали неотъемлемой частью нашей жизни. И, надо сказать, поставили перед обществом немало проблем, в том числе и правовых. Увеличивается число аварий, в судах растет количество дел, связанных с возмещением вреда, причиненного владельцам транспорта, имуществу граждан и их здоровью, во многих случаях со смертельным исходом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Понятие источника повышенной опасности…………………………………..…5
2 Основание и условия ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности………………………………………………………...…..10
3 Субъекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности……………………………………………………………………………13
4 Круг лиц, имеющих право на возмещение вреда………………………………17
5 Объем и размер возмещения вреда…………………………………………...…21
Заключение …………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………….………..27

Файлы: 1 файл

гп. ответственность за вред причиненный источников повышенной опасности.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..….3

1 Понятие источника повышенной  опасности…………………………………..…5

2 Основание и условия ответственности  за вред, причиненный источником  повышенной опасности………………………………………………………...…..10

3 Субъекты ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности……………………………………………………………………………13

4 Круг лиц, имеющих право на  возмещение вреда………………………………17

5 Объем и размер возмещения  вреда…………………………………………...…21

Заключение …………………………………………………………………………25

Список использованных источников…………………………………….………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, именуемая деликтным обязательством, является одним из наиболее сложных и важных институтов гражданского права.

Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности принадлежит к числу проблемных тем, в которой сложные теоретические вопросы имеют прямой выход в практику (как в сущности и в других институтах гражданского права, т.к. жизнь не стоит на месте - изменяется). Пробелы теории не дают конкретно решить практические вопросы, возникающие из данных правоотношений.

От решения этих вопросов, "непосредственно", зависит охрана жизненных интересов граждан и организаций.

Человек каждый день "сталкивается" с источниками повышенной опасности. В период массовой механизации, компьютеризации и автомобилизации, данные средства стали неотъемлемой частью нашей жизни. И, надо сказать, поставили перед обществом немало проблем, в том числе и правовых. Увеличивается число аварий, в судах растет количество дел, связанных с возмещением вреда, причиненного владельцам транспорта, имуществу граждан и их здоровью, во многих случаях со смертельным исходом.

Несмотря на обилие споров, которые рассматриваются в судах по этой категории дел, многие вопросы по сей день до конца не урегулированы в законе. Нет единых рекомендаций и в правовой литературе. В публикуемой судебной практике подобных дел мало (по некоторым проблемам нет ни одной публикации: например, по условиям ответственности при случайном столкновении транспортных средств). Данный вопрос в юридической литературе также остается спорным.

Одни авторы считают, что при отсутствии вины ни один из владельцев не в праве претендовать на возмещение ущерба за счет другого (Гусев Г.Н.. Ярошенко К.Б.), другие авторы придерживаются противоположной точки зрения - весь ущерб распределяется между ними в равных долях (Майданик Л. А., Сергеева Н. Ю., Могилянский Л. Г.). Необходимо в законодательном порядке решить проблему имущественной ответственности владельцев друг перед другом, когда при случайном столкновении повреждены их автотранспортные средства. Не решенным до конца остается вопрос имущественной ответственности перед третьими лицами в случае крайней необходимости.

Целью данной курсовой работы является характеристика особенностей возмещения вреда причиненного источником повышенной опасности.

Задачи работы:

- определение понятия «Источник  повышенной опасности»;

- характеристика условий и оснований  ответственности за причинение  вреда источником повышенной опасности;

- анализ субъектов ответственности и круга лиц, имеющих право на возмещение вреда;

- изучение объема и размера  возмещения вреда причиненного  источником повышенной опасности.

Структура работы: работа состоит из введения, 5 глав, заключения и списка использованных источников.

В процессе написания данной курсовой работы были использованы труды российских ученых и практика российских судов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Понятие источника повышенной  опасности

 

В советском гражданском праве долго отсутствовало легальное (законодательное или иное нормативно-правовое) определение источника повышенной опасности. Законодатель воздерживался от такого определения, но Пленум Верховного Суда СССР, руководящие указания которого обязательны для всех правоприменительных органов, в п.11 постановления от 5 сентября 1986 г. указал, что источником повышенной опасности надлежит признавать любую деятельность, осуществление которой создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами.1

Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств, например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения автомобиля (равно самовозгорания, самоизлучения и т.п. явлений).

Среди признаков источника повышенной опасности важны, во-первых, его вредоносные свойства и, во-вторых, невозможность полного контроля со стороны человека. Сами по себе, без соединения с деятельностью по эксплуатации источника, они не имеют юридического значения.

Судебная практика последовательно и обоснованно не признает источником повышенной опасности стоящий без движения автомобиль, поезд, подъемный кран и т.д.

Г. обратился с иском к П. о возмещении ущерба, причиненного повреждением принадлежащего ему автомобиля, сославшись на то, что ответчик, управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения и совершил аварию. Ответчик возражал против иска и указывал, что в свою очередь Г. также нарушил правила дорожного движения, поставив автомобиль в месте, препятствующем дорожному движению.

Объяснениями сторон, материалами проверки, проведенной органами ГАИ подтверждено, что П. на принадлежащем ему автомобиле "Мсквич-412" совершил маневр и столкнулся со стоящим автомобилем истца "ВАЗ-2101". Поскольку столкновение произошло со стоящим автомобилем, ответчик обязан возместить ущерб на основании ст.1079 ГК РФ, т.е. как владелец источника повышенной опасности. Решением суда иск был удовлетворен.

Существуют три основных позиции по вопросу «Что относить к источнику повышенной опасности?»:

1) источник повышенной опасности  определяется как деятельность;

2) источником повышенной опасности  считаются свойства вещей или  силы природы, которые при достигнутом  уровне развития науки и техники не поддаются полностью контролю человека, создают высокую степень вероятности причинения вреда жизни и здоровью человека, либо материальным благам;

3) под источником повышенной  опасности понимаются предметы, вещи, оборудование, находящиеся в  процессе эксплуатации и создающие при этом повышенную опасность для окружающих.2

Шиминова М.Я. пришла к выводу, что между взглядами на источник повышенной опасности как "на деятельность" и на "предметы материального мира" вообще нет разницы. С ее точки зрения, источником повышенной опасности может быть как деятельность, так предметы.3 По существу И.А.Субботин относит к источникам повышенной как деятельность, связанную с использованием некоторых специфических объектов техники, веществ и отдельных видов природной энергии физические свойства которых могут представлять определенную опасность для окружающих, так и отдельные объекты техники, вредоносные вещества, некоторые виды энергии, способные при определенных условиях причинить значительный ущерб окружающим.4

Вред окружающим практически можно причинить любым, например, механическим предметом, Но законодателей интересуют особые, специфические свойства объекта, признаваемого источником повышенной опасности; вероятность проявления вредоносных свойств даже при максимальной бдительности владельца источника во время его эксплуатации, при учете владельцем всех известных ему специфических вредоносных свойств источника при сведении вероятности причинения вреда волевыми усилиями владельца источника повышенной опасности до возможного минимума.

Для применения правила ст.1079 ГК важно установить, что вред стал следствием именно характерного (специфического) для эксплуатации данного объекта вредоносного свойства. Такие механические объекты, как, например, самолет, автомобиль, опасны невозможностью их внезапной остановки, а стройка - той же невозможностью остановки техники, предметами, поднятыми на высоту, или углублениями и как следствие - вероятностью причинения именно механических повреждений (увечий).

Так, Калининградский областной суд по иску на основании ст. 1079 ГК указал, что буер служит источником повышенной опасности, т.к. при помощи силы ветра он движется со скоростью 70-80 км/час и не имеет устройства экстренного торможения. Некоторые названные объекты имеют и побочные вредоносные проявления - шум, вибрация, отравляющие газы и т.д. Иногда в механическом источнике эти вредоносные свойства сочетаются. Например, несовершенство технической конструкции узлов газомобилей вызвало ряд случаев взрывов газа и отравления газом.

По ряду гражданских дел, рассмотренных Московским городским судом, было установлено, что смерть гражданина произошла от отравления выхлопными газами автомобиля, сконцентрированными в закрытом помещении (в гараже). Суд не признал в данной ситуации автомобиль источником повышенной опасности. Аналогичное решение принял и Московский областной суд по иску жены погибшего К. к Коломенскому отделению Госбанка РФ, водитель которого отравился выхлопными газами, уснув в гараже (в нерабочее время).5

Такой вывод судов правилен не потому, что вредоносные свойства техники исчерпываются опасностью только механических повреждений (например, вибрация способна вызвать серьезные расстройства здоровья). Решающее значение по указанным делам имело отсутствие второго признака источника повышенной опасности - невозможность контроля за вредоносным свойством. Напротив, возможность контроля исключает признание на практике, например, любого огнестрельного оружия источником повышенной опасности. Совокупность же единиц огнестрельного оружия, собранных в тире или на стрельбище, дают основание для признания тира, стрельбища (как организации) владельцем источника повышенной опасности.

Источники повышенной опасности весьма разнообразны. В ст. 1079 ГК законодатель дает лишь примерный перечень источников повышенной опасности. Это не случайно. Любой перечень или классификация источников повышенной опасности будут носить примерный, условный характер, ибо развитие науки и техники идет постоянно.6

При классификации источников повышенной опасности по элементам (деятельности и объектам) можно учитывать общие характерные черты в их взаимодействии, направление деятельности и ее примерный перечень.7

Первая группа - деятельность, связанная с использованием транспортных средств и механизмов. Думается, что под транспортными средствами необходимо понимать не только наземный, но и воздушный, речной, морской, трубопроводный транспорт. Под механизмом понимается устройство машины, приводящее ее в действие. Критерием отнесения к ИПО того или иного аппарата, помимо мощности двигателя, является специальное разрешение и допуск к его эксплуатации, а также их регистрация в контролирующих государственных органах. Например, мотоблок, бытовой электрорубанок не относятся к источнику повышенной опасности, чего нельзя сказать об эскалаторах, стационарно установленных грузоподъемных механизмах, канатных дорогах, фуникулерах.

Вторая группа - деятельность, связанная со сверхнормативно установленным, выше упомянутым владением количеством опасных веществ.

Третья группа - деятельность, связанная с использованием электрической энергии высокого напряжения и атомной энергии (впервые включены в примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих). Использование атомной энергии - это прежде всего деятельность, связанная с атомными реакторами, которые подразделяются на несколько видов: исследовательские, изотопные, которые используются для получения радионуклидов, в том числе плутония; энергетические, в которых энергия, выделяющаяся при делении ядер, используется для выработки электроэнергии, теплоэнергии, в силовых установках, на кораблях.

Четвертая группа - строительная и связанная с ней иная деятельность упоминалась в примерном перечне прежних редакций гражданских кодексов. Вероятно, может возникнуть затруднение в понимании того, что следует иметь в виду под иной, связанной со строительством, деятельностью. Думается, сюда необходимо отнести ведение горных работ, работы по обогащению полезных ископаемых, работы в подземных условиях. Деятельность по проектированию строительства объектов (чертежи, схемы, макеты) формально содержит признаки специального деликта, однако к источнику повышенной опасности ее нельзя отнести, поскольку отсутствует непосредственная связь со вторым элементом (опасный предмет). Гражданская ответственность проектирующих организаций наступит лишь при наличии их вины. Случаи причинения вреда при возведении построек ручным способом неспециализированными организациями без применения электрооборудования высокого напряжения, подъемных механизмов нельзя отнести к источнику повышенной опасности, поскольку здесь также нет связи с опасными объектами.

Информация о работе Понятие источника повышенной опасности