Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 20:39, курсовая работа
Опыт по согласованию индивидуальных воль, воплощенных в отдельных объектах, фиксируется в классификации вещей, которая отражает те их свойства, которые выявились как значимые для гражданского оборота и для правовых форм распределения между членами общества освоенного предметного пространства. Те вещи, назначение которых не может быть исчерпано волей отдельного человека, оказываются в коллективной принадлежности. Вещи, природа которых не допускает индивидуализации, остаются вне отношений принадлежности и правовой регуляции.
Введение.
Овладение человеком внешним миром
— дискретный процесс: свободная
воля постепенно наделяет целью отдельные
его части, структурируя пространство
в соответствии с конечной природой
индивида. Функционально значимые для
человека части предметного мира
— вещи — определяют масштаб
присутствия индивидуального
§ 1. Понятие вещей.
В классическом римском праве выработано понятие вещей в широком и узком значении, в узком значении вещь – это определенная часть природы, представляющая некоторую ценность для ее обладателя. В широком значении вещь - это не только вещи в обычном смысле как материальные предметы внешнего мира, но также юридические отношения и права. Вещи телесные и бестелесные. Гай (2. 13. 14) так и делит вещи на телесные (corporales), которые можно осязать (quae tangi possunt) и бестелесные (incorporales), которые нельзя осязать (quae tangi non possunt). В качестве примеровres incorporales Гай называет наследство, узуфрукт (п. 221), обязательства. Следует отметить, что в числе примеров res incorporales Гай не упоминает права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и самую вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию corpora, телесных вещей. В отрывке из комментария Ульпиана к преторскому эдикту в Дигестах (5. 3. 18. 2) на вопрос, что составляет предмет иска о наследстве, дается такой ответ: "Universasres hereditarias in hoc iudicium venire, sive iura sive corpora sint" , т.е. предмет этого иска составляют все вещи наследства, будут ли то "права" или "телесные предметы".
Деление вещей на виды производится по их специальным свойствам, имеющим значение для экономического и правового оборота.
Наиболее общим образом вещи делились на:
1) вещи Божественного (сокрального) права (священные, святые и религиозные). К вещам божественного права принадлежат три вида: вещи священные (res sacra), посвященные богам, в том числе храмы, рощи, алтари, статуи, культовые предметы; вещи святые (r. sanctaе), священно неприкосновенные, находящиеся под защитой богов, главным образом - городские стены и ворота, межи; вещи религиозные, посвященные подземным богам, особенно гробницы и могилы, в том числе рабов.
Священной вещь становиться только вследствие утверждения и признания со стороны римского народа (закона). Религиозной вещь, делаем мы сами, хороня умершего.
2) вещи человеческого права:
— публичные, принадлежащие политической совокупности граждан. К таким вещам относились театры, стадионы, реки, пользование берегами рек;
— частные, принадлежавшие отдельным лицам.
Вместе с этим римляне делили вещи человеческого права на пять групп:
§ 2 Классификация вещей.
В римском праве существовали и другие категории вещей:
2.1 Изъятые и не изъятые из оборота вещи.
Изъятые из оборота вещи (res in commercio et res extra commercium) — это те вещи, которые удовлетворяли потребности всего народа, а потому не могли быть предметом частных правоотношений. Объявлялись на основании закона неотчуждаемыми и непередаваемыми в собственность других лиц. К ним относились предметы религиозного содержания (храмы, публичные дороги, предметы религиозного культа, места погребения и др.), а также предметы общего пользования (воздух, непересыхающие реки, берега моря и др.), то есть общие вещи, имущество закрепленное исключительно за государством и собственность религиозного культа.
Основным и единственным хозяином публичных вещей считался римский народ. Имущества общин-городов (civitates) на практике также назывались res publicae. Таким образом, res publicae, во-первых, служили по воле государства или общин удовлетворению их потребностей как носителей власти. Во-вторых, res publicae служили источником государственных доходов и покрывали фискальные нужды - inpatrimonio populi vel fisci - в имуществе народа или фиска. Сюда входили общественные здания и укрепления, служившие целям управления и защиты.
Следующую категорию публичных вещей составляли вещи, назначенные для общего пользования всех граждан общественных потребностей и целей, - res universitatis. Сюда относились, прежде всего, публичные дороги и реки. Реки делились римлянами на flumina publica и privata, в зависимости от того, пересыхали ли они на известное время года или нет. К публичным относились непересыхающие реки, т.е. реки, на которых было возможно постоянное добросовестно владевшее чужой вещью, доходы, которые были, может что они принадлежат тому, кто их потребил.
Помимо публичных рек и дорог, римские источники относили в группу вещей общего пользования театры, стадионы, бани и пр. - quae in usu publico sunt. Пользование этими вещами предоставлялось всем гражданам.
Наконец, вне оборота были res divini iuris - вещи божеского права, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права. Сюда относились вещи, посвященные богам (res sacrae), - храмы, богослужебные предметы (Гай. 2. 9); места погребения членов рода, семьи, отдельного человека и даже раба - res religiosae (Гай. 2. 4) Наконец, публичное право считало res sanctae городские стены и ворота каждой общины. Они принадлежали городу, но в оборот могли поступить только после срытия (Гай. 2. 8). В праве Юстиниана было допущено отчуждение священных вещей - res sacrae - для выкупа пленных или уплаты церковных долгов.
Не изъятые из оборота вещи (res in commercium) — это те вещи, которые удовлетворяли интересы отдельных лиц и являлись предметом купли-продажи, обмена и т. п. К ним относилось все вещи, не входящих в группу изъятых из оборота.
2.2 Манципируемые и неманципируемые вещи.
Манципируемые вещи (res mancipi) — это вещи, а именно италийские земли, постройки на них, рабы, рабочий скот и земельные сервитуты, собственность на которые могла быть перенесена лишь при соблюдении особой, чрезвычайно сложной процедуры, именуемой манципацией. Omnes res aut mancipi sunt aut nec mancipi. Mancipi res sunt praedia in Italico solo, tamrustica, qualis est fundus, quam urbana, qualis domus; item iura praediorum rusticorum,velut via, iter, actus, aquaeductus; item servi et quadrupedes quae dorso collovedomantur, velut boves, muli, equi, asini, ceterae res nec mancipi sunt (Ulp. Reg. 19. 1). (Все вещи считаются вещами манципия или неманципия. Вещами манципия являются земельные участки на италийской земле, и притом как сельские, каким считается поместье, так и городские, каков дом; также права сельских участков, например дорога, тропа, прогон, водопровод; также рабы и четвероногие, которые приручаются к упряжке или ярму, например быки)
Как видно из текста, круг res mancipi был очерчен довольно узко, а с конца республики, когда владычество римлян распространилось на всю Италию, земельные, участки, расположенные в Италии, построенные на них дома и предиальные (земельные) сервитуты, на рабов и вьючных или упряжных животных, обслуживающих земли римских землевладельцев. Наоборот, к числу res nec mancipi относились все вещи, не входящие в группу resmancipi, в частности провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот(свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие и т.д. Это деление определялось тем, что к числу res mancipi относились вещи, которые признать, что, разделяя вещи на телесные и бестелесные, Гай разумеет под последними не вещи в смысле предметов внешнего мира, а именно права.
Суть манципации заключалась в
засвидетельствовании приглашенными
свидетелями факта перехода права
собственности на особо важные вещи
от отчуждателя к приобретателю.
В случае возникновения сомнения
в этом факте присутствовавшие при
этом свидетели могли подтвердить
его наличие и
Италийские земли передавались
исключительно через
Неманципируемые вещи (rex пес mancipi) — отчуждались путем простой передачи — traditio, соблюдение манципации относительно таких вещей не требовалось. К неманципируемым вещам римляне относили мелкий скот, мебель, продовольствие и т.д.
Деление вещей на неманципируемые и манципируемые было обусловлено ценностью вещей в хозяйственном обороте. Если при отчуждении манципируемых вещей (например, земли) процедура манципации не исполнялась или нарушалась, право собственности к приобретателю не переходило, т.е. покупатель земли, несмотря на уплату собственности и получения земли в фактическое владение и пользование, собственником земли не становился.
2.3. Делимые и неделимые вещи.
Делимые – это вещи которые можно было разделить любым образом, и при этом они не утрачивали своей хозяйственной ценности и назначения. При заделе они представляли те же вещи только в меньшем объеме pro parte divisa (Ulp. D. 8. 4). Например земельный участок или сено. Неделимые – это вещи, которые при разделе рачивали хозяйственное назначение и функциональные свойства целого (рабочий мул).
Указанное деление имело важное практическое значение в отношении общей собственности, в частности при прекращении ее режима.
Кроме материального разделения вещей, мыслилось и разделение права на так называемые идеальные доли. В таких случаях право на вещь, не разделенную материально, признавалось принадлежащим и нескольким лицам всем вместе, и каждому из них на известную долю ценности вещи, на 1/2, 1/3 и т.д.: totius corporispro indiviso, pro parte dominium habere (D. 13. 6. 5. 15). При прекращении общей собственности на вещь, т.е. права собственности, в идеальных долях, имела больше вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственниками, одного из них, а остальные получали денежную компенсацию (п. 188). Делимыми считались земельные участки; построенные на них здания делились, но только вертикально. Внешними признаками разделения Делимыми считались и движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни, песок).
2.4. Простые и сложные вещи.
Помпоний различал три вида вещей: Tria autem genera sunt corporum, unum quod continetur uno spiritu et graecehenomenon vocatur, ut homo tignum lapis et similia: alterum quod ex contingentibus,hoc est pluribus inter se cohaerentibus constat, quod synemmenon vocatur, utaedificium, navis, armarium, tertium quod ex distantibus constat, ut corpora plura nonsoluta, sed uni nomini subiecta, veluti populus, legio, grex (D. 41. 3. 30. pr.).(Существует же три рода тел: один, который составляет одно целое и по-гречески обозначается как "единое бытие", как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из составных, т.е. нескольких между собой связанных тел, что называется составным телом, как, например, здание, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, например, народ, легион, стадо.)
Информация о работе Понятие классификация вещей в римском праве