Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:33, реферат
Целью данной работы является показать, что же из себя представляет нотариат в современной России, рассмотреть такие вопросы как: задачи российского нотариата, которые стави тперед ним нынешняя действительность; права и обязанности нотариуса, а также гарантии нотариальной деятельности и место нотариата в системе государственных органов. В отдельной главе нотариат рассматривается как институт превентивного правосудия. Последняя глава посвящается проблемам российского нотариата.
Введение
1. Понятие нотариата.
2.Задачи и место нотариата в системе государственных органов
2.1 Задачи российского нотариата
2.2 Основы нотариальной деятельности
2.3 Место нотариата в системе государственных органов
Заключение
Список использованных источников
Ответственность нотариуса.
Руководствуясь в своей
деятельности только законом, осуществляя
предоставленные законом права
и обязанности, нотариус несет ответственность
за свою деятельность также в соответствии с законом. За
любое нарушение закона нотариус может
быть лишен не только полномочий, но и
права заниматься нотариальной деятельностью
впредь. Основы законодательства Российской
Федерации на первое место ставят ответственность
за умышленное разглашение сведений о
совершенном нотариальном действии или
совершение нотариального действия, противоречащего
законодательству Российской Федерации.
По решению суда в связи с таким нарушением
нотариус обязан возместить причиненный
ущерб. Возмещение ущерба, причиненного
в связи с незаконными действиями нотариуса,
занимающегося частной практикой, осуществляется
за счет страховых сумм, а если их недостаточно
для покрытия ущерба - за счет личного
имущества нотариуса. В других случаях,
в частности, при допущении нотариусом
ошибки, возмещение ущерба, причиненного
частнопрактикующим нотариусом, должно
быть осуществлено им самим, а не страховой
компанией или третьими лицами. Если нотариус, занимающийся частной
практикой, совершил действия, противоречащие
законодательству Российской Федерации,
должностные лица, органы юстиции, нотариальные
палаты, налоговые органы вправе направить
представление в судебные органы о прекращении
его деятельности. Деятельность нотариуса
может быть прекращена приказом органа
юстиции об увольнении на основании решения
суда.
Нотариус, работающий в государственной
нотариальной конторе, за совершение действий,
противоречащих законодательству Российской
Федерации, несет ответственность в установленном
законом порядке, а именно: материальную
ответственность за нотариуса несет государство
в лице органа юстиции, а частный нотариус
- в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации материальную ответственность
несет сам.
Одной из обязанностей нотариуса является
своевременное, то есть в течение десяти
дней, направление в налоговые орлеаны
сведений о стоимости имущества, переходящего
в собственность граждан в порядке наследования
или дарения. В случае несвоевременного
представления в налоговый орган таких
сведений нотариус может быть привлечен
в судебном порядке к ответственности.
При совершении нотариальных действий,
консультировании, выполнении иных видов
нотариальной деятельности нотариусу
и работающим в нотариальных конторах
лицам становятся известными различные
сведения и документы, касающиеся личных
интересов граждан или деятельности юридического
лица. Зачастую такие сведения имеют конфиденциальный
характер. Основы законодательств РФ о
нотариате содержат прямой запрет разглашать
сведения, оглашать документы, ставшие
известными нотариусу в связи с выполнением
своих служебных обязанностей, любые сведения
о совершенном или находящемся в производстве
нотариальном действии. Такой запрет распространяется
на нотариуса и в том случае, когда он сложил
полномочия или уволился. Только суд вправе
освободить нотариуса от обязанности
хранить тайну, если в его производстве
имеется уголовное дело против нотариуса
в связи с совершением им нотариального
действия. Требование о сохранении тайны
нотариального действия распространяется
на всех сотрудников нотариальной конторы,
которым могут стать известными сведения
и документы в связи с выполнением ими
своих функций.
Однако если сведения о совершенных или
совершаемых нотариальных действиях затребованы
судом, прокуратурой, органами следствия
в связи с находящимися в их производстве
уголовными и гражданскими делами, арбитражным
судом в связи с находящимся в его разрешении
спором, то нотариус в установленные законом
сроки обязан представить требуемую информацию.
Справки о завещаниях выдаются только
после смерти завещателя. При этом следует
иметь в виду следующее: справки о завещаниях
должны быть выданы не только наследникам
по завещанию или по закону, но и любому
лицу, считающему, что завещание могло
быть оставлено завещателем в его пользу.
Однако выдача такого рода справок может
быть произведена строго при предъявлении
подлинного свидетельства о смерти завещателя
или нотариально засвидетельствованной
его копии; сами справки не могут содержать
сведений о том, в пользу кого составлено
завещание. Содержание завещания может
быть оглашено только лицу или лицам, указанным
в завещании.
Все сведения, касающиеся совершенного
или совершаемого нотариального действия,
в том числе и оформления наследственных
прав, охраны наследственного имущества,
нотариальные документы или их копии могут
быть выданы только лицам, от имени или
по поручению которых эти действия совершались
или совершаются нотариусом. В том случае,
если лицо, совершившее нотариальное действие
дает доверенность другому лицу на получение
перечисленных сведений в нотариальной
конторе, то нотариус не вправе отказать
в ее выдаче доверенному лицу.
В обязанности нотариуса входит обязательное
направление в налоговые органы сведений
о стоимости имущества, переходящего в
порядке наследования или дарения. Закон
о налоге на имущество, переходящее в собственность
граждан в порядке наследования или дарения,
а также Инструкция Государственной налоговой
службы о порядке исчисления налога с
такого имущества предусматривают, что
сведения о стоимости переходящего в собственность
граждан имущества должны быть представлены
в налоговый орган не позднее пяти дней
с момента удостоверения сделки в нотариальной
конторе. В случае нарушения срока на нотариуса
может быть наложено взыскание.
2.3. Место нотариата в системе государственных
органов
Для того чтобы выяснить какое место занимает
нотариат в системе государственных органов,
напомним, что из себя представляет нотариат.
Как уже было сказано в предыдущей главе:
- нотариат в России представляет собой
систему государственных органов, а также
должностных лиц, которым в соответствии
с Основами законодательства Российской
Федерации о нотариате предоставлено
право совершать нотариальные действия.
В эту систему входят Министерство юстиции
Российской Федерации, министерства юстиции
республик, входящих в состав Российской
Федерации, управления юстиции субъектов
Российской Федерации, государственные
нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся
частной практикой, должностные лица органов
исполнительной власти и консульских
учреждений, а также другие должностные
лица, которые действующим законодательством
наделены правом в исключительных случаях
совершать нотариальные действия;
- нотариат по своему характеру и выполняемым
функциям относится к числу органов государственного
управления, так как совершение нотариальных
действий возможно только органом, обладающим
определенными властными полномочиями.
Полномочия органов, входящих в систему
нотариата, различны. В полном объеме нотариальные
действия совершают нотариусы как работающие
в государственных нотариальных конторах,
так и частнопрактикующие. Однако следует
отметить, что ведение наследственных
дел возложено на государственных нотариусов
и только в случае отсутствия - в нотариальном
округе государственной нотариальной
конторы наследственные дела передаются
частнопрактикующему нотариусу. Несколько
уже круг полномочий должностных лиц консульских
учреждений Российской Федерации. Должностные
лица органов исполнительной власти совершают
лишь несколько нотариальных действий
и только в случаях отсутствия в населенном
пункте нотариуса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследуя научный и практический материал
по данной теме, проанализировав Российское
законодательство, регулирующее такой
институт как нотариат можно сделать следующие
выводы:
1) Российский нотариат представляет собой, прежде
всего, систему органов, на которую возложено
удостоверение бесспорных прав и фактов,
свидетельств с документов, выписок из
них, придание документам исполнительной
силы и выполнение других нотариальных
действий в целях обеспечения защиты прав
и законных интересов граждан и юридических
лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства,
нормами которой регулируются нотариальная
деятельность.
2) История российского нотариата начинается
с шестнадцатого века. У него были и времена
взлета, и времена, когда он как институт
переставал существовать в нашей стране
(после Революции 1917 года) или его роль
заметно уменьшалась в системе государственных
органов. После принятия Положения о государственном
нотариате в 1922 году в России на долгие
годы утвердился государственный нотариат.
Так было вплоть до 1993 года, когда были
приняты Основы законодательства РФ о
нотариате и в нашу страну вернулся частный
нотариат, и он стал существовать наравне
с государственным. Кроме того, мы вступили
в Международный союз латинского нотариата,
и российские нотариусы получили возможность
обмениваться опытом со своими зарубежными
коллегами.
3) Задачи института
нотариата следующие:
- наиболее полное и всеобъемлющее обеспечение
реализации гражданами и государством
своих имущественных и иных законных прав
и интересов;
-придание гражданско-правовым отношениям
стабильного, бесконфликтного предсказуемого
и законного характера;
- обеспечение доступности в получении государственной правовой помощи по охране и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота;
- повышение правового
уровня и культуры граждан
и создание реальных
- создание условий для реализации правовой,
экономической и иных реформ, проводимых
в настоящее время в России;
-создание условий для придания России статуса экономической зоны, выгодной для отечественных и иностранных инвесторов;
- повышение международного статуса России и содействие вступлению России в качестве равноправного участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств России.
4) Нотариат является
одной из составляющих
1) частный нотариат дополняет существующую
систему государственного нотариального
обслуживания физических и юридических
лиц;
2) деятельность частного нотариуса базируется
не на бюджетном финансировании. Частный
нотариус как представитель свободной
профессии организует свою работу, нанимает
и увольняет работников, обеспечивает
материально свою профессиональную деятельность.
В то же время государство сохраняет за собой решение некоторых вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов: установление особого порядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса; наделение частного нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии; контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. –
М.: Спарк, 1998. –148с.;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
ч.1 от 21.10.1994 г.;
4. Семейный кодекс Российской Федерации
от 29.12.1995 г.;
5. Уголовный кодекс Российской Федерации
от 25.05.1995 г.;
6. Закон Российской Федерации «Основы
законодательства Российской Федерации
о нотариате» от 11.02. 1993 г.;
7. Закон Российской Федерации «О государственной
пошлине» от 09.12.1991 г.;
8. Федеральный закон Российской Федерации
«О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним»
от 17.06.1997 г.;
9. Федеральный закон Российской Федерации
«О защите прав потребителей» от 09.01.1999
г.;
10. Инструкция о порядке совершения нотариальных
действий должностными лицами органов
исполнительной власти от 19.05.1996 г.;
11. Инструкция о порядке совершения нотариальных
действий государственными нотариальными
конторами от 06.01.1987 г.;
12. Инструкция №32Государственной налоговой
службы Российской Федерации о порядке
исчисления и уплаты налога с имущества
в порядке наследования или дарения от
30.05.1995 г.
13. Положение о порядке выдачи лицензий
на право нотариальной деятельности
14. Сборник нормативных актов «Государственный
нотариат», М.П. Вышинский, М., «Юридическая
литература», 1989 г.;
15. Сборник законодательных актов Российской
Федерации, 1993 г., №3, ст. 62;
16. Сборник нормативных актов, применяемых
при совершении нотариальных действий
«О нотариате», В.А. Аболенцева, М., 1994 г.;
17. Основы нотариальной деятельности,
П.П. Глущенко, А.М. Седов, учебное пособие,
СПб, 1999 г.;
18.Правовые основы нотариальной деятельности,
В.Н. Аргунов, М., 1994 г.;
19. Настольная книга нотариуса, В.С. Репин,
М., «Юридическая литература», 1994 г.;
20. Правоохранительные органы, В.П. Божьев,
М, 1996 г.;
21. Гражданский процесс. Учебник, ред. К.И.
Комиссарова и Ю.К.Осипова, М., «БЕК», 1996
г.
22. Административное право. Учебник, М.,
«Юридическая литература», 1995 г.
23. Нотариат, Н. Полтавская, В. Кузнецов,
курс лекций, М., 1999 г.;
24. Вы пришли к нотариусу. М., 1997 г., №21, «Российская
газета», библиотека;
25. Нотариат в вопросах и ответах. М., «Юридическая
литература», 1994 г.;