Понятие нотариата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является показать, что же из себя представляет нотариат в современной России, рассмотреть такие вопросы как: задачи российского нотариата, которые стави тперед ним нынешняя действительность; права и обязанности нотариуса, а также гарантии нотариальной деятельности и место нотариата в системе государственных органов. В отдельной главе нотариат рассматривается как институт превентивного правосудия. Последняя глава посвящается проблемам российского нотариата.

Содержание работы

Введение

1. Понятие нотариата.

2.Задачи и место нотариата в системе государственных органов

2.1 Задачи российского нотариата

2.2 Основы нотариальной деятельности

2.3 Место нотариата в системе государственных органов

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

понятие нотариата.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Ответственность нотариуса.

Руководствуясь в своей  деятельности только законом, осуществляя  предоставленные законом права  и обязанности, нотариус несет ответственность  за свою деятельность также в соответствии с законом. За любое нарушение закона нотариус может быть лишен не только полномочий, но и права заниматься нотариальной деятельностью впредь. Основы законодательства Российской Федерации на первое место ставят ответственность за умышленное разглашение сведений о совершенном нотариальном действии или совершение нотариального действия, противоречащего законодательству Российской Федерации. По решению суда в связи с таким нарушением нотариус обязан возместить причиненный ущерб. Возмещение ущерба, причиненного в связи с незаконными действиями нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется за счет страховых сумм, а если их недостаточно для покрытия ущерба - за счет личного имущества нотариуса. В других случаях, в частности, при допущении нотариусом ошибки, возмещение ущерба, причиненного частнопрактикующим нотариусом, должно быть осуществлено им самим, а не страховой компанией или третьими лицами.  Если нотариус, занимающийся частной практикой, совершил действия, противоречащие законодательству Российской Федерации, должностные лица, органы юстиции, нотариальные палаты, налоговые органы вправе направить представление в судебные органы о прекращении его деятельности. Деятельность нотариуса может быть прекращена приказом органа юстиции об увольнении на основании решения суда.  
Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации, несет ответственность в установленном законом порядке, а именно: материальную ответственность за нотариуса несет государство в лице органа юстиции, а частный нотариус - в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации материальную ответственность несет сам. 
Одной из обязанностей нотариуса является своевременное, то есть в течение десяти дней, направление в налоговые орлеаны сведений о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан в порядке наследования или дарения. В случае несвоевременного представления в налоговый орган таких сведений нотариус может быть привлечен в судебном порядке к ответственности.  
При совершении нотариальных действий, консультировании, выполнении иных видов нотариальной деятельности нотариусу и работающим в нотариальных конторах лицам становятся известными различные сведения и документы, касающиеся личных интересов граждан или деятельности юридического лица. Зачастую такие сведения имеют конфиденциальный характер. Основы законодательств РФ о нотариате содержат прямой запрет разглашать сведения, оглашать документы, ставшие известными нотариусу в связи с выполнением своих служебных обязанностей, любые сведения о совершенном или находящемся в производстве нотариальном действии. Такой запрет распространяется на нотариуса и в том случае, когда он сложил полномочия или уволился. Только суд вправе освободить нотариуса от обязанности хранить тайну, если в его производстве имеется уголовное дело против нотариуса в связи с совершением им нотариального действия. Требование о сохранении тайны нотариального действия распространяется на всех сотрудников нотариальной конторы, которым могут стать известными сведения и документы в связи с выполнением ими своих функций.  
Однако если сведения о совершенных или совершаемых нотариальных действиях затребованы судом, прокуратурой, органами следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными и гражданскими делами, арбитражным судом в связи с находящимся в его разрешении спором, то нотариус в установленные законом сроки обязан представить требуемую информацию. 
Справки о завещаниях выдаются только после смерти завещателя. При этом следует иметь в виду следующее: справки о завещаниях должны быть выданы не только наследникам по завещанию или по закону, но и любому лицу, считающему, что завещание могло быть оставлено завещателем в его пользу. Однако выдача такого рода справок может быть произведена строго при предъявлении подлинного свидетельства о смерти завещателя или нотариально засвидетельствованной его копии; сами справки не могут содержать сведений о том, в пользу кого составлено завещание. Содержание завещания может быть оглашено только лицу или лицам, указанным в завещании.  
Все сведения, касающиеся совершенного или совершаемого нотариального действия, в том числе и оформления наследственных прав, охраны наследственного имущества, нотариальные документы или их копии могут быть выданы только лицам, от имени или по поручению которых эти действия совершались или совершаются нотариусом. В том случае, если лицо, совершившее нотариальное действие дает доверенность другому лицу на получение перечисленных сведений в нотариальной конторе, то нотариус не вправе отказать в ее выдаче доверенному лицу.  
В обязанности нотариуса входит обязательное направление в налоговые органы сведений о стоимости имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Закон о налоге на имущество, переходящее в собственность граждан в порядке наследования или дарения, а также Инструкция Государственной налоговой службы о порядке исчисления налога с такого имущества предусматривают, что сведения о стоимости переходящего в собственность граждан имущества должны быть представлены в налоговый орган не позднее пяти дней с момента удостоверения сделки в нотариальной конторе. В случае нарушения срока на нотариуса может быть наложено взыскание. 
 
2.3. Место нотариата в системе государственных органов  
Для того чтобы выяснить какое место занимает нотариат в системе государственных органов, напомним, что из себя представляет нотариат. Как уже было сказано в предыдущей главе:  
- нотариат в России представляет собой систему государственных органов, а также должностных лиц, которым в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предоставлено право совершать нотариальные действия. В эту систему входят Министерство юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав Российской Федерации, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие должностные лица, которые действующим законодательством наделены правом в исключительных случаях совершать нотариальные действия;  
- нотариат по своему характеру и выполняемым функциям относится к числу органов государственного управления, так как совершение нотариальных действий возможно только органом, обладающим определенными властными полномочиями. 
Полномочия органов, входящих в систему нотариата, различны. В полном объеме нотариальные действия совершают нотариусы как работающие в государственных нотариальных конторах, так и частнопрактикующие. Однако следует отметить, что ведение наследственных дел возложено на государственных нотариусов и только в случае отсутствия - в нотариальном округе государственной нотариальной конторы наследственные дела передаются частнопрактикующему нотариусу. Несколько уже круг полномочий должностных лиц консульских учреждений Российской Федерации. Должностные лица органов исполнительной власти совершают лишь несколько нотариальных действий и только в случаях отсутствия в населенном пункте нотариуса.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
Исследуя научный и практический материал по данной теме, проанализировав Российское законодательство, регулирующее такой институт как нотариат можно сделать следующие выводы:

1) Российский нотариат представляет собой, прежде всего, систему органов, на которую возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельств с документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других нотариальных действий в целях обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Во-вторых, это отрасль законодательства, нормами которой регулируются нотариальная деятельность.  
2) История российского нотариата начинается с шестнадцатого века. У него были и времена взлета, и времена, когда он как институт переставал существовать в нашей стране (после Революции 1917 года) или его роль заметно уменьшалась в системе государственных органов. После принятия Положения о государственном нотариате в 1922 году в России на долгие годы утвердился государственный нотариат. Так было вплоть до 1993 года, когда были приняты Основы законодательства РФ о нотариате и в нашу страну вернулся частный нотариат, и он стал существовать наравне с государственным. Кроме того, мы вступили в Международный союз латинского нотариата, и российские нотариусы получили возможность обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.

3) Задачи института  нотариата следующие:  
- наиболее полное и всеобъемлющее обеспечение реализации гражданами и государством своих имущественных и иных законных прав и интересов;  
-придание гражданско-правовым отношениям стабильного, бесконфликтного предсказуемого и законного характера; 

- обеспечение доступности  в получении государственной  правовой помощи по охране  и защите имущественных и связанных с ними прав граждан и иных участников гражданского оборота; 

- повышение правового  уровня и культуры граждан  и создание реальных предпосылок  для придания России статуса  правового государства;  
- создание условий для реализации правовой, экономической и иных реформ, проводимых в настоящее время в России; 

-создание условий  для придания России статуса  экономической зоны, выгодной для  отечественных и иностранных  инвесторов; 

- повышение международного  статуса России и содействие  вступлению России в качестве равноправного участника в Европейский Экономический Союз в рамках международных обязательств России. 

4) Нотариат является  одной из составляющих правового  механизма рыночной экономики.  Существовавшая на территории  Российской Федерации система только государственных нотариальных контор не в полной мере соответствовала новым экономическим отношениям. Как уже было сказано, законом РФ от 11 февраля 1993 г. «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» была ликвидирована монополия государственных органов на совершение нотариальных действий. Параллельно с существующей системой государственных нотариальных контор создан институт частного нотариата, который имеет некоторые особенности, обусловленные его положением в системе нотариальных органов и деятельностью, а именно:  
1) частный нотариат дополняет существующую систему государственного нотариального обслуживания физических и юридических лиц;  
2) деятельность частного нотариуса базируется не на бюджетном финансировании. Частный нотариус как представитель свободной профессии организует свою работу, нанимает и увольняет работников, обеспечивает материально свою профессиональную деятельность. 

В то же время государство  сохраняет за собой решение некоторых  вопросов по урегулированию деятельности частных нотариусов: установление особого порядка учреждения и ликвидации должности частного нотариуса; наделение частного нотариуса полномочиями на конкурсной основе из числа лиц, имеющих лицензии;  контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства частными нотариусами и тарифами на их услуги и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
1. Конституция Российской Федерации. – М.: Спарк, 1998. –148с.; 
3. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 21.10.1994 г.; 
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г.;

5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 25.05.1995 г.; 
6. Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» от 11.02. 1993 г.;

7. Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 09.12.1991 г.; 
8. Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.1997 г.; 
9. Федеральный закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 09.01.1999 г.;

10. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти от 19.05.1996 г.; 
11. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами от 06.01.1987 г.; 
12. Инструкция №32Государственной налоговой службы Российской Федерации о порядке исчисления и уплаты налога с имущества в порядке наследования или дарения от 30.05.1995 г.

13. Положение о порядке выдачи лицензий на право нотариальной деятельности 
14. Сборник нормативных актов «Государственный нотариат», М.П. Вышинский, М., «Юридическая литература», 1989 г.; 
15. Сборник законодательных актов Российской Федерации, 1993 г., №3, ст. 62; 
16. Сборник нормативных актов, применяемых при совершении нотариальных действий «О нотариате», В.А. Аболенцева, М., 1994 г.; 
17. Основы нотариальной деятельности, П.П. Глущенко, А.М. Седов, учебное пособие, СПб, 1999 г.;

18.Правовые основы нотариальной деятельности, В.Н. Аргунов, М., 1994 г.; 
19. Настольная книга нотариуса, В.С. Репин, М., «Юридическая литература», 1994 г.;

20. Правоохранительные органы, В.П. Божьев, М, 1996 г.; 
21. Гражданский процесс. Учебник, ред. К.И. Комиссарова и Ю.К.Осипова, М., «БЕК», 1996 г.

22. Административное право. Учебник, М., «Юридическая литература», 1995 г. 
23. Нотариат, Н. Полтавская, В. Кузнецов, курс лекций, М., 1999 г.; 
24. Вы пришли к нотариусу. М., 1997 г., №21, «Российская газета», библиотека; 
25. Нотариат в вопросах и ответах. М., «Юридическая литература», 1994 г.;


Информация о работе Понятие нотариата