Понятие, предмет, система курса «РГП». Источники римского гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 16:20, реферат

Описание работы

Римское гражданское право (juscivile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным правом. Человек вообще — это категория jusgentium, категория абстрактная и не создающая безусловной предпосылки для признания его правоспособности и дееспособности в сфере частного права.

Содержание работы

Понятие римского гражданского права. Предмет римского гражданского права.
Система римского гражданского права.
Историческое и современное значение римского гражданского права для юриста.
Источники римского гражданского права.
Список использованных источников.

Файлы: 1 файл

РЧП.docx

— 42.88 Кб (Скачать файл)

 

  1. Призыв к основательному изучению источников. Особое внимание уделялось главной части Корпуса Юстиниана — Дигестам. Профессора Болонской школы выявили и устранили в них много противоречий, искажений первоначального текста.
  2. В период, предшествующий возникновению Болонского университета, юристы позволяли себе весьма вольно обращаться с нормами римского права. Болонская школа требовала, чтобы и приизучении, и при применении в практической деятельности юристы строго следовали нормам закона, т.е. Корпуса Юстиниана. Было провозглашено, что в случае коллизии jus (права) и aequitas (справедливости) предпочтение должно отдаваться правовой норме.

Историческая заслуга Болонского университета состоит прежде всего  в преподавании римского права многочисленным и разноплеменным слушателям. Последние  затем становились непревзойденными пропагандистами, разнося его славу  по всему миру. Преподавание осуществлялось в форме чтения и разъяснении (толкований) источников, которые давались профессорами и записывались слушателями. Толкования стали называться глоссами, а сама школа получила название школы  глоссаторов.

Во второй половине XIII в. на смену  глоссаторам пришли комментаторы, которые  привнесли в изучение римского права  определенные схоластические черты. Они  больше внимания уделяли толкованию глосса, чем непосредственно источникам. Однако уже к началу XVI ст. опять  наступает эпоха активного возрождения римского права. К этому времени в Европе бурно развивается ремесло, открываются новые морские пути, возрастает торговый оборот, зарождается новая экономическая формация — капитализм. Быстро растут и расцветают города. На этом фоне становятся все более обременительными средневековые феодальные ограничения имущественных прав граждан да и различные виды зависимости (феодальной, общинной, родовой, семейной) самого субъекта права. Право средневековой Европы было неспособно эффективно регулировать возникающие новые производственные отношения. В социально-экономической жизни происходили коренные изменения. Рушился старый феодальный строй, его должен был сменить новый, более прогрессивный государственный строй и правопорядок. Свод гражданских законов Юстиниана как продукт абсолютной императорской власти был способен стать правовой основой новой государственной власти и хозяйственного оборота. Развивающаяся промышленность и торговля требовали новой правовой надстройки, способной активно содействовать их быстрейшему развитию, помочь перешагнуть границы мелких феодальных государств.

Социально-экономические условия  стимулировали новый бурный интерес  к изучению и распространению  римского гражданского права. Этот процесс, начавшийся еще в XII в., обретает новое  дыхание. Одновременно начинается активное приспособление римского частного права (рецепция) к новым производственным отношениям Южной и Центральной  Европы, затем распространившееся на всю Европу. «Как только промышленность и торговля — сперва в Италии, а позже и в других странах  — развили дальше частную собственность, тотчас же было восстановлено и вновь  получило силу авторитета тщательно  разработанное римское частное  право»7.

Однако римское частное право  было правом рабовладельческого общества, в основе которого лежал рабовладельческий  способ производства. Его правовые институты нужно было переработать с учетом потребностей зарождавшегося нового экономического строя и приспособить к новым экономическим условиям. Рецепции римского права в значительной мере способствовали его абстрактный характер, отделение от почвы, его породившей, способность приживляться в любых экономических условиях. «Главный интерес римлян направлен на развитие и определение тех отношений, которые являются абстрактными отношениями частной собственности»8.

Эти качества позволили римскому частному праву стать действующим общим  правом ряда европейских государств. Так, в этом качестве оно обслуживало  почти во все времена феодальный и капиталистический строй Италии, уже в XI в. провозгласившей, что римское  право есть lexgeneralis и может применяться  во всех случаях, когда правовые нормы  местного права не могут удовлетворить  потребности развивающегося оборота. Столь же широкое признание получило римское право в Испании, способствовало зарождению и развитию капитализма  во Франции, где действовало вплоть до принятия гражданского кодекса Наполеона  в 1804 г. Не обошло оно своим воздействием и Англию, где уже в XII ст. началось его преподавание. Впрочем, в силу ряда причин здесь рецепция римского права не получила такого распространения, как в континентальной Европе.

Однако наибольшей активностью  отличался процесс рецепции римского права в Германии. Германцы называли свое государство Священной Римской  империей, а себя — прямыми преемниками  Римской империи. В силу этого  Свод гражданских законов Юстиниана  германцы считали своим собственным  кодексом, а законы императоров Священной  Римской империи — последующим  приложением к Своду Юстиниана. Еще со времен Болонской школы  германцы оказывали всяческое содействие и покровительство римскому праву, его преподаванию в собственных  университетах, применению в судебной практике германских судов. Судьями  общеимперского суда Германии, например, могли избираться лишь лица, знающие  римское право. Это требование было затем установлено и для других судов. При разбирательстве спорных  дел общеимперский суд должен был судить на основании римского права. Рецепции римского права в  Германии содействовала и такая  практика — в случае сомнения суды пересылали спорное дело со всеми  материалами тому или иному юридическому факультету, заключение которого являлось окончательным.

 

К. концу XVI — началу XVII в. в силу указанных факторов римское право  в Германии было рецепировано прямо  и непосредственно. Свод гражданских  законов Юстиниана стал законом, на который ссылались стороны в доказательство своих прав, которым мотивировали свои постановления суды. При этом римское право рецепируется не в виде отдельных институтов или положений, а полностью. Вначале как суб-сидиарное оно постепенно завоевывает ведущую роль. Будучи рецепированным уже после существенной переработки глоссаторами и комментаторами, а также германскими учеными юристами, оно постепенно обновляется, получает название современного римского права и действует в Германии вплоть до принятия Германского гражданского уложения (BGB), вступившего в силу с 1 января 1900 г.

Таким образом, высокая степень  разработки основных институтов, их абстрактный  характер и многие другие достоинства  позволили римскому частному праву  «покорить» Европу.

Наиболее широко рецепировалось именно римское гражданское право, римское  же публичное — в значительно  меньшей степени и такого распространения  не получило.

Однако и Гражданский кодекс Франции, и Германское гражданское  положение, и новое гражданское  законодательство других европейских  государств разрабатывались и принимались  на основе идей, воззрений, конструкций  и положений римского гражданского права. Все институты нового гражданского законодательства были буквально пропитаны  духом римского гражданского права. Многие его понятия легли в  основу этого законодательства и  тем самым как бы признавались интернациональными.

Такие правовые категории, как договор, обязательство, деликт, частная собственность, залог и многие другие, ведут начало с римского гражданского права и  трактуются (с незначительными национальными  модификациями) почти во всех странах  однозначно. Естественно, что сущность их (так же, как и многих других традиционных институтов современного гражданского права) легче раскрыть и понять, проследив развитие с  истоков.

Европейская наука гражданского права  также развивалась на основе рецепированною-римского гражданского права.

Римская юриспруденция отличалась не столько теоретической основательностью, сколько практической отточенностью. Только на основании разрешения отдельных  казусов, конкретных практических выводов  были затем разработаны общие  цивилистические теории, дано научное  объяснение многим правовым явлениям (теория ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, за деликтные правонарушения и т.п.).

Таким образом, наука гражданского права также оказалась пропитанной  духом римского гражданского права, что наложило определенный отпечаток  на ее дальнейшее развитие.

Рецепированное, действовавшее длительный период во многих странах Европы в  качестве общего, римское гражданское  право оставило глубокий след в правосознании, гражданском законодательстве и  науке гражданского права, отразилось на разработке новых норм и цивилистических  теорий. Оно составило основу современного гражданского законодательства многих стран и знать его необходимо уже хотя бы потому, что без этого  сложно постичь сущность современных  институтов гражданского права. Кроме  того, римскую юриспруденцию отличают высокая техника право-творчества, умение делать анализ конкретных правоотношений и хорошо аргументированные выводы. Формулировки правовых идей римских  юристов отличаются четкостью, лаконизмом, глубиной содержания, изяществом формы  и могут служить образцом для  подражания. Столь же блестящей характеристики заслуживают и преторские эдикты.

Многие суждения, выводы, высказывания римских юристов со временем не только не утратили своего правового значения, но и стали крылатыми, превратились в юридические презумпции (положения, не требующие доказательств). Например, paterestquernnuptiaedemonstrant — отец ребенка  есть тот, на кого указывает брак, т.е. отцом ребенка принято считать  того, кто состоит в браке с  его матерью. Такое же значение приобрели афоризмы: dominussentitpericulum — риск случайной гибели (вещи) всегда несет собственник; priortempore — potiorjure — первый во времени — сильнейший по праву; periculumestinmora — просрочка (исполнения) влечет за собою риск случайной гибели (вещи); nemodébetbispuniriprounodelicto — никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. Эти и многие другие афоризмы выдающихся римских юристов вошли в сокровищницу мировой правовой культуры и стали достоянием современной юриспруденции.

Римская правовая терминология, особенно цивилистическая, во многих случаях сохранила свое значение как в практическом, так и научном обороте и стала интернациональной. Такие термины, как реституция, виндикация, не-гаторный иск, деликт, легат, новация, субститут, субсидиарный, офферта, акцепт и др., давно стали общепринятыми как в национальном, так и международном обиходе.

 

 

4

 

Источники права – формы права. В науке существует 3 подхода права:

 

  • Источник содержания правовых норм.
  • Источник возникновения права (правовой обычай, судебный и юридический прецедент, каноническое право, светское (чужое) право, собственный правовой акт).
  • Памятники права, наиболее значимые правовые акты в жизни государства.

 

Римские юристы определили следующую  систему права:

 

  • Неписанное право (Правовой обычай).
  • Писанное право (все остальные, т.е. все акты, издаваемые государственными органами и должностными лицами).

 

Римская юриспруденция закрепила  прецедент правового обычая, т.е. не один акт не мог противоречить  правовым обычаям.

 

Правовой обычай.

 

Систему правовых обычае Древнего Рима составляли обычаи, жители древнего Лациума. В последствии большинство из них было закреплено памятником права  – Законами 12 Таблиц.

 

Римское общество достаточно достаточный  период представляло собой сельскообщественную  общину, которая наиболее важные вопросы  решала собранием, состоящим из PaterFamiliya (домовладыка). Соответственно это закреплялось и правовыми обычаями, т.е. было отражено в праве.

 

Обычаи обозначались термином leges. Однако в полнее понятно стремление государства (должностных лиц) найти  пути изменения или даже ликвидации тех правовых обычаев, которые противоречат интересам публичной власти. С  этой задачей справились с помощью  судебной практики, в том числе  по средством эдиктов магистратов.

 

Эдикты магистратов.

 

Магистраты – выборная должность, при вступлении на должность он издавал  программу, в которой должен был  указать на какие обычаи он будет  опираться в своей деятельности. Первоначально эти программы  носили временный характер. Позднее  римский народ был заинтересован  в том, что бы программы носили бессрочный характер, так как магистраты в них закрепляли предвыборные обещания.

 

Разновидностью эдиктов магистратов, которые оказали значительное влияние  на развитие римского права, стали преторские интердикты.

 

Преторы – это магистраты, которые  выполняют судебные функции. Преторские интердикты – судебные решения.

 

Именно через преторские интердикты государство постепенно выводило из системы права те правовые обычаи, которые были не нужны государственным  органам и политической элите:

 

  • При рассмотрении судебных споров преторы в случае пробела в праве, он издавал интердикт, который становился источником права наравнее с обычаем;
  • Каждая сторона в споре для обоснования своей правоты ссылается на тот или иной правовой обычай, и претор вынося решение в чью-либо пользу тем самым отдавал приоритет одним обычаям и не использовал на практике другие обычаи.

Информация о работе Понятие, предмет, система курса «РГП». Источники римского гражданского права