Понятие публичной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы состоит в исследовании особенностей публичной собственности.
Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных заданий:
рассмотреть понятие публичной собственности;
разновидности публичной собственности;
национализацию
разгосударствление и приватизацию;

Содержание работы

Введение
1. Понятие публичной собственности
2. Виды публичной собственности
I. Республиканская собственность
II. Муниципальная собственность
3. Национализация
4. Разгосударствление и приватизация
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая публичная собственность.docx

— 56.20 Кб (Скачать файл)

I.Республиканская собственность.

В республиканской собственности  находятся земля, недра, вода, воздушное  пространство, растительный и животный мир и другие природные ресурсы, имущество республиканских органов  государственной власти и управления, культурные и исторические ценности государственного значения, средства республиканского бюджета, золотой  запас, валютный фонд и иные государственные  фонды, а также могут находиться предприятия и иные имущественные  комплексы, учебные, научные, научно-исследовательские  учреждения и организации, результаты интеллектуальной деятельности, которые  созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства, другое имущество.

Имуществом, находящимся  в республиканской собственности, распоряжаются Олий Мажлис Республики Узбекистан, Президент Республики Узбекистан, Правительство Республики Узбекистан или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством.

Имущество, находящееся в  республиканской собственности, может  закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления.

Республиканская собственность  создается за счет налогов, сборов и  других обязательных платежей в республиканский  бюджет, а также за счет иных поступлений  по основаниям, предусмотренным законодательными актами. Объекты республиканской  собственности могут быть отчуждены  в частную собственность в порядке и на условиях, установленных законодательством.2

Часть 1  статьи ГК РУз  содержит перечень объектов имущества, которые выступают объектом республиканской  собственности.

При этом, в ч.1 ст. 214 ГК РУз  установлен особый режим земли и  природных ресурсов. Он заключается  в данном случае в том, что республиканской  собственностью объявлена вся та земля и все те природные ресурсы, которые прямо не переданы в частную  собственность граждан и юридических  лиц, либо в муниципальную собственность.

Иначе говоря, установлена  своеобразная презумпция республиканской  собственности на землю и другие природные ресурсы. Этим правилом установлены  известные ограничения частной  собственности на землю и другие природные ресурсы в том смысле, что они могут быть объектом частной  и муниципальной собственности  лишь в той мере, в какой это  прямо допускается государством. Использование земли как объекта недвижимого имущества в предпринимательской деятельности, должно осуществляться с учетом ее назначения. Согласно ст. 55 Конституции Республики Узбекистан земля и другие природные ресурсы подлежат рациональному использованию и охраняются государством.

Понятие земельного участка  содержится в Земельном кодексе  Республики Узбекистан и в Законе Республики Узбекистан «О государственном  земельном кадастре» от 28 августа 1998г. №666-1. Согласно ст. 10 ЗК РУз, земельный  участок как объект земельных  отношений – часть земельного фонда, имеющая фиксированную границу, площадь, местоположение, правовой режим и другие характеристики, отражаемые в

___________________________________________________________

2 Ст. 214  «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции  Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

государственном земельном  кадастре.

Согласно Закону Республики Узбекистан «О недрах» от 23 сентября 1994г. недрами является часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии ниже земной поверхности или дна водных объектах, простирающаяся до глубин, доступных  для геологического изучения и освоения. Участки недр не могут быть предметом  купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в  иной форме.

В соответствии со ст. 31 Закона Республики Узбекистан «О недрах» землевладельцы и землепользователи имеют право  без получения лицензии осуществлять в пределах предоставленных им земельных  участков добычу общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых  не учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и строительство  подземных сооружений для собственных  хозяйственных и бытовых нужд без применения взрывных работ на условиях, установленных законодательством.

В отношении же использования  иных полезных ископаемых введена жесткая  процедура лицензирования. Так, согласно Закона Республики Узбекистан «О соглашениях  о разделе продукции» от 07.12.2001г. №312-II «иностранному инвестору на возмездной основе и на определенный срок могут быть предоставлены исключительные права на поиски, разведку месторождений  и добычу полезных ископаемых на участке  недр, указанном в соглашении, и  на ведение связанных с этим работ, а инвестор в свою очередь обязуется  осуществить проведение указанных  работ за свой счет и на свой риск».

В республиканской собственности  находится и имущество, которое  при определенных условиях может  переходить в собственность других лиц. К этой категории следует, например, отнести средства республиканского бюджета, золотой запас, валютный фонд и иные государственные фонды, а  также предприятия и иные имущественные  комплексы, равно как и результаты интеллектуальной деятельности, которые созданы или приобретены за счет бюджетных или иных средств государства.

Среди оснований возникновения  права республиканской собственности, следует указать специфические, источники – поступления в  виде налогов и иных обязательных платежей (например, в виде отчислений в государственные внебюджетные фонды).

Государственный бюджет также  пополняется и за счет средств  от конфискации имущества, т.е. принудительного  безвозмездного изъятия имущества  в собственность государства  в качестве санкции за правонарушение и реквизиции (принудительного изъятия  имущества у собственника в государственных, общественных интересах с возмещением  ему стоимости реквизированного имущества, осуществляемая при обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер).

Таким образом, имущество  может поступать в республиканскую  собственность не только общими (общегражданскими), но и специальными способами, не свойственными  отношениям частной собственности: с помощью налогов, сборов и пошлин, а также реквизиции, конфискации  и национализации.

Отметим, что основанием возникновения публичной собственности  может выступать признание жилых  помещений бесхозяйными. Так, Положение  «О порядке выявления, учета и  обращения в государственную  собственность бесхозяйных жилых  помещений», утвержденное Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан 21.01.2006г. №8 предусматривает порядок  обращения бесхозяйных жилых  помещений в государственную  собственность.

Имеется и специальное  основание прекращения права  собственности публично-правовых образований, которым является приватизация, служащая одновременно особым, самостоятельным  основанием возникновения права  частной собственности.

В ч.5. ст.214 ГК РУз указывается  на возможность отчуждения республиканского имущества, т.е. его переход в установленном  законом порядке из публичной  в частную собственность. Одной  из наиболее распространенных форм данного  отчуждения является приватизация. При  этом следует иметь в виду, что  объектом приватизации может стать  любое недвижимое имущество, определенное в этом качестве специальным законом, кроме имущества, составляющего  исключительную собственность государства, изъятого из оборота. Переход движимого  имущества от публично-правовых образований  к частным лицам, как правило, совершается в порядке традиционных гражданско-правовых сделок по отчуждению имущества, прежде всего по договорам  купли-продажи, заключаемым и оформляемым  по общим правилам гражданского законодательства. Исключением здесь являются только принадлежащие публично-правовым образованиям акции акционерных обществ, которые  могут отчуждаться в частную  собственность граждан и юридических  лиц не только в общем порядке, предусмотренном гражданским законодательством, но и в специальном порядке, установленном  законодательством о приватизации.

Переход из публичной в  частную собственность таких  объектов недвижимости, как предприятия (имущественные комплексы), жилые  дома, квартиры, земельные участки, предусмотрен специальными законами. Они же устанавливают условия  и порядок оформления такого перехода, включая оформление права собственности. Поэтому общие правила ГК РУз  о приобретении и прекращении  права собственности распространяются на эти отношения только при отсутствии специальных указаний в законодательстве о приватизации. По существу, это  означает, что в соответствии с  общим правилом об исключении специальным  законом действия общего закона, отношения  приватизации в основном выведены из-под  действия правил Кодекса.

Государственное предприятие  вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним  имуществом лишь с согласия собственника этого имущества.

Государственное предприятие  самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено  законодательством.

Порядок распределения доходов  государственного предприятия определяется собственником его имущества.3

Часть 1 статьи имеет строго императивный характер и устанавливает, что государственное предприятие  не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом – движимом и  недвижимом – без согласия собственника. Данный порядок призван обеспечивать возможность наиболее полного и  эффективного контроля со стороны собственника за хозяйственной деятельностью  государственных предприятий.

Распоряжение имуществом государственного предприятия в  следующих случаях осуществляется исполнительным органом государственного предприятия, по согласованию с учредителем:

реализация основных средств, сдача их в аренду или в залог;

внесение имущества в  качестве вклада в уставный фонд хозяйственного общества;

приобретение акций (долей) хозяйственных обществ;

реализация принадлежащих  государственному предприятию акций (долей) в хозяйственных обществах;

 

 


3 Ст. 179  «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции  Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

иное распоряжение имуществом, не соответствующее целям деятельности государственного предприятия (п. 17 Положения  о государственных предприятиях).


Все сделки заключенные государственным  предприятием без согласия учредителей  – органа государственного управления, органов государственной власти на местах, уполномоченных на учреждение государственного предприятия –  являются недействительными.

Осуществление права распоряжения государственным предприятием, принадлежащим  ему имуществом, в том числе  с согласия собственника, не должно приводить к невозможности осуществления  деятельности предусмотренной уставом.

Государственное предприятие  имеет право самостоятельно реализовать  произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено законами или иными нормативными правовыми  актами.

Порядок распределения доходов  государственного предприятия определяется собственником имущества, т.е. органом  государственного управления и органами государственной власти на местах. В соответствие с п. 24 Положения  о государственных предприятиях, чистая прибыль, остающаяся у государственного предприятия после уплаты всех налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, остается в распоряжении предприятия и используется по решению учредителя. Государственное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли может создавать резервный и иные фонды, в порядке и размерах, предусмотренных уставом предприятия, размер которых утверждается учредителем. Кроме этого, учредители своим решением имеют право, определять предельную сумму денежных средств, направляемых на благотворительные цели и спонсорскую помощь сторонним юридическим и физическим лицам, с делегированием права распоряжения ими руководителю государственного предприятия.

II. Муниципальная собственность

В муниципальной собственности  находятся имущество местных  органов государственной власти, средства местного бюджета, муниципальный  жилищный фонд и коммунальное хозяйство, предприятия и иные имущественные  комплексы, учреждения народного образования, культуры, здравоохранения, а также  другое имущество.

Имуществом, находящимся  в муниципальной собственности, распоряжаются местные органы государственной  власти или уполномоченные ими органы, если иное не предусмотрено законодательством.

Имущество, находящееся в  муниципальной собственности, может  закрепляться за юридическими лицами на праве хозяйственного ведения  или оперативного управления.

Муниципальная собственность  создается за счет налогов, сборов и  других обязательных платежей в местный  бюджет, а также за счет иных поступлений  по основаниям, предусмотренным законодательством. Объекты муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность в порядке и на условиях установленных законодательством.4

Субъектами права муниципальной  собственности в соответствии с  ч.2 ст. 215 ГК РУз объявлены местные  органы государственной власти или  уполномоченные ими органы.

Субъекты права муниципальной  собственности – это, как правило, сложные системные образования, которые существуют и действуют  через разветвленную сеть своих  органов – административно-управленческих, социально-культурных, оперативно-хозяйственных, хотя и не сводятся к ним.

 


Ст. 215  «Гражданский кодекс РеспубликиУзбекистан» - Т.: Министерство юстиции  Республики Узбекистан, 2003 г. – 477 стр.

При этом, возникновение  правового режима муниципальной  собственности проистекает в  рамках регламентированного законом  процесса передачи собственности от государства административно-территориальным образованиям.

В данной ситуации следует  руководствоваться нормами ч.2 ст.8 Закона Республики Узбекистан «О государственной  власти на местах» от 2 сентября 1993г. №913-XII где устанавливается, что «в собственности области, района, города находятся имущество областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов, средства бюджета, внебюджетных и целевых фондов. В собственности  области, района, города могут находиться объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, имеющие областное, районное, городское значение, предприятия  и объединения, учреждения народного  образования, здравоохранения, социального  обеспечения, науки и культуры, другие учреждения, созданные, приобретенные  за счет средств области, района, города, в том числе на долевых началах  или переданные безвозмездно областному, районному, городскому Кенгашу от других источников, ценные бумаги и финансовые активы».

Информация о работе Понятие публичной собственности