Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать определения и сущность понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- изучить конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации
Введение
Основная часть
1 глава. Понятие и сущность гражданства.
2 глава. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации.
3 глава. Принципы гражданства Российской Федерации.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Ульяновский филиал НАЧОУ ВПО СГА |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Конституционное права |
Тема |
Понятие, сущность и принципы гражданства |
Фамилия студента |
Чиркова |
Имя студента |
Марина |
Отчество студента |
Николаевна |
№ контракта |
0531511400104002 |
Введение
Основная часть
1 глава. Понятие и сущность гражданства.
2 глава. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации.
3 глава. Принципы гражданства Российской Федерации.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложение
Институт гражданства в целом интересовал исследователей с момента своего возникновения, поэтому и в наше время научные дискуссии по поводу его отдельных теоретических аспектов не теряют своей актуальности. Здесь особо хочется отметить проблему различного понимания самого термина «гражданство» и его содержания, характерную практически для любой области юридических знаний.
При этом рассматриваемый нами институт, по вполне понятным причинам, не ограничивается только лишь сферой научных исследований, но в первую очередь направлен на практическое применение. Основной нормативно-правовой акт в данной области - Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ, также вызывает множество вопросов как у ученых, так и у юристов-практиков. Это же касается и миграционной политики государства по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам.
Многие авторы отмечают в своих работах и такие практические проблемы в интересующей нас области как затянутость процедуры получения гражданства, недостаточность правовых различий между гражданами и иностранцами, отдельные недостатки статуса двойного гражданства. Все это также свидетельствует о том, что тема гражданства является крайне актуальной, а многие проблемы, связанные с ней, требуют глубокого анализа и эффективного разрешения. В соответствие со статьей 2 Конституции Российской Федерации, «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1. При этом важнейшей предпосылкой возникновения такой обязанности, прежде всего, является гражданство.
Гражданство как особая устойчивая правовая связь между личностью и государством имеет системообразующее значение. Действительно, действие многих положений Конституции и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, как правило, обусловливается наличием такой связи.
Стоит отметить, что гражданство исторически возникло как формализованное выражение и способ построения взаимоотношений государства и человека при республиканской системе правления, что позволяет утверждать, что оно всегда является показателем политического режима государства2.
Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать определения и сущность понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- изучить конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации;
- исследовать основные принципы российского гражданства.
Таким образом, в соответствие с поставленными задачами настоящая курсовая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы (которые в свою очередь делятся на пункты), заключения и списка использованных источников.
Нормативной основой данной исследовательской работы, прежде всего, явились уже упоминаемые нами ранее Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «О гражданстве», а также Указ Президента РФ № 1325 от 14 ноября 2002 года и ряд других федеральных нормативно-правовых актов и международных договоров.
В процессе работы над заявленной темой нами была достигнута общая цель, указанная в настоящем введении, а также решены поставленные задачи. Итоги произведенного исследования представлены в основной части данной курсовой работы.
1.1 Понятие гражданства (подданства). Гражданство как элемент конституционно-правового статуса личности. Конституционно-правовое регулирование гражданства. Право на гражданство.
Наиболее удачное по нашему мнению определение гражданства было дано в учебном пособии под редакцией В.Я. Кикотя: гражданство представляет собой «особое политико-правовое состояние человека, представляющее собой общую, непрерывную и устойчивую связь его с государством, вследствие чего лицо получает возможность пользоваться всеми установленными законом правами, а также обязуется выполнять определенные обязанности»3. При этом сущность гражданства состоит в установлении политико-правового состояния основной части населения страны4.
Начиная исследование института гражданства, прежде всего, стоит разобраться в его теоретическом аспекте. Современная правовая наука признает данный термин «динамическим», так как ему изначально предшествовало понятие «подданство», что существенно влияло на его объем и сущность. Стоит отметить, что термин «подданство» и сейчас сохранился в ряде монархических государств, хотя фактически он тождественен гражданству. Изначально же подданство, в отличие от гражданства, устанавливало личную верность подданного монарху. В этом отношении мы согласны с научной точкой зрения А.Н. Кокотова о том, что необходимо различать гражданство и подданство «по критерию первичного субъекта власти в государстве», а не по «критерию формы правления»5.
Основы правового статуса личности в РФ закреплены в виде специального конституционно-правового института, под которым понимается совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.
Гражданство - основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ.
Гражданство как один из элементов основ правового статуса человека и гражданина основано на тех же принципах, что и другие институты:
- на равноправии, означающем, во-первых, что российские граждане, независимо от оснований приобретения гражданства, обладают равными правами и несут равные обязанности; во-вторых, под гражданством понимается, что все граждане равны перед законом независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, языка, убеждений, места жительства и других обстоятельств. Правила, регулирующие вопросы гражданства, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
- на неотъемлемости права, на гражданство и права на его изменение. Гражданство не должно быть связано с мерами наказания человека за его противоправные деяния, хотя советское законодательство активно использовало лишение гражданства и высылку за пределы СССР в качестве меры наказания. Оба названных принципа получают конституционное закрепление в ст. 6 Конституции РФ.
В Российской Федерации в настоящее время отношения гражданства регулируются Конституцией 1993 г., международными юридическими документами о правах человека, международными договорами РФ, СССР, РСФСР и Российской империи о регулировании отношений гражданства и подданства; действующими федеральными законами по вопросам российского гражданства, иностранного гражданства и безгражданства (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и другие федеральные законы), Гражданским и Семейным кодексами РФ, указами Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации), постановлениями Правительства РФ, постановлениями Конституционного Суда РФ14 и ведомственными правовыми актами15.
Статья 6 Конституции РФ регулирует основы гражданства в нашей стране. Данная статья закрепляет порядок приобретения и прекращения гражданства на основании федерального закона. Принадлежность человека к гражданству того или иного государства имеет огромное значение, т.к. лицо наделяется всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился.
Существует несколько способов приобретения гражданства (подданства) (Приложение А). Подавляющее большинство людей приобретает гражданство по рождению. Такой способ называется филиацией. Гражданство приобретается на основе принципа «права крови» и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, а во втором - ребенок становится гражданином того государства, на территории которого родился, независимо от гражданства родителей.
Вторым общепризнанным способом приобретения гражданства является натурализация. Натурализация - это прием в гражданство иностранца по заявлению. Обычно натурализация может иметь место после определенного срока проживания иностранца на территории данного государства (например, чтобы получить гражданство Венгрии, нужно прожить на се территории 3 года, Алжира - 7 лет).
Кроме проживания на территории данного государства к лицу предъявляются и другие требования. Одним из таких требований является знание языка страны, в гражданство которой лицо желает вступить. Предъявляется также требование к состоянию здоровья данного лица, наличие дееспособности. В большинстве стран предъявляется требование - не быть зарегистрированным в качестве члена террористической организации.
Гражданство может быть приобретено путем оптации, т.е. выбора гражданства одного из двух государств, при изменении границ. В этом случае предусмотрен упрощенный порядок приобретения гражданства. Частный случай оптации - трансферт, который предполагает обязательную смену гражданства при изменении границ двух государств.
Гражданство может быть приобретено в результате репатриации, т. е. восстановления раннее утраченного гражданства.
Гражданство некоторых лиц зависит от гражданства других лиц. Гражданство несовершеннолетних детей по законодательству ряда стран соответствует гражданству родителей и меняется вместе с гражданством родителей. Однако по достижении определенного возраста изменение гражданства родителей влечет за собой изменение гражданства детей не автоматически, а лишь с письменного согласия самих детей. Усыновление ведет к тому, что несовершеннолетний усыновленный приобретает гражданство усыновителей.
Вопросы прекращения российского гражданства регулируются главой III Федерального закона «О гражданстве РФ». В соответствие со статьей 18 данного ФЗ, основаниями прекращения гражданства России являются: выход из такого гражданства; иные основания, предусмотренные этим федеральным законом или международным договором (Приложение Б).
Отказ от гражданства или выход из него имеет место по заявлению заинтересованного гражданина и с согласия компетентных органов государства. Основания для отклонения заявления обычно устанавливаются законодательно.
Выход из российского гражданства возможен только на основании добровольного волеизъявления гражданина. При этом для большинства людей предусмотрен общий порядок выхода из гражданства. Место жительства гражданина имеет значение только для определения ответственного за рассмотрение заявления о выходе из гражданства органа. Так, для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, таким органом является Президент РФ, который и принимает окончательное решение. Заявления российских граждан, проживающих на территории иностранного государства, подаются в соответствующие структуры Министерства иностранных дел РФ (как правило, в консульства), где и рассматриваются.
От выхода из российского гражданства следует отличать другую важнейшую процедуру - отмену решения по вопросам гражданства Российской Федерации. Данная процедура осуществляется компетентными государственными органами вне зависимости от согласия на это гражданина. При этом речь идет только о лицах, получивших гражданство на основе натурализации и реинтеграции.
Основанием для отмены решения по вопросам гражданства РФ, в соответствие со статьей 22 Федерального закона «О гражданстве», является предоставление заявителем органам, принявшим такое решение, подложных документов, а также заведомо ложных сведений. При этом факт использования таких документов или сведений должен быть установлен в судебном порядке. Решение об отмене ранее принятого решения по вопросам гражданства выносит тот орган, который принимал первоначальное решение: Президент Российской Федерации либо соответствующие структуры МВД или МИД России6.
Бипатриды (от лат. bis - дважды и греч. patridos - родина, отечество) или биполиды - это лица, состоящие одновременно в гражданстве двух (а иногда и более) государств. Многие страны негативно относятся к двойному гражданству, поскольку, по их мнению, это может создавать сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан. Поэтому их конституционное законодательство не предусматривает или даже прямо запрещает двойное и более гражданство. Чаще всего проблемы статуса бипатридов, как и аполидов, регулируются не в конституциях, а в специальном законодательстве.
Информация о работе Понятие, сущность и принципы гражданства