Понятие, сущность и принципы гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 14:37, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и принципов гражданства в Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- проанализировать определения и сущность понятия «гражданство»;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- изучить конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 глава. Понятие и сущность гражданства.
2 глава. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации.
3 глава. Принципы гражданства Российской Федерации.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Чиркова М.Н., КР, Конституционное право.rtf

— 511.42 Кб (Скачать файл)

Конституция РФ допускает для своих граждан право иметь также гражданство иностранного государства, т. е. двойное гражданство, но только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62). Следовательно, и иностранный гражданин может иметь одновременно российское гражданство. Но если международного договора с соответствующим государством у Российской Федерации нет, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.

Конституция ясно указывает, что приобретение гражданином РФ второго гражданства не меняет его правового статуса как гражданина России. За ним сохраняются все права и свободы, и он не освобождается от обязанностей, вытекающих из российского гражданства. Однако в этом же тексте (ч.2 ст. 62) допускаются отступления от этого общего правила в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Но пока таких законодательных норм или договорной практики нет.

Апатридами (от греч. apatris, apatridos -- не имеющий, лишенный родины, отечества) или аполидами называются лица, не имеющие гражданства (подданства) какого-либо государства. Статус апатридов возникает обычно в результате того, что определенные лица выходят из гражданства или оказываются исключенными из него до того, как приобретают гражданство другого государства. Они, как и иностранцы, подчиняются законодательству того государства, где они находятся или проживают. В отличие от иностранных граждан, апатриды не пользуются защитой какого-либо другого государства. Их правоспособность, как правило, несколько ограничена (например, в области избирательного права). Им, как и иностранцам, часто предоставляется право убежища. Конституция РФ предусматривает, что апатриды, так же как и иностранцы, пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62). Имеются международные конвенции о статусе апатридов и о сокращении безгражданства. Этому посвящена Конвенция о сокращении безгражданства 1961 г. Она обязывает государство предоставлять гражданство любому лицу, родившемуся на его территории, которое иначе стало бы апатридом. В таких случаях гражданство предоставляется либо при рождении в соответствии с законом, либо по ходатайству соответствующего лица или его представителя.

Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Признание как юридический факт не порождает состояния гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

Признание направлено на устранение возникшей неясности в вопросе о том, обладает или нет лицо гражданством. А неясность может порождаться рядом обстоятельств: изменением государственной принадлежности территории, на которой проживает человек, например, в результате распада федеративного государства; изменением законодательства о гражданстве; коллизиями законодательства разных стран. Состоявшееся признание индивида российским гражданином означает, что он обладал российским гражданством до признания и на этот момент.

Гражданство признается, во-первых, законодательным определением круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского гражданства у отдельных лиц уполномоченными органами, например органами внутренних дел. И в том, и в другом случае признание выступает институтом правопреемства в отношении гражданского населения.

Закон о гражданстве определяет, что гражданами РФ являются: лица, имеющие такое гражданство на день вступления Закона в силу (1 июля 2002 г.); лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с настоящим Законом.

Решение вопроса о наличии российского гражданства у отдельных лиц в спорных случаях заставляет обращаться к ранее действовавшему законодательству о гражданстве. Основанием для установления улица российского гражданства служат законодательные акты Российской Федерации, РСФСР, СССР, международные договоры Российской Федерации, РСФСР, СССР, действовавшие на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие улица российского гражданства. Так проявляется эффект «переживания» закона, когда он продолжает действовать и после своей отмены.

Признание лиц российскими гражданами или установление фактов их состояния в прошлом в гражданстве СССР относится к компетенции органов миграционной службы (внутри страны) и органов Министерства иностранных дел (за рубежом).

Часть 2 ст. 20 ранее действовавшего Закона о гражданстве (в ред. от 17 июня 1993 г.) устанавливала, что бывшие граждане РСФСР, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве РФ. Здесь восстановление разумелось как способ признания российского гражданства. Дело в том, что восстановление гражданства у этой категории лиц имеет обратную силу, и их гражданство восстанавливается с момента его незаконного лишения. Обычное же восстановление гражданства, будучи способом нового приобретения гражданства, обратной силы не имеет. Очевидно, что в данном случае необходимо еще и согласие лица на восстановление незаконно изъятого у него гражданского статуса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституционно-правовые основы института гражданства Российской Федерации

 

2.1 Понятие, значение и сущностные черты российского гражданства. Юридическое содержание российского гражданства. Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. Документы, удостоверяющие гражданство России.

Термина «гражданства» законодательно закреплено в Федеральном законе № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей»7. Таким образом, гражданство, с одной стороны, означает  согласие лица на распространение на него юрисдикции государства и всех обязанностей, установленных Конституцией и законами РФ, а с другой предполагает наличие у граждан определенных прав в отношении государства и возможности потребовать от него защиты этих прав8.

Гражданство в качестве конституционно-правового института - это совокупность конституционных и обычных норм, регулирующих отношения между государством, с одной стороны, и гражданами, иностранцами, лицами без гражданства - с другой. Таким образом, российское гражданство можно было бы определить как основное пожизненное законно установленное и публично-властное отношение между человеком и Российским государством, являющееся основанием возникновения всех конституционных прав, свобод и обязанностей индивида.

Разбирая законодательное определение исследуемого нами термина нельзя не отметить также двух важнейших его сущностных черт: гражданство - это устойчивая правовая связь. Устойчивость в данном случае определяется бессрочным характером гражданства, так как при любом способе его приобретения, срок действия гражданства изначально не ограничивается9. Более того, ч.3 ст.6 Конституции РФ изначально устанавливает принцип: «гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его»10.

В конструкции юридическое содержание гражданства отчетливо просматриваются три составные части: право человека; суверенное право государства; объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института.

Право человека, т.е. юридическое содержание гражданства в субъективном смысле, когда субъектом отношений гражданства выступает человек, находит свое выражение в таких внутренних полномочиях, как:

  1. право человека иметь гражданство; причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 (ч. 1) Всеобщей декларации прав человека ООН от 10 декабря 1948 г., каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;
  2. право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства; это право в Конституции РФ закреплено в ч. 3 ст. 6;
  3. право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;
  4. право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;
  5. право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;
  6. право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства; в Российской Федерации это право зафиксировано в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ;
  7. обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.

Суверенное право государства на гражданство как элемент правосубъективности означает наличие у государства определенных прав и ответственности, а именно: обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство; обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц; обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов; обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им; право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.

Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством.

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: дворяне (потомственные и личные); духовные лица (делились по вероисповеданиям); городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); сельские обыватели.

2) инородцы (евреи и восточные народы).

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами.

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г. В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания (дворянина, купца, мещанина и т.д.), титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование - граждан Российской Республики.

1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет "О приобретении прав российского гражданства". Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 г. отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7 Конституции СССР 1924 г. закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик.

29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве.

Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г. В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него, что и было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 г.

Это Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей.

Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик (если лицо, ходатайствующее о выходе, проживало в пределах СССР).

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 г., иностранные граждане - рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. Верховным Советом 19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются: все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г. в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства; лица, которые приобрели гражданство СССР в установленном законом порядке.

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

В последующие годы принимались многочисленные акты, связанные с решением отдельных вопросов приобретения гражданства СССР и восстановления в гражданстве. К ним относятся указы Президиума Верховного Совета СССР "О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик" (1940 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины" (1941 г.), "О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии" (1945 г.) и ряд других актов, аналогичных последнему, в отношении лиц, проживающих на территории Франции, Югославии, Болгарии, Японии, Чехословакии, Бельгии.

Информация о работе Понятие, сущность и принципы гражданства