Понятие закона как источника права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 12:32, контрольная работа

Описание работы

Под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. Источниками права являются официальные государственные документы, в которых закрепляются юридические нормы. Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.1

Файлы: 1 файл

Понятие закона как источника права.docx

— 43.98 Кб (Скачать файл)
  1. Понятие закона как источника права

Под источниками права  понимаются способы закрепления  и выражения правовых норм. Источниками  права являются официальные государственные  документы, в которых закрепляются юридические нормы.  Например, закон, указ президента, постановление правительства, решение местного органа самоуправления. В указанных актах содержатся правила поведения, исходящие от соответствующих органов государства. Будучи закрепленными в правовых нормах, эти правила приобретают общеобязательное значение.1

Одной из форм выражения права является закон.

Закон — нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной  власти либо непосредственным волеизъявлением  населения путем референдума  и регулирующий наиболее важные и  устойчивые общественные отношения. Законы составляют основу правовой системы  государства, ее центральную часть.

Закон — высшая форма  выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает  отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них.

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган кроме высшего органа законодательной  власти не может аннулировать или  изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость  отмены или внесения изменений во все другие акты по тому же вопросу, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных  органов носят производный характер, не могут ему противоречить.

 

Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерны особый порядок принятия, специальная  законотворческая процедура, распадающаяся  на ряд стадий: подготовка законопроекта, законодательная инициатива, обсуждение законопроекта, принятие закона и его  обнародование.

Роль закона как акта, который имеет приоритетное значение в правовой системе государства  и служит основой для всех других правовых актов, в современных цивилизованных государствах неизмеримо возрастает. Увеличивается удельный вес законов, что позволяет с их помощью полно, а в ряде случаев и исчерпывающе регулировать соответствующие отношения.

 

В законе регулируются не все  отношения, требующие правового  регламентирования, а лишь те, которые  характеризуются значимостью, типичностью  и стабильностью. В государстве, признающем себя правовым или стремящимся стать таковым, только посредством закона должен регулироваться примерно следующий круг вопросов: установление и изменение конституционных норм, правовой статус личности, ее права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство и взаимоотношения федерации и ее субъектов, основы экономической политики государства, структура государственного аппарата, порядок образования и полномочия основных органов государства, осуществление правосудия и прокурорского надзора, утверждение государственного бюджета и сбор налогов, решение вопросов войны и мира, борьба с преступностью, судопроизводство, правовой статус партий, иных общественных объединений, средств массовой информации и некоторые др.

В Российской Федерации  главным источником права конституция.2

Конституция Российской Федерации  имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 3

 

  1. Форма правления.

Форма правления представляет собой структуру высших органов  государственной власти,  порядок  их образования и распределения  компетенции между ними.

Форма государственного правления  дает возможность уяснить:

- как создаются высшие  органы государства и каково их строение;

- кой принцип лежит  в основе взаимоотношений между  высшими и другими государственными  органами;

- как строятся взаимоотношения  между верховной государственной  властью и населением страны;

- в какой мере организация  высших органов государства позволяет  обеспечить права и свободы  гражданина.

По указанным признакам  формы государственного правления  подразделяются на монархические и республиканские.

Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. 4

Монархия отличается следующими признаками:

  • Главой государства является монарх
  • Власть монарха передается по наследству
  • Деятельность монарха не ограничена определённым сроком, монарх исполняет свои обязанности пожизненно.
  • Монарх не избирается народом
  • Монарх не может быть принудительно смещен с должности
  • Монарх как правило является главнокомандующим вооружёнными силами
  • Существует особая процедура принятия власти монархом и сопровождающий его деятельность церемониал

Примерами государств с монархической  формой правления являются :

Великобритания, Испания, Швеция, Голландия, Саудовская Аравия, ОАЭ, Япония.

 

Монархия может быть:

  • Абсолютной – монарх обладает неограниченной властью (издает законы, назначает должностных лиц и т.д.).

Представители : Саудовская Аравия, Бруней,Оман,Катар.

 

  • Ограниченной  : а) дуалистическая

                 б)парламентарная

Дуалистическая – промежуточный, переходный вариант от абсолютной к парламентарной монархии. В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительна.

Признаки дуалистической монархии :

  • наличие, наряду с монархом, иных высших органов государственной власти- парламента и правительства ( что не свойственно абсолютной монархии)
  • назначение членов парламента ( либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом).
  • назначение членов правительства монархом и ответственность правительства лично перед монархом.
  • монарх выполняет функции реального главы государства.

Примерами дуалистической монархии являются Кувейт, Непал.

Признаки парламентарной (конституционной) монархии :

  • наряду с монархом имеются органы высшей государственной власти – парламент, правительство.
  • парламент избирается народом
  • правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте, в результате выборов правительство ответственно перед парламентом ( также и в парламентарной республике)
  • имеет место разделение властей
  • монарх принимает участие в политической жизни, однако его властные функции минимальные и носят церемониальный характер ( принятие отставки правительства, представление государства за рубежом, вручение государственных наград)
  • лишь в некоторых парламентарных монархиях монарх имеет реальные рычаги управление государством( распускает парламент, является главой судебной власти, главой церкви- Великобритания), на практике многие реальные рычаги власти практически не применяются.

В настоящее время парламентарными  монархиями являются практически все  монархии Европы : Великобритания, Швеция, Испания, Бельгия, Голландия, Дания, Норвегия и другие. 5

 

Республиканская форма правления.

Республика – это такая  форма правления, при которой  верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Общими признаками республиканской  формы правления являются:

  • существование единоличного и коллегиального главы государства;
  • выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;
  • осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;
  • юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом;
  • обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  • преимущественная защита интересов граждан государства, взаимная ответственность личности и государства.6

Примерами государств с республиканской формой правления являются США, Россия, Германия, Франция.

 

Основными видами республик  являются:

- президентская;

- парламентская;

- смешанная;

- нетрадиционная.

 

Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власть ключевое положение занимает фигура президента, который является главой государства и главой правительства.

Признаки президентской  республики:

  • и официальным, и фактическим главой государства является президент;
  • президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль в осуществлении власти в стране;
  • президент избирается народом либо коллегией выборщиков и, следовательно, независим от парламента;
  • президент назначает и смещает членов правительства (либо единолично, либо с согласия парламента);
  • президент возглавляет правительство;
  • правительство ответственно перед президентом;
  • президент является верховным главнокомандующим;
  • президент имеет право вето на законы, принятые парламентом;
  • президент имеет право самостоятельно издавать нормативные и ненормативные акты;
  • президент имеет право распускать парламент (в некоторых государствах);
  • президент, выполняя функции главы исполнительной власти, одновременно является арбитром между ветвями власти, символом единства нации.

Примером президентской  республики являются США.

 

Суть парламентской республики в том, что среди высших органов  государственной власти ключевую роль играет парламент, который оказывает  решающее воздействие на формирование правительства. Правительство ответственно перед парламентом.

Парламентская республика имеет  следующие признаки:

  • парламент является важнейшим из органов государственной власти
  • правительство формирует партия, завоевавшая большинство мест в парламенте на выборах;
  • правительство ответственно перед парламентом;
  • фактическим руководителем государства является глава правительства – премьер министр;
  • в парламентских республиках предусмотрена должность президента, однако президент – номинальное лицо, выполняющее, как правило, церемониальные функции.

Представителями парламентской  республики являются Италия, Германия, Венгрия.

 

Смешанными (парламентско- президентскими) называются такие республики, где существует баланс полномочий между президентом и парламентом.

Основные признаки смешанной  республики:

  • в стране одновременно имеются «сильный» парламент и «сильный» президент;
  • президент избирается в результате всенародного голосования, имеет широкие полномочия, однако не является главой правительства;
  • наряду с президентом предусмотрена должность премьер- министра, также наделенного широкими полномочиями;
  • и президент, и парламент участвуют в формировании правительства;
  • правительство ответственно и перед парламентом, и перед президентом.

Примерами смешанной республики являются Россия, Франция, Украина.

 

Наряду с парламентской, президентской, смешанной республиками существуют и нетрадиционные (не вписывающиеся  в эту схему) республики.

В качестве примера можно  привести советскую республику (СССР, республики СССР, некоторые социалистические страны).

Отличительными чертами  советских республик являлись:

  • наличие особых органов- советов, обладающих законодательными, распорядительными и контрольными функциями( т.е. официально сосредоточивших всю полноту власти – «Вся власть Светам»);
  • наличие единой соподчиненной иерархии советов «во главе» с Верховным Советом
  • советы не являлись классическими представителями органами и были «органами, выражающими волю трудящихся», т.е. непосредственно волю масс, их избравших;
  • наличие императивного мандата ( наказы депутатам, возможность отзыва депутата);
  • отсутствие четкого разделения властей
  • пост президента либо отсутствовал вообще (СССР,Польша,ГДР), либо имел номинальное значение (Румыния, Чехословакия);
  • главной политической силой общества являлась правящее(коммунистическое),которое подменяло собой деятельность советов и других государственных органов. 7

 

 

 

  1. Содержание права собственности.

Понятие права собственности  употребляется в объективном  и субъективном значениях этого  термина.

Его употребление в объективном  смысле связано с тем, что отношения  по владению, пользованию и распоряжению имуществом получают свое закрепление  в определенных правовых нормах, составляющих юридический институт- право собственности. Таким образом, право собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом. 8 Объектами права собственности являются вещи, тем или иным образом  индивидуализированные. Относится как к своей можно лишь к определенной, конкретной вещи. Например, находящиеся у собственника денежные купюры – объект его собственности.9 Субъектами права собственности могут быть физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.10

Информация о работе Понятие закона как источника права