Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:44, реферат
В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения.
Введение………………………………………………………………….3
1.Виды юридического лица……………………………………………..4
1.1 Образование юридического лица…………………………………...4
1.2 Учредительные документы юридического лица…………………..5
1.3 Государственная регистрация юридического лица……………….6
2.Основание и порядок преобразования юридического лица………..8
3.Виды и порядок ликвидации юридического лица………………….12
3.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………12
3.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………13
3.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………18
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………..21
10. Ликвидация завершена
после внесения записи в
Документация и бухгалтерская отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный архив.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно само - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" рекомендовал судам при рассмотрении исков о ликвидации юридических лиц исходить из следующего.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п.2 ст.61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования.
В частности, в соответствующих
случаях иски о принудительной ликвидации
юридических лиц могут
При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.
Если в ходе осуществления
ликвидации юридического лица на основании
решения суда выявляется недостаточность
его имущества для
При признании такого должника банкротом функции конкурсного управляющего могут быть возложены судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).
Отличительной особенностью
ликвидации (помимо ее сути) является создание
специального образования - ликвидационной
комиссии (ликвидатора), которая действует
от имени ликвидируемого юридического
лица по аналогии с его органами
и к которой переходят
Ликвидация оформляется
путем составления
По общему правилу, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:
1) передается собственнику
или лицам, имеющим иные
2) распределяется между
учредителями (участниками) юридического
лица, имеющими обязательственные
права в отношении этого
3) направляется в соответствии с учредительными документами юридического лица, в отношении которого его учредители (участники) не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели,или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц).
После окончания срока
для предъявления требований кредиторами
ликвидационная комиссия составляет промежуточный
ликвидационный баланс, который содержит
сведения о составе имущества
ликвидируемого юридического лица, перечне
предъявленных кредиторами
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Так, в соответствии со ст. 23.1 Закона "О банках и банковской деятельности" промежуточный ликвидационный баланс подлежит согласованию с Банком России в случае ликвидации кредитной организации по инициативе Банка России.
В соответствии с Приказом
Министерства РФ по налогам и сборам
"Об обеспечении подготовки к
публикации и издания сведений, содержащихся
в едином государственном реестре
юридических лиц" сведения из государственного
реестра, предназначенные для
Ст. 62 обязывает лиц, принявших решение о ликвидации юридического лица, сообщать об этом "в уполномоченный государственный орган". Как показывает исследование законодательства, для большинства юридических лиц этим органом остается Министерство РФ по налогам и сборам и его территориальные органы.
Сведения же и документы,
необходимые для осуществления
государственной регистрации
Показательно то, что ныне
не нужно согласования назначения ликвидационной
комиссии (ликвидатора) с органом, осуществляющим
государственную регистрацию
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации.
Ликвидационная комиссия
принимает меры к выявлению кредиторов
и получению дебиторской
3.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства
Несостоятельность (банкротство)
юридического лица наступает при
его неспособности
Банкротом могут быть признаны
коммерческое юридическое лицо, а
также потребительский
Дела о банкротстве
рассматриваются арбитражным
Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц, отличаются большой спецификой.
В трудах В.В. Зайцевой, М.И. Кулагина, Г.Ф. Шершеневича и др. содержатся различные характеристики несостоятельности, которые в обобщенном виде можно свести к удостоверенной судом неспособности должника исполнять свои обязательства перед кредиторами вследствие недостатка имущества. Банкротство в законодательстве стран континентальной Европы считается уголовно-правовой стороной несостоятельности. Такая традиция прослеживалась и в дореволюционной России, где к тому же для признания банкротства первоначально требовалось признание должника несостоятельным в гражданском процессе. В англосаксонской правовой системе банкротство понимается как синоним несостоятельности.
Современное отечественное законодательство о несостоятельности (банкротстве) весьма мобильно (за десятилетие приняты 3 закона общего характера), хотя еще очень молодо. Оно включает в себя ГК, специальные законы, ряд иных правовых, в том числе ведомственных, актов и понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Процедуры банкротства могут быть применены как к юридическим лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том числе индивидуальным предпринимателям.
Юридическое лицо считается
неспособным удовлетворить
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.
Заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными лицами в случаях, предусмотренных.
Заключение
В процессе написания данной курсовой работы я пришла к следующим выводам.
Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организации, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления), обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смену и, как правило, - счет в банке.
Наделении организаций качеством юридического лица является необходимым условием для их участия в хозяйственной жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.
Регулирование организации и функционирования юридических лиц по, ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что коммерческие организации, кроме унитарных и казенных предприятий, а также иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.
Юридическое лицо считается
созданным с момента его
Юридические лица создаются по воле либо собственника, либо их будущих членов. В свою очередь государство ведёт контроль за процедурой образования юридических лиц. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.
Перечень документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации составляют: устав, утверждённый учредителями, решение о создании или договор учредителей, а также перечисляются требования, предъявляемые к каждому из таких документов.