Порядок образования юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 20:44, реферат

Описание работы

В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….3
1.Виды юридического лица……………………………………………..4
1.1 Образование юридического лица…………………………………...4
1.2 Учредительные документы юридического лица…………………..5
1.3 Государственная регистрация юридического лица……………….6
2.Основание и порядок преобразования юридического лица………..8
3.Виды и порядок ликвидации юридического лица………………….12
3.1. Ликвидация юридического лица: понятие и виды………………12
3.2. Основания и порядок ликвидации юридического лица…………13
3.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства……………18
Заключение………………………………………………………………20
Список использованной литературы…………………………………..21

Файлы: 1 файл

правоведение реферат.docx

— 46.44 Кб (Скачать файл)

10. Ликвидация завершена  после внесения записи в Единый  государственный реестр юридических  лиц.

Документация и бухгалтерская  отчетность ликвидируемого юридического лица передаются на хранение в государственный  архив.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а оно  само - прекратившим существование  после внесения об этом записи в  Единый государственный реестр юридических  лиц. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, публикует сведения о ликвидации юридического лица в официальном печатном органе.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в информационном письме от 5 декабря 1997 г. N 23 "О применении пунктов 2 и 4 статьи 61 Гражданского кодекса  Российской Федерации" рекомендовал судам при рассмотрении исков  о ликвидации юридических лиц  исходить из следующего.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным  п.2 ст.61 ГК РФ, может быть предъявлено  в суд государственным органом  или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом  право на предъявление такого требования.

В частности, в соответствующих  случаях иски о принудительной ликвидации юридических лиц могут заявляться налоговыми органами, Центральным банком РФ, прокурором.

При рассмотрении указанных  исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие  оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается  истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется.

Если в ходе осуществления  ликвидации юридического лица на основании  решения суда выявляется недостаточность  его имущества для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени должника, кредиторы ликвидируемого юридического лица, а также иные лица, которым  в соответствии с законодательством  о банкротстве предоставлено  право на обращение в арбитражный  суд, вправе обратиться в арбитражный  суд с заявлением о признании  соответствующего юридического лица банкротом.

При признании такого должника банкротом функции конкурсного  управляющего могут быть возложены  судом на руководителя ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Отличительной особенностью ликвидации (помимо ее сути) является создание специального образования - ликвидационной комиссии (ликвидатора), которая действует  от имени ликвидируемого юридического лица по аналогии с его органами и к которой переходят полномочия по управлению делами этого юридического лица. Ликвидационная комиссия действует  в течение ограниченного срока  времени - с момента ее назначения после принятия решения о ликвидации юридического лица и до внесения записи о ликвидации юридического лица в  Единый государственный реестр юридических  лиц. Правомочия ликвидационной комиссии имеют целевой характер. Она управляет  делами юридического лица (так же, как  его органы в обычных условиях), выступает в суде от имени юридического лица (как и его органы в обычных  условиях), приобретает гражданские  права и принимает не все гражданские  обязанности для юридического лица, а только те, которые непосредственно  связаны с процессом ликвидации юридического лица. Финансовые документы  подписывает либо председатель ликвидационной комиссии, если он поименован в решении  о назначении комиссии, либо все  члены ликвидационной комиссии.

Ликвидация оформляется  путем составления промежуточного и итогового ликвидационного  баланса. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе  имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами  требований, а также о результатах  их рассмотрения. По аналогии составляется окончательный ликвидационный баланс. В нем также указывается судьба оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества юридического лица.

По общему правилу, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица:

1) передается собственнику  или лицам, имеющим иные вещные  права на это имущество, если  учредители имеют право собственности  или иное вещное право на  имущество ликвидируемого юридического  лица (унитарные предприятия и  учреждения; п.7 ст.63 ГК);

2) распределяется между  учредителями (участниками) юридического  лица, имеющими обязательственные  права в отношении этого юридического  лица и его имущества (хозяйственные  общества и товарищества, кооперативы;  п.7 ст.63 ГК);

3) направляется в соответствии  с учредительными документами  юридического лица, в отношении  которого его учредители (участники)  не имеют имущественных прав, на цели, в интересах которых  оно было создано, и (или)  на благотворительные цели,или в доход государства (общественные и религиозные организации (объединения), фонды, объединения юридических лиц).

После окончания срока  для предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет промежуточный  ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечне  предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Так, в соответствии со ст. 23.1 Закона "О банках и банковской деятельности" промежуточный ликвидационный баланс подлежит согласованию с Банком России в случае ликвидации кредитной  организации по инициативе Банка  России.

В соответствии с Приказом Министерства РФ по налогам и сборам "Об обеспечении подготовки к  публикации и издания сведений, содержащихся в едином государственном реестре  юридических лиц" сведения из государственного реестра, предназначенные для публикации, могут издаваться в виде отдельных  брошюр либо печататься в изданиях органов региональной и местной  печати на основании соглашений об информационном взаимодействии, а также  должны размещаться на стендах в территориальных органах МНС России.Видимо, указанные органы печати и следует считать теми, в которых, в соответствии со ст. 63, "публикуются данные о государственной регистрации юридического лица". Первоначальная редакция этой нормы обязывала согласовывать промежуточный ликвидационный баланс с органом, осуществлявшим государственную регистрацию юридических лиц. На практике же промежуточный ликвидационный баланс предоставляется крайне редко и лишь юридическими лицами с сильной юридической службой. В остальных случаях непредоставление соответствующего баланса мелкими юридическими лицами, как правило, прощается им регистрирующим органом. Порядок и условия выдачи физическим лицам лицензий на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" определялся Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 декабря 1998 г. № 1544 (Российская газета, 13 января 1999 г.).

Ст. 62 обязывает лиц, принявших  решение о ликвидации юридического лица, сообщать об этом "в уполномоченный государственный орган". Как показывает исследование законодательства, для  большинства юридических лиц  этим органом остается Министерство РФ по налогам и сборам и его  территориальные органы.

Сведения же и документы, необходимые для осуществления  государственной регистрации торгово-промышленных палат, религиозных организаций, общественных объединений, в том числе в  форме профсоюзов и политических партий, в связи с их ликвидацией, представляются в орган, принявший  решение о государственной регистрации  данного общественного объединения  при его создании, т.е. в орган  юстиции. Федеральный орган юстиции  или его территориальный орган  после принятия решения о государственной  регистрации указанных юридических  лиц в связи с их ликвидацией  направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц (см., н-р, ст.26 Закона "Об общественных объединениях"). В отношении кредитных организаций функции, аналогичные указанным функциям органов юстиции, выполняет Центральный Банк РФ. Причем, по смыслу ГК РФ, ни налоговые органы, ни органы юстиции, ни Центральный Банк, т.е. органы осуществляющие ту или иную стадию (а то и обе стадии) государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией, а также суд, не относятся к органам, принявшим решение о ликвидации юридического лица. К таким органам могут относиться лишь органы юридического лица.

Показательно то, что ныне не нужно согласования назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, к чему ранее обязывала первоначальная редакция этой статьи. Практике были известны случаи, когда местная администрация  отказывала в согласовании состава  ликвидационной комиссии коммерческого  юридического лица по причине невключения в нее представителя администрации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке  и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может  быть менее двух месяцев с момента  публикации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. Также как и в случае реорганизации уведомление должно быть индивидуальным.

3.3. Ликвидация юридических лиц в случае банкротства

Несостоятельность (банкротство) юридического лица наступает при  его неспособности удовлетворить  денежные требования кредиторов.

Банкротом могут быть признаны коммерческое юридическое лицо, а  также потребительский кооператив, благотворительный и иной фонд по решению суда, а также по решению  учредителей юридического лица.

Дела о банкротстве  рассматриваются арбитражным судом.

Отношения, связанные с  несостоятельностью (банкротством) юридических  лиц, отличаются большой спецификой.

В трудах В.В. Зайцевой, М.И. Кулагина, Г.Ф. Шершеневича и др. содержатся различные характеристики несостоятельности, которые в обобщенном виде можно свести к удостоверенной судом неспособности должника исполнять свои обязательства перед кредиторами вследствие недостатка имущества. Банкротство в законодательстве стран континентальной Европы считается уголовно-правовой стороной несостоятельности. Такая традиция прослеживалась и в дореволюционной России, где к тому же для признания банкротства первоначально требовалось признание должника несостоятельным в гражданском процессе. В англосаксонской правовой системе банкротство понимается как синоним несостоятельности.

Современное отечественное  законодательство о несостоятельности (банкротстве) весьма мобильно (за десятилетие приняты 3 закона общего характера), хотя еще очень молодо. Оно включает в себя ГК, специальные законы, ряд иных правовых, в том числе ведомственных, актов и понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедуры банкротства могут  быть применены как к юридическим  лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и  религиозных организаций), так и  к физическим, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Юридическое лицо считается  неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие  обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.2 ст.3 Закона). Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. руб. (п.2 ст.6 и п.2 ст.33 Закона).

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей обладают должник, прокурор, налоговые и иные уполномоченные органы.

Заявление о признании  должника банкротом может быть подано в арбитражный суд и иными  лицами в случаях, предусмотренных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе написания данной курсовой работы я пришла к следующим  выводам.

Юридическое лицо - это наделенная гражданской правосубъектностью организации, которая имеет в собственности или на основании иного вещного права (хозяйственного ведения, оперативного управления), обособленное имущество, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс или смену и, как правило, - счет в банке.

Наделении организаций качеством  юридического лица является необходимым  условием для их участия в хозяйственной  жизни, в товарно-рыночных (коммерческих) отношениях, обеспечения защиты их прав, прав их учредителей и членов.

Регулирование организации  и функционирования юридических  лиц по, ГК РФ, отличается в соответствии с общими началами законодательства универсальностью и диспозитивностью. Граждане вправе создавать юридические  лица, участвовать в них по своему усмотрению. При этом в качестве общего правила установлено, что  коммерческие организации, кроме унитарных  и казенных предприятий, а также  иных видов организаций, предусмотренных  законом, могут иметь гражданские  права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом.

Юридическое лицо считается  созданным с момента его государственной  регистрации. Юридическое лицо должно иметь в собственности, хозяйственном  ведении или оперативном управлении обособленное имущество, оно отвечает по своим обязательствам этим имуществом, приобретает и осуществляет имущественные  и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица создаются  по воле либо собственника, либо их будущих  членов. В свою очередь государство  ведёт контроль за процедурой образования юридических лиц. Указанная функция государства реализуется в ходе государственной регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые  необходимо предоставить для государственной  регистрации составляют: устав, утверждённый учредителями, решение о создании или договор учредителей, а также  перечисляются требования, предъявляемые  к каждому из таких документов.

Информация о работе Порядок образования юридического лица