Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 21:28, контрольная работа
Порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц. Государственная регистрация, Классификация юридических лиц. Отдельные виды юридических лиц.
Юридическим лицом признаётся организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, а также нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Инициатива создания юридических лиц может принадлежать как собственникам, так и учредителям (участникам). Однако независимо от конкретной организационно-правовой формы все юридические лица подлежат обязательной государственной регистрации, с момента проведения которой они считаются созданными.
Вопрос 1…………………………………………………………………………………………3
Вопрос 2………………………………………………………………………………………...15
Задача……………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы……………………………………………………………22
Содержание
Вопрос 1……………………………………………………………………………
Вопрос 2……………………………………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………………
Вопрос 1.
Порядок создания и
прекращения деятельности юридических
лиц. Государственная регистрация, Классификация
юридических лиц. Отдельные виды юридических
лиц.
Юридическим лицом
признаётся организация, которая имеет
в собственности, хозяйственном ведении
или оперативном управлении обособленное
имущество и отвечает по своим обязательствам
этим имуществом, может от своего имени
приобретать и осуществлять имущественные
и личные неимущественные права, а также
нести обязанности, быть истцом и ответчиком
в суде. Инициатива создания
юридических лиц может принадлежать как
собственникам, так и учредителям (участникам).
Однако независимо от конкретной организационно-правовой
формы все юридические лица подлежат обязательной
государственной регистрации, с момента
проведения которой они считаются созданными.
В соответствии со
ст. 51 ГК РФ юридическое лицо регистрируется
в органах юстиции в порядке, определяемом
законом о регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации,
в том числе (для коммерческих организаций)
фирменное наименование, включаются в
единый государственный реестр юридических
лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Организация, не прошедшая государственную
регистрацию, считается несозданной. Способы образования
юридических лиц
Распорядительный
порядок характеризуется тем, что юридическое
лицо возникает на основе одного лишь
распоряжения учредителя, а специальной
государственной регистрации организации
не требуется. В странах рыночной экономики
место распорядительного порядка заступает,
как правило, явочный порядок образования
юридических лиц. Для него также характерно
отсутствие специальной государственной
регистрации организаций, которые создаются
в силу самого факта волеизъявления учредителей,
выражения ими намерения действовать
в качестве юридического лица1.
Разрешительный порядок
образования юридического лица предполагает,
что создание организации разрешено тем
или иным компетентным органом.
При нормативно-явочном
порядке для образования юридического
лица согласия каких-либо третьих лиц,
включая государственные органы, не требуется.
Регистрирующий орган лишь проверяет,
соответствуют ли закону учредительные
документы организации и соблюден ли установленный
порядок ее образования, после чего обязан
зарегистрировать юридическое лицо. Такой
порядок образования юридических лиц
наиболее распространен и в России, и за
рубежом1. Правовой основой деятельности
любого юридического лица наряду с законодательством
являются его учредительные документы.
Именно в них учредители конкретизируют
общие нормы права применительно к своим
интересам.
Состав учредительных
документов для разных видов юридических
лиц различен.
Порядок ликвидации
юридических лиц Ликвидация — это способ
прекращения юридических лиц без перехода
прав и обязанностей в порядке правопреемства
(п. 1 ст. 61 ГК РФ)1. Подобно реорганизации,
она может быть как добровольной, так и
принудительной
Добровольный порядок
предполагает, что ликвидация производится
по решению учредителей или органа юридического
лица, уполномоченного на то учредительными
документами. Примерный перечень оснований
для добровольной ликвидации включает
истечение срока, на который создано юридическое
лицо, и достижение цели, ради которой
оно создано. Принудительный порядок ликвидации
по решению суда применяется при осуществлении
юридическим лицом деятельности без надлежащего
разрешения (лицензии) либо деятельности,
запрещенной законом, либо с иными неоднократными
или грубыми нарушениями закона или других
правовых актов, признания судом недействительной
регистрации юридического лица в связи
с допущенными при его создании неустранимыми
нарушениями законодательства. Общественные
или религиозные организации (объединения),
благотворительные или иные фонды могут
быть ликвидированы в таком же порядке
при систематической деятельности, противоречащей
уставным целям. Перечень оснований для
принудительной ликвидации, содержащийся
в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим,
так как некоторые виды юридических лиц
подлежат ликвидации и в иных случаях,
предусмотренных Гражданским кодексом.
Например, уменьшение стоимости чистых
активов хозяйственного общества ниже
определенного законом минимального размера
уставного капитала приводит к его ликвидации.
Решение о ликвидации
юридического лица выносится судом по
иску государственного органа или управомоченного
органа местного самоуправления.
Начало ликвидации
связано с тем, что учредители юридического
лица или орган, принявший соответствующее
решение, обязаны незамедлительно известить
об этом регистрирующий орган. В единый
государственный реестр вносится запись
о том, что юридическое лицо находится
в процессе ликвидации. Открытость реестра
позволяет использовать эту информацию
как кредиторам, так и иным участникам
предпринимательской деятельности.
Учредители (участники)
юридического лица, его уполномоченный
орган или суд назначают по согласованию
с регистрирующим органом ликвидационную
комиссию (ликвидатора), устанавливают
порядок и сроки ликвидации. К комиссии
с момента ее назначения переходят все
полномочия по управлению делами юридического
лица. От его имени она выступает и в суде
(п. 3 ст. 62 ГК РФ). Процедура ликвидации,
установленная ст. 63 ГК РФ, состоит из пяти
этапов, на каждом из которых перед ликвидационной
комиссией (ликвидатором) ставятся определенные
задачи1 (См.: Приложение 3).
1. Комиссия помещает
в органах печати объявление о ликвидации
юридического лица, порядке и сроках предъявления
его кредиторами своих требований. Срок
по заявлению таких требований не может
быть менее двух месяцев с момента публикации.
Комиссия влияет кредиторов и письменно
уведомляет их о ликвидации, определяет
должников и принимает меры к получению
дебиторской задолженности, в том числе
путем предъявления исков в суд.
2. Когда срок
для предъявления кредиторами
своих требований истек, комиссия
составляет промежуточный
3. При недостаточности
денежных средств для удовлетворения
требований кредиторов ликвидационная
комиссия продает имущество юридического
лица с публичных торгов в порядке, установленном
для исполнения судебных решений. Правило
обязательной продажи имущества должника,
не обладающего достаточными денежными
средствами для расчетов с кредиторами,
распространяется на все ликвидируемые
юридические лица, кроме учреждений и
федеральных казенных предприятий.
4. Ликвидационная
комиссия производит выплаты
по признанным требованиям на
основании промежуточного
5. После завершения
расчетов с кредиторами
Имущество, оставшееся
после удовлетворения всех требований
кредиторов, должно быть передано его
учредителям (участникам), имеющим вещные
права на это имущество или обязательственное
право в отношении юридического лица,
если иное не предусмотрено законом, другими
правовыми актами или учредительными
документами (п. 7 ст. 63 ГК РФ). Так, ликвидация
государственных и муниципальных предприятий
и учреждений, федеральных казенных предприятий
приводит к передаче имущества соответствующему
публично-правовому образованию. Имущество
общественных и религиозных организаций,
благотворительных и иных фондов, объединений
юридических лиц, в отношении которых
их учредители не имеют имущественных
прав, направляется на цели, указанные
в уставе.
Особенности ликвидации
юридического лица при его несостоятельности
(банкротстве) определены ст. 65 ГК РФ и
Федеральным законом от 26 октября 2002 г.
N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
1.Несостоятельными могут быть признаны
по решению суда коммерческие организации,
за исключением казенных предприятий,
потребительские кооперативы, благотворительные
и иные фонды. Те же организации могут
совместно с кредиторами объявить о своем
банкротстве и о добровольной ликвидации.
К должнику — юридическому
лицу могут быть применены следующие процедуры:
наблюдение, внешнее управление, конкурсное
производство, мировое соглашение. Под
наблюдением следует понимать процедуру
банкротства, применяемую с момента принятия
арбитражным судом заявления о признании
должника банкротом до момента, определяемого
в соответствии с законом, в целях обеспечения
сохранности имущества должника и проведения
анализа финансового состояния должника.
Внешнее управление (судебная санация)
— процедура банкротства, применяемая
к должнику в целях восстановления его
платежеспособности, с передачей полномочий
по управлению внешнему управляющему.
Конкурсное производство — процедура,
применяемая к должнику, признанному банкротом,
в целях соразмерного удовлетворения
требований кредиторов. И, наконец, на
любой стадии рассмотрения арбитражным
судом дела о банкротстве должник и кредиторы
вправе заключить мировое соглашение,
которое подлежит утверждению арбитражным
судом. Для отдельных категорий должников—юридических
лиц установлены особенности банкротства
(градообразующие организации, сельскохозяйственные
организации, кредитные организации, страховые
организации, профессиональные участники
рынка ценных бумаг)1.
Несостоятельное юридическое
лицо следует считать ликвидированным
с момента исключения его из единого государственного
реестра по определению о завершении конкурсного
производства, вынесенному арбитражным
судом, или по представлению собрания
кредиторов о ликвидации юридического
лица. Реорганизация юридических
лиц
Реорганизация представляет
собой способ прекращения юридических
лиц с переходом прав и обязанностей в
порядке правопреемства (кроме случаев
выделения из состава юридического лица
другой организации). Существует пять
форм реорганизации (ст. 57, 58 ГК РФ)1 (См.:
Приложение 4):
1)слияние нескольких
юридических лиц в одно новое;
2)присоединение юридического
лица к другому;
3)разделение юридического
лица на два или более новых;
4)выделение из юридического
лица новых юридических лиц;
5) преобразование юридического
лица одной организационно-правовой формы
в другую.
По общему правилу,
юридическое лицо реорганизуется добровольно,
т. е. по решению его учредителей либо органа,
уполномоченного на то учредительными
документами. Однако возможна реорганизация
и в принудительном порядке по решению
уполномоченных государственных органов
или по решению суда. Так, когда организации
занимают доминирующее положение на рынке
и совершают два или более нарушений антимонопольного
законодательства, федеральный антимонопольный
орган вправе обязать их принудительно
разделиться или выделить из своего состава
одну либо несколько организаций на базе
структурных подразделений, если это ведет
к развитию конкуренции.
Решением уполномоченного
государственного органа определяется
срок такой реорганизации. Если учредители
юридического лица, назначенный ими орган
или орган, уполномоченный на реорганизацию
учредительными документами, не осуществят
ее в указанный срок, суд (по иску указанного
государственного органа) назначает внешнего
управляющего юридическим лицом и поручает
ему осуществить реорганизацию. Внешний
управляющий составляет разделительный
баланс и передает его на рассмотрение
суда вместе с учредительными документами
юридических лиц, возникающих в результате
реорганизации. Эти документы становятся,
после утверждения судом, основанием для
государственной регистрации вновь возникших
юридических лиц.
Реорганизация в форме
слияния, присоединения или преобразования
в случаях, установленных судом, возможна
лишь с согласия уполномоченных государственных
органов.
При слиянии, присоединении
и преобразовании юридических лиц составляется
передаточный акт, при разделении и выделении
— разделительный баланс. Указанные документы
должны содержать положения о правопреемстве
по всей совокупности обязательств реорганизованного
юридического лица в отношении всех его
кредиторов и должников, включая и обязательства,
оспариваемые сторонами. Передаточный
акт и разделительный баланс утверждаются
лицами, принявшими решение о реорганизации,
и представляются вместе с учредительными
документами для государственной регистрации
вновь возникающих или изменений в учредительные
документы существующих юридических лиц.
Реорганизация в форме
слияния, разделения, выделения и преобразования
считается завершенной с момента государственной
регистрации, а в форме присоединения
— только с момента внесения в единый
государственный реестр записи о прекращении
деятельности присоединенного юридического
лица1. Основаниями для отказа
в государственной регистрации вновь
возникших юридических лиц являются непредставление
вместе с учредительными документами
передаточного акта или разделительного
баланса, а также отсутствие в них положений
о правопреемстве по обязательствам.
Обеспечение прав кредиторов
юридического лица при его реорганизации
достигается правилами ст. 60 ГК РФ. Процедура государственной
регистрации
В связи с тем, что функции
государственной регистрации юридических
лиц возлагаются на налоговые органы,
существенно упрощается сама процедура
государственной регистрации юридических
лиц, и в результате появляется возможность
объединения двух направлений деятельности
исполнительной власти: государственной
регистрации юридических лиц и их постановки
на учет в налоговых органах. В соответствии
с п.5 Постановления Правительства Российской
Федерации № 439 постановка на налоговый
учет осуществляется на основании сведений
регистрации юридических лиц.
Кроме того, реализация
принципа «одного окна» способствует
взаимодействию регистрирующего органа
с государственными органами, осуществляющими
в связи с выполнением своих функциональных
обязанностей учет юридических лиц. В
этих целях Законом устанавливается, что
регистрирующий орган в срок не более
чем пять рабочих дней с момента государственной
регистрации представляет сведения о
регистрации в государственные органы,
определенные Правительством Российской
Федерации.
Теперь юридические
лица при их создании, реорганизации, ликвидации,
внесении изменений в учредительные документы,
внесении изменений, касающихся сведений
о юридическом лице, но не связанные с
внесением изменений в учредительные
документы, подают документы в налоговую
инспекцию и через 5 дней получают свидетельство
о регистрации.
Передача функций государственной
регистрации налоговым органам, прежде
всего, направлена на упрощение процедуры
регистрации юридических лиц, а именно:
процедура носит заявительный характер. В соответствии со
ст. 9 Закона документы представляются
в налоговый орган уполномоченным лицом,
которым могут являться следующие физические
лица: руководитель регистрируемого
юридического лица или иное лицо, имеющие
право без доверенности действовать от
имени этого юридического лица;
учредитель юридического
лица при его создании;
руководитель юридического
лица, выступающего учредителем регистрируемого
юридического лица; конкурсный управляющий
или руководитель ликвидационной комиссии
(ликвидатор) при ликвидации юридического
лица;
иное лицо, действующее
на основании доверенности или иного полномочия,
предусмотренного федеральным законом,
или актом специально уполномоченного
на то государственного органа, или актом
органа местного самоуправления.
Заявитель удостоверяет
своей подписью заявление, представляемое
в налоговый орган, и указывает свои паспортные
данные или в соответствии с законодательством
Российской Федерации данные иного удостоверяющего
личность документа и идентификационный
номер налогоплательщика (при его наличии). Закон ввел новый дополнительный
этап в процедуру государственной регистрации
юридических лиц, обязав заявителей нотариально
удостоверять свою подпись на заявлении
о государственной регистрации. Таким образом, заявитель
подтверждает, что все данные, содержащиеся
в заявлении, достоверны. Это важно в первую
очередь для налоговых органов. Закон,
исключив контроль за достоверностью
поданной информации на предварительной
стадии, оставил такую возможность впоследствии.
В случае обнаружения недостоверной информации
налоговый орган может лишить компанию
регистрации (в судебном порядке), причем
срок давности в законе не ограничен.
Законом определено,
что за государственную регистрацию уплачивается
государственная пошлина (п. 6 ст. 4 Закона
РФ "О государственной пошлине"). На основании ст. 12
Закона при государственной регистрации
создаваемого юридического лица в налоговый
орган представляются:
а) подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации
по форме, утвержденной Правительством
РФ;
б) решение о создании
юридического лица в виде протокола, договора
или иного документа в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
в) учредительные документы
(подлинники или нотариально удостоверенные
копии); Представляемые учредительные
документы должны соответствовать Гражданскому
кодексу и законам об отдельных видах
юридических лиц.
г) выписка из реестра
иностранных юридических лиц для иностранного
юридического лица - учредителя;
д)документ об уплате
государственной пошлины.
При государственной
регистрации юридического лица, создаваемого
путем реорганизации (преобразования,
слияния, разделения, выделения), в налоговый
орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации
каждого вновь возникающего юридического
лица, создаваемого путем реорганизации;
б) учредительные документы
(подлинники или нотариально удостоверенные
копии);
в)решение о реорганизации
юридического лица;
г)договор о слиянии
или присоединении;
д)передаточный акт
или разделительный баланс;
е)документ об уплате
государственной пошлины.
Для государственной
регистрации изменений, вносимых в учредительные
документы юридического лица, в налоговый
орган представляются:
а)подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации;
б)решение о внесении
изменений в учредительные документы
юридического лица;
в)изменения, вносимые
в учредительные документы юридического
лица;
г)документ об уплате
государственной пошлины.
Для государственной
регистрации в связи с ликвидацией юридического
лица в налоговый орган представляются
следующие документы:
а)подписанное заявителем
заявление о государственной регистрации;
б)ликвидационный баланс;
в)документ об уплате
государственной пошлины.
Особо стоит остановиться
на заявлении. В нем заявитель должен указать
не только все данные об учредителе, но
и подтвердить, что представленные документы
соответствуют установленным законодательством
требованиям к учредительным документам
юридического лица данной организационно-правовой
формы. Кроме того, должно быть понятно,
что соблюден установленный для данной
организационно-правовой формы порядок
учреждения юридического лица, в том числе
оплаты уставного капитала (уставного
фонда, складочного капитала, паевых взносов)
на момент регистрации.
Закон устанавливает
запрет на требование регистрирующим
органом иных документов, кроме вышеуказанных.
Отказ в государственной
регистрации допускается в случае непредставления
документов, необходимых для государственной
регистрации, либо представления документов
в ненадлежащий налоговый орган.
Информация о работе Порядок создания и прекращения деятельности юридических лиц