Права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:16, реферат

Описание работы

Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина.. 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82
Список использованной литературы……………………………………………… 84

Файлы: 1 файл

право.docx

— 160.53 Кб (Скачать файл)

Государственная регистрация общественных объединений осуществляется Министерством юстиции и соответствующими органами в субъектах Федерации. Регистрация не является обязательной, но составляет необходимое условие для признания объединения юридическим лицом. Отказ в регистрации должен быть дан в письменной форме с указанием конкретных положений законодательства, послуживших его мотивом, и может быть обжалован в суд. Отказ по мотивам нецелесообразности создания объединения не допускается.

Учитывая разнообразный  характер тех целей, для достижения которых могут создаваться общественные объединения, Федеральный закон предусматривает пять различных организационно-правовых форм их функционирования. К ним относятся: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Особое место в системе  общественных объединений, как и  вообще в политической системе любого демократического государства, занимают политические партии. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» в ст. 1 устанавливает: «Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации» [68].

Они создаются в целях  политической деятельности, участвуют в избирательных кампаниях, вовлечены непосредственно в решение государственных проблем. Для их регистрации требуется наличие не менее 5000 человек, причем допускается только фиксированное индивидуальное членство, коллективное членство исключается. В партиях не могут состоять иностранные граждане и лица без гражданства.

Выделение современными конституциями  из общего права на объединение особого  права на образование политических партий далеко не случайно. Прежде всего оно «свидетельствует о признании существенного различия между партиями и иными видами общественных объединений и понимании той роли, которую партии играют в политической системе» [69].

Одной из массовых форм общественных объединений являются профессиональные союзы. Порядок их создания, основные права, гарантии этих прав, их защита, ответственность профсоюзов определяются Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [70].

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных  общими производственными, профессиональными  интересами по роду их деятельности, создаваемое  в целях представительства и  защиты их социально-трудовых прав и  интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 г.). «Такая формулировка, соответствующая конвенциям Международной  организации труда, позволяет профсоюзам практически преследовать любые  цели, в том числе и политические» [71].

Этот Федеральный закон  устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их права и гарантии деятельности, регулирует отношения  профсоюзов с органами государственной  власти, органами местного самоуправления, работодателями, их объединениями (союзами, ассоциациями), другими общественными  объединениями, юридическими лицами и  гражданами.

Выражением социальной и  политической активности граждан, их воздействия  на процессы управления государством является право собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги  и демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Федерации.

Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее  время не используются в достаточной  мере эффективно. С одной стороны, об этом свидетельствуют такие факторы, как низкая активность избирателей  на выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления, слабый интерес к деятельности избранного ими представителя, депутата, незначительное участие в различного рода общественных формированиях. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются «высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие достаточно целенаправленной на развитие общественной активности граждан политики» [72].

 

2.3. Социально-экономические права

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и  свободы. Социально-экономические права (наряду с культурными) относятся к правам человека второго поколения. Они касаются поддержания и нормативного закрепления социально-экономических условий жизни индивида, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободы от страха и нужды, а также призваны обеспечить физические, материальные, духовные и другие социально значимые потребности личности. Их объем и степень реализованности «во многом зависят от состояния экономики и ресурсов, и поэтому гарантии их реализации по сравнению с гражданскими и политическими правами первого поколения, менее развиты» [73].

В отличие от других видов  прав человека особенностями социально-экономических  прав являются [74]:

распространенность на определенную – социально-экономическую –  область жизни человека;

допустимость рекомендательных, «нестрогих» формулировок базовых  положений (например, «достойная жизнь», «справедливые и благоприятные  условия труда», «удовлетворительное  существование»);

* зависимость реализации  социально-экономических прав от  состояния экономики ресурсов. Статья 2 Международного пакта об экономических,  социальных и культурных правах 1966 г. специально говорит о  том, что эти права должны  обеспечиваться постепенно и  «в максимальных пределах имеющихся  ресурсов» [75].

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению с основными  законами советского типа, исходит  из принципиально иной идеологии  при закреплении социально-экономических  прав и свобод.

В прежнем подходе ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была лишь пользователем этих благ, пассивным их созидателем по указаниям государства. Подобного рода интерпретация, заложенная в конституционных нормах, закономерно вытекала из того, что государство по сути дела выступало как единственный собственник всех общественных богатств, средств производства, объектов культуры, социальной сферы, формально провозглашаемых общенародными. Оно сосредоточивало в своих руках все функции по производству и распределению материальных благ, планировало развитие экономики и культуры, определяло фонды, штаты, планы каждого предприятия, направление средств в ту или иную сферу. Эти условия не могли не основываться на экономически пассивной личности, не поощрять иждивенчество. Именно такой человек — наемный труженик — требовался для государства-собственника, и он за годы советской власти в достаточно широких масштабах сформировался.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что «объективно  необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению роли государства в обеспечении социально-экономических прав и свобод личности» [76]. Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности самого человека.

Такая новая система гарантий социально-экономических прав и  свобод еще не сложилась. Переход на рельсы рыночной экономики пока не обеспечивает осуществления тех социальных функций, которые присуши ее развитым формам. А существовавшие ранее гарантии социально-экономических прав и свобод уже значительно сузились. В связи с этим насущной задачей является реальный поворот к социально ориентированной экономической реформе, курс на которую обозначен как очередная задача государства.

Новая экономическая и  социальная роль государства изменила характер государственных гарантий прав и свобод человека в данной сфере, но не снизила его ответственность  за создание системы таких гарантий.

Социальная роль государства  закреплена в ст. 7 Конституции как  одна из важных основ конституционного строя Российской Федерации. Государственные  гарантии социально-экономических  прав и свобод человека и гражданина включают в себя широкую систему  форм воздействия на их реализацию, среди которых выделяются следующие:

1)      законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, при которых человек реально обладает всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами;

2)      установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственных пенсий и пособий и иные гарантии социальной защиты; бесплатность образования на основаниях, предусмотренных законом; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пенсионеров и пожилых граждан, развитие социальных служб;

3)      осуществление контроля за соблюдением законодательства, обеспечивающего социально-экономические права и свободы;

4)      создание правовых, политических, материальных, организационных условий для поддержки личной инициативы человека в экономической сфере;

5)      эффективная защита социально-экономических прав и свобод человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

Применительно к каждому  из видов социально-экономических  прав и свобод роль государства как  их гаранта имеет и специфические  формы выражения.

К социально-экономическим  правам и свободам, закрепленным в  Конституции, относятся свобода  предпринимательской деятельности, право частной собственности, в  том числе и на землю, свобода  труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34 – 44 Конституции РФ).

Особенность действующей  Конституции заключается не только в расширении перечня рассматриваемых  прав и свобод, но и в иной трактовке их содержания.

Инициируя экономическую  и социальную активность каждого  человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Основные вехи этой политики — отказ от новой экономической  политики, всеобщая принудительная коллективизация  в сельском хозяйстве, раскулачивание, ликвидация промкооперации, законодательный запрет вплоть до уголовной ответственности за занятия индивидуальным и коллективным предпринимательством вне рамок социалистической собственности, по сути дела, во всех сферах экономической жизни.

Конституционное закрепление  свободы предпринимательской деятельности — правовая база и объективно необходимое условие переустройства экономики общества на принципиально новых основах. Рамки этой свободы конкретизированы в Гражданском кодексе Российской Федерации, третья часть которого принята в ноябре прошлого года [77].

Чтобы обеспечить правомерные, цивилизованные условия становления и развития рыночных отношений, Конституция устанавливает запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст. 34).

Важнейшее место в системе  социально-экономических прав и  свобод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частной  собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии се охраны, в том числе судебными органами. В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция 1993 года в отличие  от прежней без каких-либо оговорок и ограничении закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 и 2 ст. 36).

В условиях рыночной экономики  претерпело изменение и содержание прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Конституция 1993 года более  четко сформулировала права человека в сфере труда, применительно  к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права  человека свободно распоряжаться своим  трудом. Такое содержание прав в  сфере труда объективно обусловлено  изменением роли государства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работодателем, единственным гарантом получения каждым работы.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ[78] развивает указанные положения Конституции РФ и в ст. 2 устанавливает, что исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с #M12291 9004937Конституцией Российской Федерации#S основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.

Информация о работе Права и свободы человека и гражданина