Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:16, реферат
Господство права, плюрализм и права человека суть нерасторжимые слагаемые демократии. Не может быть демократии в отсутствие уважения к правам человека. И, наоборот, утверждение демократии создает условия для объединения прав человека. «Отстаивая ценность человеческой личности, государство и гражданское общество закладывают тем самым надежный фундамент политической стабильности, социального консенсуса и динамичного развития»[1]. Через каждую отдельную личность, ее права и свободы они ограждают себя от опасностей злоупотребления властью. Права человека включаются в систему сдержек и противовесов, только не между отдельными ветвями власти, а в отношении государственной власти как таковой.
Введение………………………………………………………………………... 3
Глава 1. Природа и сущность прав и свобод человека и гражданина.
1.1. Понятие прав и свобод человека и гражданина………………………. 5
1.2. Права человека и права гражданина………………………………….. 17
1.3. Конституционное регулирование прав и свобод человека и гражданина.. 25
Глава 2. Классификация прав и свобод………………………………………28
2.1. Личные (гражданские) права и свободы………………………........... 33
2.2. Политические права…………………………………………………… 43
2.3. Социально-экономические права…………………………………….. 53
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.
3.1. Понятие и виды механизмов защиты прав человека………………... 63
3.2. Конституционные гарантии правосудия…………………………….. 76
Заключение…………………………………………………………………… 82
Список использованной литературы……………………………………………… 84
Закрепление широкого перечня социально-экономических, политических и #M12291 841501079личных прав#S в #M12291 841500960конституциях#S СССР 1936 и 1977 гг. носило фиктивный, демагогический характер. Провозглашение многих #M12291 841500049прав#S и свобод сопровождалось такими оговорками, которые тут же сводили эти #M12291 841500049права#S и свободы на нет: так, #M12291 841500214право на объединение#S в #M12291 841502696общественные организации#S граждане СССР имели не вообще, а строго «в соответствии с целями коммунистического строительства» (ст. 51 #M12291 841500960Конституции#S СССР 1977 г.).
В тоталитарном государстве
отсутствовали институты и
Ситуация с правами человека в СССР стала меняться только в ходе перестройки с признанием необходимости #M12291 841501767формирования правового государства#S. Незадолго до распада СССР была принята Декларация #M12291 841500049прав#S человека и гражданина, а позднее российская Декларация #M12291 841500049прав#S и свобод человека и гражданина 1991 г., инкорпорированная затем в текст #M12291 841500960Конституции#S РСФСР (РФ) 1978 г.
Окончательно международные
стандарты прав человека в России
утвердились с принятием #M12291 9004937Конституции
РФ #S1993 г. #M12291 9004937Конституция#S исходит
из того, что «человек, его #M12291 841500049права#S
и свободы являются высшей ценностью.
Признание, соблюдение и защита #M12291
841500049прав#S и свобод человека и гражданина
- #M12291 841502718обязанность#S государства»
(ст. 2). Это положение является одной
из #M12291 841502509основ
Важной чертой действующей Конституции является «признание субъектом прав и свобод индивидуально каждого конкретного человека, а не только коллективного субъекта, как прежде, в виде трудящегося и эксплуатируемого народа или просто народа впоследствии. Естественно, что коллективный субъект как таковой отрицаться не должен и не отрицается, если это признание не ведет к игнорированию индивидуальных прав и свобод каждого человека, признания его самоценности» [41].
#M12291 841500049Правам#S и свободам
человека и гражданина
#S2. Основные #M12291 841500049права#S
и свободы человека
3. Осуществление #M12291 841500049прав#S
и свобод человека и
Таким образом, создатели #M12291 9004937Конституции РФ (#Sв отличие от #M12291 841500258авторов#S советских #M12291 9004937конституций) #Sисходили из #M12291 841502312естественно-правовой теории#S, согласно которой основными #M12291 841500049правами#S человека наделяет не государство, а сама природа.
Глава 2. Классификация прав и свобод
Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самым различным сторонам деятельности индивида. Одна из сущностных характеристик правового статуса личности, его ядро и системообразующий элемент - права, свободы и обязанности личности. «Современное понимание прогресса государственности выдвигает на первый план «человеческое измерение», т.е. то качество жизни, которое обеспечивает государство. Свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав — эти и другие составляющие «человеческого измерения» превращают его в основной критерий оценок прогресса государства» [42].
Конституционные права, свободы и обязанности всегда представляют собой систему.
Права человека прежде всего принято делить на абсолютные и относительные. Ограничение или временное приостановление первых не допускается в демократическом государстве ни при каких обстоятельствах.
Абсолютными являются такие фундаментальные личные права человека как #M12291 841500207право на жизнь#S, #M12291 841500049право#S не подвергаться #M12291 841501988пыткам#S, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или #M12291 841502453наказанию#S, #M12291 841500212право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго#S #M12291 841500212имени#S, #M12291 841501216свободу совести#S, #M12291 841501201свободу вероисповедания#S, а также #M12291 841500049право#S на судебную защиту, #M12291 841500120правосудие#S и связанные с ними важнейшие #M12291 841501971процессуальные права#S. Все остальные права человека являются относительными и могут быть ограничены или приостановлены на определенный срок в случае введения режимов чрезвычайного или #M12291 841501459военного положения#S.
Общепризнанным является
деление прав человека на личные (по
международной терминологии - гражданские),
политические, социальные, экономические,
культурные, экологические. Причем этот
список постепенно пополняется по мере
исторического прогресса
К #M12291 841500049правам#S «первого
поколения» относятся личные и политические
#M12291 841500049права#S. Они получили закрепление
уже в первых буржуазно-демократических
#M12291 841500960конституциях#S конца XVIII в. #M12291
841500049Права#S «второго поколения» это
социальные, экономические и, отчасти,
#M12291 841500049права#S, появление которых
вызвано упорной борьбой
Наряду с индивидуальными правами (правами человека) существуют право народа, право нации, право общности, ассоциации, то есть коллективные права. Они не являются естественными правами, поскольку «формулируются и кристаллизуются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива»[44]. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями и интересами коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку «человеческим измерениям» – правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать права человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).
Стоит ли удивляться тому, что, несмотря на широкое признание понятия прав человека в международном сообществе, само это понятие, бесспорно (по мнению С. Сенаре [45]) переживает кризис?
Не следует рассматривать защиту индивидуума как покушение на права народа, так как через нее, напротив, защищается внутренняя динамика народа и, следовательно, его свободы. Права человека становятся, таким образом, неотделимы от прав народов, дополняющими их, превращаются в инструмент прямой демократии. Их отделение от прав народов оказывается ложным.
Более того, некоторые наиболее традиционные права человека, такие, как право голоса или ассоциаций, изначально имеют коллективный характер, так как связаны с «полисом», с сообществом. И даже самое, казалось бы, индивидуальное из всех прав человека – право на жизнь, приобретает сегодня явный оттенок коллективного. Можно ли отрицать, что права на мир, сохранение окружающей среды или средства существования вытекают непосредственно из права на жизнь и тем не менее представляют собой коллективную проблему?
Если коллективные права
ведут к ущемлению прав отдельного
человека, значит, цели, объединяющие такую
общность, антигуманны и противоправны.
Это не следует трактовать как
утверждение примата
Итак, права, как мы смогли определить, разделяются на права человека, которые в свою очередь разделяются на абсолютные (естественные) и относительные, и коллективные права.
Высшее общественное предназначение права – обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни, из жизни людей. Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений.
Человека имеет право, например, на передвижение, в то же время он свободен в выборе, переезжать ему в другое место или нет. Таким образом, право – это потребность в удовлетворении своих благ, а свобода - это иметь возможность в осуществлении этих благ. Именно поэтому одни правомочия называют правами, а другие правомочия.
Наиболее распространенным классификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими — на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина [47].
Далее остановимся на характеристике основных прав и свобод человека и гражданина, выделенных по критерию содержания. Итак, в соответствии со сферами деятельности индивида можно определить структуру и характер прав, составляющих правовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации прав человека, и особенно из международных пактов по правам человека, и включает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права, социальные и экономические права.
Политические, гражданские, трудовые, социальные, культурные и другие права человека – это «не дар государства, правительства, политической партии или ее лидера, а суверенный, не отчуждаемый атрибут каждого человека, каждой личности, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, вероисповедания, политических взглядов и убеждений, социального происхождения или имущественного положения; не народ существует для государства и правительства, а государство и правительство – для народа, не народ для конституции, а конституция для народа»[48].
2.1. Личные (гражданские) права и свободы
В действующей Конституции личные права и свободы (ст. 20 - 29) не только открывают главу о правах и свободах человека и гражданина, но и представлены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях.
Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:
1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.
Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого «охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни» [49]. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и пр.
Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.
Обеспечение права на жизнь напрямую связано также с сохранением и восстановлением природной среды обитания человека.
Подход к человеческой жизни как высшей социальной ценности пронизывает все отраслевое законодательство, содержащее в этом отношении самые различные нормы: об ответственности за преступления против жизни; о необходимой обороне; о правилах использования оружия; о порядке признания лица умершим; об условиях констатации смерти человека; о запрещении медицинскому персоналу осуществления эвтаназии (удовлетворения просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами) и многие другие.
Однако до настоящего времени
государство сохраняло за собой
право при определенных условиях
принудительно лишить человека жизни,
подвергнув его смертной казни, хотя
такое право противоречило
В силу чрезвычайности такой меры условия применения смертной казни оговариваются непосредственно в Конституции. В соответствии с ч. 2 ст. 20 смертная казнь сохраняется временно. Впредь до ее отмены она может устанавливаться федеральным законом лишь в качестве исключительной меры; назначается только за особо тяжкие преступления против жизни; связана с предоставлением обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Правозащитное движение рассматривает проблему смертной казни прежде всего с точки зрения защиты фундаментальных прав человека, ибо права человека - один из главных критериев демократизации жизни общества. Рассматриваемая проблема «неотделима от прав человека и несовместима с ними, ибо казнь всегда и везде попирает эти права и прежде всего - право на жизнь. С таких позиций отношение общества к этой варварской мере наказания является показателем его морального состояния, гуманизации и цивилизованности» [50].