Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:14, реферат
В ряду других основ конституционного строя и конституционных принципов положение о человеке, его правах и свободах как высшей ценности обладает приоритетом, верховенством. На первое место в современном демократическом обществе ставятся интересы человека, его права и свободы, которые должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективными правами общностей (национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп, слоев населения и т.д.). Возникающие между ними противоречия должны разрешаться в пользу интересов человека в целях осуществления его прав и свобод.
Введение.......................................................................................................................................................3
Глава I. Основные личные права и свободы в системе Конституционных прав
и свобод…….………………………………………………………………………………………………4
1. Понятие и юридическая природа основных прав, свобод граждан…………………………………4
2. Принципы правового статуса человека и гражданина в России………..…………………………...5
3. Классификация и система основных прав и свобод граждан по Конституции РФ……….……..….7
Глава II.Содержание основных личных прав и свобод граждан РФ………………………………9
1. Права на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность..…………………………..12
2. Личные права в области неприкосновенности жилища, свободы передвижения и выбора места
жительства………………………………….……………………………………………………………....13
3. Личные права в области национальности, языка, свободы мысли и свободы совести…………...16
Заключение..................................................................................................................................................20
Список литературы…………………………………………………………………………………21
Смысл данной нормы в том, что:
• национальность человека утратила юридическое значение (она не должна указываться в обязательном порядке в паспорте и иных документах);
• запрещается принуждать человека к определению своей национальной принадлежности;
• каждый вправе самостоятельно определять свою национальность. Поскольку Россия - многонациональная страна, а развитые государства строятся не по национальному, а по гражданскому принципу, первые два положения (утрата национальностью юридического значения и запрет принуждать к определению национальной принадлежности) вполне оправданы. Что касается третьего (права свободно определять свою национальную принадлежность), то данное положение имеет существенный недостаток. Сформулировав данную норму подобным образом, законодатель создал возможность произвольного выбора национальности независимо от действительных национальных корней. В этой связи получили распространение случаи злоупотребления данным правом - выбора гражданами России национальностей, "удобных" для эмиграции (немец, еврей, украинец, китаец и др.), но не имеющих никакого отношения к действительному национальному происхождению данных лиц.
Конституция РФ провозгласила государственным языком в России русский язык. Это значит, что русский язык является языком, на котором:
• ведется работа федеральных
органов государственной
• издаются официальные печатные издания;
• проводится работа радио и телевидения; I/ ведется делопроизводство;
• осуществляется внешнеполитическая деятельность Российской Федерации и др.
В то же время государство защищает другие языки, используемые и распространенные в Российской Федерации. Республики в составе РФ наделены нравом иметь свои государственные языки наряду с русским. В случае невладения русским языком гражданину (для общения с государственными органами и должностными лицами) должен быть предоставлен переводчик. Также каждый гражданин РФ имеет право пользоваться своим родным языком (русским или иным), обучиться ему, осуществлять творчество на данном языке.
Свобода совести и вероисповедания заключаются в свободе принятия или непринятия религиозных верований, исповедовать индивидуально, а также совместно с другими лицами любую религию или не исповедовать никакой (ст. 28 Конституции РФ). Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
В Российской Конституции воспроизведено установление, содержащееся в ст.19 Всеобщей декларации прав человека, о праве граждан искать, получать и свободно распространять информацию. Им дополнена статья, закрепляющая право граждан на свободу мысли, слова, а также на беспрепятственное выражение мнений и убеждений (ст.29 Конституции РФ). Конституция, признавая такие свободы, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений и отказу от них. Поскольку, в условиях тоталитарного режима, не допускалось инакомыслие, такие права и свободы были ущемлены6.
Положения о правах граждан на свободу мысли можно отнести как к личным, так и к политическим правам.
Свобода мысли - основа духовной жизни человека, возможность осуществлять работу собственного сознания и подсознания без внешнего контроля со стороны общества, государства, иных лиц. Данное право гарантируется:
• демократическим режимом в стране, исключающим целенаправленное воздействие на сознание и подсознание человека (имеется в виду недопущение монополии на информацию, мощного идеологического прессинга на человека с момента рождения и до самой смерти).
• строгим регламентированием использования новейших технических средств, способных проникать в мыслительные процессы (например, детекторов лжи).
Свобода слова - возможность выражать (или не выражать) свою мысль вовне, высказывать свое отношение к событиям окружающей действительности, отстаивать свою точку зрения, иметь. Собственное мнение, получать и распространять информацию.
В настоящее время ограничение свободы слова применяется для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; для охраны прав и репутации других лиц.
Уголовный кодекс
В Российской Федерации предусмотрена
уголовная и гражданско-
Со свободой мысли и слова
тесно связана свобода
Граждане Российской Федерации имеют право свободно искать, производить, распространять и передавать информацию. По общему правилу информация в РФ: открыта, общедоступна и достоверна. Граждане имеют право получать и распространять информацию через: СМИ; печатные издания; выставки; собрания; митинги и иными способами.
Вся информация в РФ открыта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Их перечень содержится в Законе РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года № 5485-1. Это информация в области:
• обороны и безопасности;
• экономики и внешней политики;
• разведывательной и контрразведывательной деятельности;
• оперативно-розыскной
• других сферах, указанных в законе.
За нарушение секретности
Важнейшей гарантией свободы информации является запрещение цензуры. Цензура в России запрещена на конституционном уровне (ст. 29).
Свобода совести подразумевает возможность:
• исповедовать ту или иную религию;
• нейтрально относиться к религии;
• отрицать теологические основы возникновения мира и человека (то есть быть атеистом).
Свобода вероисповедания:
• возможность исповедовать любую религию;
• равенство религий;
• недискриминация граждан в зависимости от исповедуемой ими религии.
Основы конституционного строя РФ закрепляют светский характер государства в России. Смысл данной нормы в том, что в России (в отличие от теологических государств, например Ирана) религия отделена от государства. Вследствие этого: образование в РФ носит светский характер; религиозные организации не участвуют в выборах органов государственной власти.
Конституционные права и свободы граждан нередко игнорируются и нарушаются, что не может не компрометировать идею правового государства, подрывая веру в него. Граждане справедливо сетуют на проявления бюрократизма, бездушное чиновничье администрирование, всевластие местных руководителей, действующих нередко произвольно, вопреки закону. По сути дела в стране нет ещё системы эффективной защиты прав граждан от ведомственного и чиновничьего произвола. Необходимо отметить, что потребность в государственно-правовой охране конституционных прав и свобод граждан закономерно вытекает из усложнения характера и структуры экономических отношений, многоукладности экономики, приватизации государственной и общественной собственности, значительного увеличения числа граждан, располагающих различными формами и видами собственности и нуждающихся в ее правовой охране и защите. Возрастание конфликтности и социальных противоречий в общественной жизни, признание ценности и неприкосновенности личности, охраны достоинства граждан и их коммуникаций, с одной стороны, и упразднение ряда ранее существовавших институтов социального контроля, способствовавших реализации прав, - с другой, - все это факторы, определяющие необходимость усиления значения юридических форм охраны и защиты прав и свобод.
Однако "списывать" слабости и недостатки в обеспечении конституционного статуса личности только на это было бы неверно. Свою негативную роль играют другие факторы: всё ещё непреодолимое неуважение к правам и свободам человека, отсутствие строгой и неотвратимой ответственности за их нарушение, незавершенность законодательства об обеспечении защиты прав и свобод человека, а также недостатки в работе государственных структур, несущих ответственность за состояние социальной сферы. И это понятно: речь идет о высшем принципе предназначения государства - заботе о человеке. Вместе с тем крайне важно привлечь к решению проблем силы общества - негосударственный бизнес, различного рода предпринимательские и банковские союзы, науку, разнообразные общественные объединения. Необходим одновременно строгий и постоянный контроль общественности за соблюдением прав и свобод человека в стране.
Правовая форма охраны конституционных прав и свобод граждан становится реально действующей альтернативой тоталитарным, патерналистским методам этой охраны и защиты, господствовавшим в недавнем прошлом.
1 Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.
2 Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. В.Д. Карповича.-М.:Юрайт-М; Новая Правовая культура, 2002.-959 с.
3 Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.
4 Якушев А.В. Конституционное право России. М., Издательство ПРИОР, 2001, 144с.
5 Лопаткина Н. Реализация принципа неприкосновенности жилища в уголовном судопроизводстве // "Российская юстиция", ноябрь 2002, N 11.
6 Авакьян С.А., Свобода вероисповедания как конституционно-правовой институт //Вестник Московского университета, Серия 11, Право, 1999, N 1
Информация о работе Права и свободы граждан в Конституции России