Право муниципальной и государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 20:44, контрольная работа

Описание работы

Итак, цель данной работы – исследовать право государственной и муниципальной собственности по действующему российскому законодательству. Поставленная цель достигается посредством решения следующих задач:
дать определения понятиям права государственной и муниципальной собственности;
выделить объекты, относящиеся к государственной и муниципальной собственности;
раскрыть содержание права государственной и муниципальной собственности;
рассмотреть формы осуществления права государственной и муниципальной собственности;
в заключении подвести итоги проделанной работы.

Содержание работы

Введение
Понятие права государственной и муниципальной собственности.
Содержание права государственной и муниципальной собственности.
Осуществление права государственной и муниципальной собственности.

Заключение

Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная 4 семестр.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

      Осуществление данного правомочия, как правило, обусловлено владением вещью. Однако как в ситуации с владением, реализация пользования, как правомочия, возможно и без права собственности.

      Правомочие распоряжения означает юридически обеспеченную возможность определить судьбу вещи путем совершения юридических актов в отношении этой вещи.

      Раскрытие содержания права собственности  еще не завершается определением принадлежащих собственнику правомочий. Дело в том, что одноименные правомочия могут принадлежать не только собственнику, но и иному лицу, в том числе носителю права хозяйственного ведения. Поэтому необходимо выявить специфический признак, который присущ указанным правомочиям именно как правомочиям собственника. Он состоит в том, что собственник принадлежащие ему правомочия осуществляет по своему усмотрению. Применительно к праву собственности, осуществление права по своему усмотрению, в том числе и распоряжение им, означает, что воля собственника опирается непосредственно на закон и существует независимо от воли других лиц в отношении этой вещи. Воля же других лиц не только опирается на закон, но и зависит от воли собственника. Данный признак закреплен в п.2 ст.209 ГК РФ.

      Вместе  с тем в отношениях собственности, как уже отмечалось, тесно переплетаются две стороны: «благо» обладания имуществом и получение доходов от его использования и «бремя» содержания этого имущества. «Бремя» надлежащего содержания имущества регламентировано ст.210 ГК РФ. Это означает, что собственник обязан за свой счет поддерживать имущество в состоянии, при котором вещь не может причинить вред здоровью, жизни или имуществу других лиц, а также окружающей среде. По закону или договору данное «бремя» может быть возложено на иных лиц либо полностью, либо частично.

      Собственник несет также риск случайной гибели или порчи своего имущества, то есть его утраты или повреждения при  отсутствии чьей-либо вины в этом, если иное не предусмотрено законом или  договором (ст. 211 ГК РФ). 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Осуществление права  государственной  и муниципальной  собственности.

      Всякое  право, каким бы емким ни было его  содержание, имеет свои границы. При  определении границ права собственности  граждан, а следовательно, и границ его осуществления надлежит исходить из присущих гражданскому праву принципа дозволительной направленности гражданско-правового регулирования и принципа диспозитивности. Действие первого принципа означает, что гражданину при осуществлении принадлежащих ему прав, в том числе и права собственности, дозволено все, что не запрещено законом. Действие принципа диспозитивности означает, что гражданин по своему усмотрению осуществляет право собственности или не осуществляет его, сам избирает цели осуществления права и средства их достижения.

      В составе государственной и муниципальной собственности необходимо различать, с одной стороны, имущество, не закрепленное за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами и относящееся к имуществу казны (государственной или муниципальной), а с другой, имущество, находящееся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных и муниципальных предприятий и учреждений как не связанных непосредственно с казной юридических лиц. Соответственно этому различают осуществление права государственной и муниципальной собственности

      1.   в отношении казенного имущества;

      2. в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами.

      В первом случае речь идет об осуществлении права государственной и муниципальной собственности самим носителем этого права как таковым, поскольку действия по его осуществлению соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане совершают не от своего имени, а от имени субъекта права собственности - Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования.

      Во  втором случае к осуществлению права  собственности подключается дополнительное и притом вполне самостоятельное звено - в виде юридического лица, выступающего не от имени собственника, а от своего имени и наделенного на закрепленное за ним имущество либо правом хозяйственного ведения, либо правом оперативного управления. Нередко при осуществлении права государственной и муниципальной собственности имеет место сочетание действий, совершаемых одним субъектом от имени собственника, а другим - от своего имени. Так, государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом лишь с согласия собственника. Хотя действие по распоряжению имуществом предприятие и совершает от своего имени, но для его совершения оно должно испросить согласие уполномоченного государственного органа (например, соответствующего органа по управлению государственным имуществом), который дает его уже от имени собственника. Таким образом, случаи осуществления права государственной и муниципальной собственности непосредственно самим собственником было бы неверно ограничивать теми, когда речь идет об имуществе казны, они значительно шире. 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

      В заключение работы следует сделать следующие выводы.

      1. Право государственной и муниципальной  собственности, с юридической  точки зрения, может быть определено в объективном и субъективном смысле.

      В объективном смысле право государственной  собственности – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию, распоряжению имуществом, принадлежащим  обществу в лице государства.

      В субъективном смысле право государственной  собственности – это субъективное право общества в лице государства, выраженное в наличии у него правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении имущества.

      В объективном смысле право муниципальной  собственности – это совокупность норм, регулирующих общественные отношения  по владению, пользованию и распоряжению имуществом, принадлежащим городским, сельским поселениям и иным муниципальным образованиям.

      В субъективном смысле право муниципальной  собственности – это субъективное право муниципальных образований, выраженное в наличии у него правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении имущества.

      2. В данной работе автором было  раскрыто содержание права государственной  и муниципальной собственности. Содержание права государственной и муниципальной собственности сводится к возможности осуществления собственником следующей «триады правомочий»:

      - владение;

      - пользование;

      - распоряжение.

      Кроме вышеназванных правомочий собственник  имеет:

      - право самостоятельно осуществлять вышеназванные правомочия, либо передать право на их осуществление иному лицу;

      - бремя надлежащего содержания  имущества;

      - риск случайной гибели или  повреждения имущества.

      3. Выделяют две основные формы  осуществления права государственной и муниципальной собственности: в отношении казенного имущества; в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

      Нормативно-правовые акты:

      1. Конституция Российской федерации  от 12 декабря 1993 года.

      2. Гражданский кодекс РФ от 1 января 2008г.

      3. Федеральный закон от 28 августа  1995 г. N 154-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 августа 1995 г. - №35. - Ст. 3506.

      4. Постановление Правительства РФ от 16 октября 2000 г. N 784 "О передаче отдельных видов объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 23 октября 2000 г. - N 43. - Ст. 4243.

      Специальная литература:

      1.  Гражданское право: в 2 т. Том  I. Учебник / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. - М.: Издательство БЕК, 2004. - 816 с.

      2. Гражданское право. Учебник. Часть.  Издание третье / под ред. Л.П.  Сергеева., Ю.К. Толстого- М.: ПРОСПЕКТ. - 2001.-632с.

      3. Гражданское право. Учебник/под  ред. С.П. Гришаева., М.2003- 388с.

      4. Е.И. Колюшин О праве муниципальной  собственности // Журнал российского права. -1997. - №9.-

      5. Краткий курс по гражданскому  праву. Часть 16 учебное пособие/  О.О. Шерстнева, Окей-книга, М., 2007- 160с.

      6. В.В.  Пиляева Гражданское право  в схемах и определениях: учебное  пособие. - М.: ТК Велби, КНОРУС, 2006. - 192 с.

      7. Скловский Собственность в гражданском праве. М., 2003.

      8. Уваров А.А. Муниципальная собственность:  проблемы формирования и управления // Журнал российского права. - 1999. - №3/4.

Информация о работе Право муниципальной и государственной собственности