Право на фирменное наименование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Специализированное производство и использование особого рода информации о круге реализуемых товаров, работ, услуг и их производителях, предназначенной для потребительского сообщества, является одним из важнейших направлений в деятельности хозяйствующих субъектов, особенно в условиях рыночной экономики. Указанное направление деятельности хозяйствующих субъектов нуждается в отвечающих его специфике специальных средствах и правовых механизмах их применения, способных обеспечить интересы всех участников рыночного процесса, включая государство, предпринимателей и потребителей продукции.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие права на средства индивидуализации………………………………5
2 Структура фирменного наименования………………………………………10
3 Защита фирменных наименований…………………………………………..17
4 Соотношение права на фирменное наименование и права на коммерческое обозначение………………………………………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………….32
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

Право на фирменное наименование.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Следовательно, если иное не предусмотрено договором, коммерческое обозначение переходит покупателю предприятия, и моментом возникновения  прав на коммерческое обозначение является момент государственной регистрации договора продажи предприятия (ст. 560 ГК РФ), поскольку на основании п. 3 ст. 564 ГК РФ покупатель вправе до перехода права собственности к нему на предприятие распоряжаться имуществом и правами, входящими в состав переданного предприятия, в той мере, в какой это необходимо для целей, для которых предприятие приобретено. (Например, предприятие представляет магазин с определенным названием (обозначением); с момента заключения договора купли-продажи магазина, который связан с моментом государственной регистрации договора (ст. 560 ГК РФ), покупателю переходят права пользования коммерческим обозначением.) Обладателем исключительных прав на коммерческое обозначение покупатель становится с момента перехода права собственности на предприятие, т.е. с момента государственной регистрации перехода права собственности на предприятие как объекта недвижимости (п. 1) ст. 132 ГК РФ к покупателю (п. 1 ст. 564, ст. 131 ГК РФ). Аналогичные правила действуют в случае совершения с предприятием других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.9

Представляется, что названные  правила, основанные на нормах закона, определения момента возникновения  исключительных прав на коммерческое обозначение, вряд ли в полной мере обеспечивают защиту правообладателя. Если исходить из этих правил, недобросовестному субъекту достаточно указать, к примеру, на своем товаре более раннюю дату, чем у широко известного в коммерческом обороте продукта. Следовательно, если исходить из норм Закона, фактически должны отдать правовую защиту недобросовестному лицу. Более того, это опасно вдвойне, если этим злоупотребляет конкурент. Какой же выход? Как мы полагаем, следует устранить пробел в норме п. 1 ст. 1539 ГК РФ, дополнив ее предложением о том, что приоритет в коммерческом обозначении определяется с учетом момента факта достижения общеизвестности в данной местности (стране). Или (этот вариант представляется наиболее удобным в практических целях) предоставить функции регистрации коммерческого обозначения торгово-промышленным палатам в субъектах, где первично использовалось или планируется использование коммерческого обозначение, и момент возникновения прав на коммерческое обозначение определить с моментом его регистрации в ТТП. При этом охраняемые права и интересы обладателя права на коммерческое обозначение надежно были бы защищены, да и споры в данной сфере были сведены практически к минимуму. Пока этого нет, правообладателю во избежание необоснованных притязаний со стороны третьих лиц следует "запастись" всевозможными доказательствами о приоритете коммерческого обозначения.

Следующее отличие прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение заключается  в возможностях передачи прав пользования  этих исключительных прав. Согласно п. 2 ст. 1474 ГК РФ распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается.

В отличие от этого, на основании п. 5 ст. 1539 ГК РФ правообладатель может предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором аренды предприятия или договором коммерческой концессии.

По общему правилу  право на фирменное наименование не отчуждаемо (п. 2 ст. 1474 ГК РФ), а коммерческое обозначение может быть отчуждено в составе предприятия, но при этом правообладатель лишается права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий (п. 4 ст. 1539 ГК РФ).

И наконец, в вопросах прекращения прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение имеются  свои особенности. Исключительное право  на фирменное наименование, как указывалось  выше, возникает со дня государственной  регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением деятельности последнего либо изменением его фирменного наименования.

С учетом норм ст. 1538-1540 ГК РФ исключительное право на коммерческое обозначение прекращается:

если коммерческое обозначение  правообладатель непрерывно не использует в течение года (п. 2 ст. 1540 ГК РФ). На наш взгляд, понятие "непрерывности" требует законодательного уточнения, поскольку не совсем ясен, в каких случаях прерывается непрерывность. К примеру, в связи с капитальным ремонтом с фасада здания предприятия на определенный промежуток времени сняли вывеску с коммерческим обозначением. Формально здесь имеет место факт неиспользования коммерческого обозначения. Прерывается ли в данном случае непрерывность в использовании коммерческого обозначения? Если исходить из правил п. 2 ст. 1540 ГК РФ,- да. А отвечает ли это потребностям коммерческого оборота? Конечно, нет. Выход из этой ситуации, как нам представляется, возможен путем дополнения в норму данной статьи предложения: "Течение срока непрерывного использования коммерческого обозначения не прерывается, если его временное неиспользование в течение одного года связано целями улучшения хозяйственно-производственной деятельности предприятия". Без существенной переработки вышеназванной нормы нельзя исключить споры в отношении реализации прав на исключительное право (например, пока с фасада предприятия убрано (на некоторое время) коммерческое обозначение, предприимчивые люди вполне законно могут разместить на свой фасад коммерческое обозначение данного предприятия и в последующем будут претендовать как правообладатели, ссылаясь на норму закона, поскольку факт непрерывного неиспользования коммерческого обозначения налицо, и они в этом будут правы);

в случае ликвидации предприятия (в отсутствии других аналогичных  предприятий) как имущественного комплекса, поскольку коммерческое обозначение  разрешено использовать только для  индивидуализации конкретных предприятий (торговых, производственных и т.п.) (п. 1 ст. 1538 ГК РФ);

исключительное право  за первоначальным обладателем на коммерческое обозначение прекращается в случае, предусмотренном абз. 2 п. 4 ст. 1539 ГК РФ: если коммерческое обозначение используется правообладателем для индивидуализации нескольких предприятий, переход к другому лицу исключительного права на коммерческое обозначение в составе одного из предприятий лишает правообладателя права использования этого коммерческого обозначения для индивидуализации остальных его предприятий.

Тесная связь прав на фирменное наименование и прав на коммерческое обозначение усматривается  из норм ст. 1476 и 1541 ГК РФ. Пункт 1 ст. 1476 ГК РФ гласит: "Фирменное наименование или отдельные его элементы могут  использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения". А в соответствии с п. 1 ст. 1541 ГК РФ: "Исключительное право на коммерческое обозначение, включающее фирменное наименование правообладателя или отдельные его элементы, возникает и действует независимо от исключительного права на фирменное наименование". Между тем указанные нормы Закона могут порождать проблемы в правоприменительной практике10. Как быть, если фирменное наименование включено в коммерческое обозначение в случае отчуждения коммерческого обозначения предприятия в составе предприятия? Обладателю прав на фирменное наименование, безусловно, это невыгодно, и закон запрещает это по п. 2 ст. 1474 ГК РФ. А покупатель, возможно, заинтересован в покупке предприятия только в составе коммерческого обозначения с включением в него фирменного наименования организации (если, например, организация на товарном рынке пользуется определенной известностью). Представляется, что здесь законодатель не в полной мере учел эти варианты, тем более, коммерческое обозначение отчуждается в составе предприятия без каких-либо ограничений. Таким образом, налицо коллизия норм. По нашему мнению, в норме п. 1 ст. 1476 ГК РФ следовало указать на то, что отчуждение права на коммерческое обозначение допускается только путем исключения или передачи права пользования им фирменного наименования.

 

Заключение

 

Проблема защиты прав на средства индивидуализации и, в частности, права на фирменное наименование остается одной из самых актуальных и в то же время одной из самых малоисследованных в гражданском праве Российской Федерации.

По мнению большинства  исследователей данного вопроса, отсутствие достаточной судебной и арбитражной практики сильно тормозит развитие института защиты прав на средства индивидуализации.

Отсутствие четко отлаженной системы защиты указанных прав наносит  существенный урон как различным  юридическим лицам, так и в целом экономико-торговой деятельности государства в целом.

Принятие части четвертой  Гражданского кодекса РФ существенно  разрешило данную проблему, но, к  сожалению, не до конца, то есть целесообразно  принять ряд законов, в том  числе и регулирующих процессуальные средства защиты указанных прав, дабы облегчить деятельность судов и юристов.

Юридическому лицу принадлежит  исключительное право использования  своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах, договорах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения, в товарном знаке и знаке обслуживания.

Распоряжаться исключительным правом на фирменное наименование не допускается.

Не допускается использование  юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность. Приоритет отдается фирменному наименованию, включенному в единый государственный реестр юридических лиц ранее.

В случае нарушения права  на фирменное наименование лицо, владеющее  правом на тождественное или сходное  до степени смешения наименование, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Территория действия права на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц в России (ЕГРЮЛ) - территория Российской Федерации.

Согласно Парижской  конвенции по охране промышленной собственности, фирменное наименование охраняется во всех странах, участвующих в конвенции, без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

Моментом возникновения  права считается дата государственной  регистрации юридического лица, а  моментом прекращения права, дата исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

Таким образом, в данной курсовой работе раскрыты наиболее актуальные вопросы понятия права на фирменное наименование, его защиту и затронута проблема процессуального несовершенства данного института гражданского права Российской Федерации.

 

Список использованных источников

 

  1. Гражданский Кодекс РФ. – М., 2011
  2. Голофаев В.В. Фирменное наименование коммерческих организаций: учеб. пособие. – М.: Наука, 2009
  3. Гришаев С.П. Правовая охрана коммерческих обозначений и фирменных наименований // Законы России: опыт, анализ, практика. №1, 2008
  4. Дашян М.С. Особенности правовой охраны фирменных наименований в РФ: противоречия и аксиомы// Право и экономика, №11, 2006
  5. Джермакян В. Как защитить фирменное наименование от дублирования. //Консультант, №1, 2006
  6. Еременко В. И. Особенности правовой охраны фирменных наименований в России // Законодательство и экономика, №5, 2006
  7. Зуйкова Л.П. Фирменное наименование. // Экономико-правовой бюллетень, № 4, 2007
  8. Зыкова И.В. Правовое регулирование образования коммерческих организаций // Адвокат. 2007. №11.
  9. Михеева Е.В. Коллизия прав на товарные знаки и фирменные наименования. // Корпоративный юрист, №2, 2009
  10. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М., 2008.
  11. Чуряев А. В. Вопросы защиты фирменных наименований в России // Право и экономика, №4, 2010
  12. Шишкин Д. А. Проблема совершенствования правового регулирования институтов исключительных прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение // Российская юстиция, №12, 2009

1 Гражданский кодекс РФ. – М., 2011

2 Зыкова И.В. Правовое регулирование образования коммерческих организаций // Адвокат. 2007. №11.

3 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2008.

4 Зыкова И.В. Правовое регулирование образования коммерческих организаций // Адвокат. 2007. N 11.

5 Голофаев В.В. Фирменное наименование коммерческих организаций. Дисс. : канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 128.

6 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 2008. С. 529.

7 Голофаев В.В. Фирменное наименование коммерческих организаций. Дисс. : канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 128.

8 Шишкин Д. А. Проблема совершенствования правового регулирования институтов исключительных прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение// Российская юстиция, №12,2006

Информация о работе Право на фирменное наименование