Право на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день предпринимательская деятельность вносит неоценимый вклад в экономику нашей страны. Но чтобы этот вклад был наиболее эффективным, необходимо сильное правовое регулирование данного вида деятельности. Поэтому основной целью данной курсовой работы является подробное изучение всех возможных прав и ограничений для осуществления предпринимательской деятельности.
И для того, чтобы достичь поставленной цели, следует выполнить несколько задач:
-исследовать историю формирования предпринимательской деятельности, ее предмет, субъекты;
-выяснить, какие существуют права и ограничения прав на осуществление данного вида деятельности.
-рассмотреть особенности осуществления предпринимательской деятельности в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в РФ
1.1 История предпринимательской деятельности в РФ………………………5
1.2 Понятие и субъекты предпринимательской деятельности……………….9
Глава 2. Содержание права на осуществление предпринимательской деятельности
2.1 Правовое регулирование предпринимательской деятельности…………13
2.2 Ограничение прав на осуществление предпринимательской деятельности…………………………………………………………………….18
2.3 Ответственность предпринимательской деятельности…………………..24
Глава 3. Реализация прав на осуществление предпринимательской деятельности
3.1 Особенности осуществление предпринимательской деятельности
в РФ……………………………………………………………………………...29
Заключение……………………………………………………………………....34
Список использованной литературы…………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по граждансому праву.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

Субъектами предпринимательства  могут быть физические лица и юридические  лица, зарегистрированные в установленном законом порядке, т.е. приобретшие соответствующий гражданско-правовой статус. Следует полагать, что слово «зарегистрированные» в данном случае необходимо толковать расширенно.

Во-первых, оно означает государственную регистрацию лица в качестве предпринимателя. Факт государственной регистрации санкционирует возникновение полноправного субъекта права - предпринимателя (индивидуального или коллективного). С этого момента предприниматель наделяется совокупностью прав и обязанностей, необходимых для участия в предпринимательской деятельности, и выступает в качестве самостоятельного участника в гражданском обороте, в административных, налоговых, трудовых и иных правоотношениях. С 01.07.2002 г. государственная регистрация юридических лиц в Российской Федерации стала осуществляться по правилам, установленным ФЗ от 08.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».6

Во-вторых, в некоторых  случаях для начала предпринимательской  деятельности может быть недостаточно только факта государственной регистрации лица в качестве предпринимателя. Прежде чем приступить к осуществлению видов деятельности, являющихся в соответствии с законодательством лицензируемыми, предприниматель должен получить соответствующую лицензию в уполномоченном на ведение лицензионной деятельности органе. В настоящее время виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, определяются в соответствии со ст. 17 ФЗ от 08.08.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Содержание права на осуществление предпринимательской  деятельности

2.1 Регулирование предпринимательской деятельности

Конституционное право  на осуществление предпринимательской  деятельности обеспечено гарантиями. Среди гарантий в первую очередь необходимо назвать возможность судебной защиты прав в случае их нарушения, равную защиту всех форм собственности, возможность ограничения прав только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

К гарантиям права  на осуществление предпринимательской  деятельности относят возможность  свободного выбора:

  • вида, сферы деятельности;
  • территории осуществления деятельности;
  • организационно-правовой формы деятельности.

В соответствии со ст. 34 Конституции  РФ каждый имеет право на свободное  использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законом меру возможного поведения, направленного на достижение преследуемых субъектом целей.

Правовое регулирование  осуществляется либо через установление субъективных прав и обязанностей сторон в конкретном правоотношении, либо через установление правосубъектности  или, применительно к гражданским правоотношениям, правоспособности. Другими словами, возможности вступить в конкретное правоотношение и за счет этого реализовать свои права. Правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется, прежде всего, за счет установления права на осуществление предпринимательской деятельности.

Данное право закреплено в п.1 ст.34 Конституции РФ, в ст. 23 и 50 ГК РФ и составляет основной элемент  правосубъектности (правоспособности) предпринимателя. При этом данное право  не случайно установлено, прежде всего, нормами Конституции РФ, поскольку реализуется не только в частноправовых, но и в публично-правовых отношениях. Причем в силу п.3 ст.56 Конституции РФ оно ограничению не подлежит.

В общедозволительном типе правового регулирования выражается правовой режим предпринимательской деятельности и при ее осуществлении, то есть предприниматель в своей деятельности руководствуется принципом: дозволено все, что не запрещено законом.

Практическое значение использования данного приема правового регулирования заключается в том, что при этом вовсе не требуется, чтобы каждое юридически значимое действие предпринимателя имело специальную нормативно-правовую регламентацию. Если законодательство по данному вопросу не вводит никаких запретов и ограничений, то предприниматель вправе решить его по своему усмотрению.

Вместе с тем следует  отметить, что общедозволительный тип  правового регулирования хотя и  доминирует, но, тем не менее, не исключает  использования разрешительного  типа правового регулирования. Помимо установления общего дозволения правовое регулирование предпринимательской деятельности вне правоотношения осуществляется и через установление в правовых нормах общих запретов для предпринимателей. Кроме того, существует достаточно большое количество случаев использования таких способов правового регулирования как обязывания, через которые устанавливается содержание конкретных правоотношений. Наиболее ярким выражением этого регулирования в праве является установление через указанные приемы системы обязательных требований к осуществлению предпринимательской деятельности, подлежащими выполнению всеми ее субъектами. Все эти требования могут быть разделены на несколько групп:

  • требования, предъявляемые в виде предпосылок осуществления предпринимательской деятельности. К ним относятся такие требования организационного характера как необходимость государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензирования отдельных видов деятельности, обеспечение ведения бухгалтерского учета, обеспечение производства энергоснабжением, обеспечение применения контрольно-кассовых аппаратов при принятии наличных денег от населения и др.
  • требования, предъявляемые к процедуре осуществления предпринимательской деятельности. Данные требования бывают двух видов:
    1. общие, предъявляемые ко всем видам деятельности;
    2. специальные, предъявляемые только к определенным видам деятельности.
  • требования, предъявляемые к результатам предпринимательской деятельности.

 Это требования  в области защиты прав потребителей, по соблюдению правил работы с отходами, по учету результатов предпринимательской деятельности и предоставлению по ним отчетности, по уплате налогов и сборов.

В отличие от индивидуальных предпринимателей в отношении государственных  органов преобладает разрешительный тип правового регулирования, то есть, запрещено все, кроме того, что разрешено законом. Для них действует общий запрет - воздерживаться от совершения действий, препятствующих предпринимателю осуществлять свои права. В частности, такой общий запрет вытекает из п.2 ст.1 ГК РФ, согласно которому гражданские права могут быть ограничены только на основании Федеральных Законов и только в определенных целях.

Установленные таким  образом пределы вмешательства  в деятельность предпринимателей со стороны государства наряду с процедурой принятия решений государственными и муниципальными органами и есть не что иное, как компетенция власти в отношении индивидуальных предпринимателей.

Такое сочетание типов  правового регулирования в отношениях «государство - предприниматель» позволяет упорядочить деятельность государственных органов, и устраняет основания для их произвола в отношении предпринимателей.

Метод правового регулирования - это совокупность способов воздействия  на общественные отношения, которая  предопределяет правовое положение участников этих отношений по отношению друг к другу.

Выделяют два метода правового регулирования:

  • централизованное, императивное регулирование, или метод субординации, при котором правовое положение субъектов по отношению друг к другу характеризуется как отношения субординации, то есть прямого подчинения.
  • децентрализованное, диспозитивное регулирование, или метод координации, при котором участники общественных отношений выступают как равноправные стороны.

При правовом регулировании  предпринимательской деятельности в зависимости от вида регулируемых отношений используются оба из этих методов: метод координации и метод субординации. Там, где речь идет о реализации и охране частных интересов, применяется, как правило, первый из них, а там, где о публичных - второй. Тем самым с помощью этих методов обеспечивается соблюдение и реализация соответственно частноправовых и публично-правовых принципов. Правила сочетания этих методов устанавливаются через специальные принципы предпринимательского права.

Таким образом, можно  сказать, что индивидуальные предприниматели  имеют достаточно широкие права, а государство - широкий круг полномочий регулирования предпринимательской  деятельности. Это говорит о вполне сильном государственном контроле, регулировании, что является положительным признаком нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Ограничение  прав на осуществление предпринимательской  деятельности

Конституция РФ не содержит положений, ограничивающих право на занятие предпринимательской деятельностью ни по кругу лиц, ни по сферам деятельности. Имеющееся как у физического, так и юридического лица имущество по общему правилу может быть использовано для осуществления любых видов предпринимательской деятельности.

Однако такие ограничения  прописаны в Гражданском Кодексе. В соответствии со ст. 22 ГК РФ никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом. В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.

Существующие ограничения  права на осуществление предпринимательской  деятельности можно классифицировать так:

1) ограничения, связанные с профессиональной деятельностью:

  • связанные с государственной службой;
  • установленные для федеральных и мировых судей;
  • специальные ограничения, установленные для работников некоторых организаций (нотариусов, адвокатов, служащих бирж и т.д.);

2) ограничения, налагаемые в связи с совершенным правонарушением:

  • предусмотренные административным законодательством;
  • установленные в рамках уголовного наказания;

3) ограничения, связанные  с признанием индивидуального  предпринимателя несостоятельным  (банкротом);

4) возрастные ограничения,  а также ограничения, связанные  с признанием лица в установленном  порядке недееспособным;

 

5) ограничения, применяемые  к юридическим лицам как субъектам  предпринимательской деятельности.

Первая группа ограничений  касается, прежде всего, государственных служащих, которые не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.

Эти ограничения в  основном сводятся к следующим запретам:

  • заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, педагогической и иной творческой деятельности;
  • заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • состоять членом органа управления коммерческой организации.

Таким образом, возможна ситуация, когда государственный  служащий полностью осуществляет права юридического лица и контролирует его деятельность. Для этого необходимо лишь создание специального юридического лица и передача ему в доверительное управление ценных бумаг, находящихся во владении государственного служащего. Это лицо в соответствии с условиями договора доверительного управления будет проводником решений государственного служащего. При этом доверительный управляющий все действия с ценными бумагами будет осуществлять от своего имени, что позволит скрыть информацию об их реальном владельце.

Аналогичные ограничения  предусматриваются для судей  Конституционного Суда РФ, федеральных  судов и мировых судей.

Более жесткие ограничения  предусмотрены ч. 10 ст. 16 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной  службе безопасности»8, которая запрещает сотрудникам и гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности не только заниматься предпринимательской деятельностью, но и оказывать содействие физическим и юридическим лицам в ее осуществлении.

Для работников некоторых организаций законом установлены определенные ограничения, связанные с деятельностью этих организаций. Некоторые работники наделены властными полномочиями, другие призваны поддерживать стабильность экономического оборота, третьи - обеспечивать защиту прав и интересов граждан. Виды деятельности, для которых устанавливаются ограничения, определяются законом. Так, ограничения на занятие предпринимательской деятельностью установлены, например, для адвокатов, нотариусов, служащих товарных бирж и фондовых бирж. В частности, служащие товарных бирж не вправе использовать служебную информацию в собственных интересах, не могут быть учредителями или участниками брокерских фирм, участвовать в биржевых сделках. Служащие фондовых бирж не могут быть учредителями или участниками организаций, не вправе принимать участие в операциях на фондовой бирже в качестве индивидуальных предпринимателей.

Информация о работе Право на осуществление предпринимательской деятельности в Российской Федерации