Право на свободу совести и свободу вероисповедания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является проблема свободы совести и вероисповедания. После развала СССР в Россию хлынуло огромное количество религиозных организаций. Для регуляции отношений в сфере религиозных отношений был издан специальный Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I "О свободе вероисповеданий", последний из которых весьма лояльно относился ко всем религиозным группам, что фактически давало им огромную свободу в своих действиях. Эта лояльность проявлялась в том, что религиозные организации не подлежали обязательной регистрации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………….……...…
3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ……………………..………...

7
1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России……………………………….....

7
1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………….….......

11
1.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений………………………………………………………………………


19
2. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………………..…………...

23
2.1 Понятие свободы совести…….....……………………………..…..…...
23
2.2 Понятие свободы вероисповедания……………………..........…...…...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…

Файлы: 1 файл

право на свободу.doc

— 238.00 Кб (Скачать файл)

Касаясь взаимоотношений  государства и религиозных объединений, закон (ст.4, п. 2) устанавливает, что государство: не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит федеральным законам; обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Принцип свободы совести, как одного из неотъемлемых прав человека, раскрыт во второй главе Конституции  РФ. Основополагающей является статья 28: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Добавим, что в Конституции РФ закреплены и некоторые другие важные для утверждения религиозной свободы принципы: равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от их отношения к религии; неотчуждаемость прав и свобод и принадлежность их каждому от рождения; право на получение и распространение информации любым законным способом; запрет на пропаганду и агитацию, возбуждающие религиозную ненависть или религиозное превосходство; право на альтернативную гражданскую службу; неприкосновенность частной жизни граждан и другие (ст. ст. 19, 17, 23, 29 59).

Однако процесс осуществления  свободы совести и вероисповедания  вскрыл и серьезные проблемы, которые  могли и могут стать факторами  дестабилизации общества на Северном Кавказе. Одна из таких проблем - «широкое проникновение различных нетрадиционных религий и сект». Департамента по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ, новые религиозные организации, представляющие протестантские деноминации (свидетели Иеговы - Дагестан, Карачаево-Черкесия; ассоциация христианских «Церквей Объединения» (Муна) - Ингушетия, Ставропольский край). По инициативе органов прокуратуры и юстиции в судебном порядке пришлось запретить деятельность на территории края «филиалов» церкви Муна. Правовые нормы некоторых из них имеют существенные отличия от норм Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях», хотя и не противоречат ему. Наиболее ярко это явление просматривается в Республике Дагестан.

В отличие от других законов, где преамбулы (т.е. вступительные тексты), как правило, не имеют самостоятельного значения и объясняют цели акта, в названном Законе уже преамбула имеет важное политическое и конституционно-правовое звучание4. Приведем ее полностью: «Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений, основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный закон».5

Вместе с тем необходимо указать на то, что Федеральный  закон 1997 г. «О свободе совести и  религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания, по тексту акта они используются совместно в виде обобщенного понятия. Причем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы. Ст. 3 именуется «право на свободу совести и свободу вероисповедания». Из анализа ст. 28 Конституции и ст. 3 Закона следует, что к содержанию данного права и соответствующих свобод нужен многоаспектный подход.6

Во-первых, по возможностям человека. Норма Конституции и повторяющая ее (но с некоторыми новациями) статья Закона говорят о том, что у личности есть право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой; свободно выбирать и менять (это слово добавлено в Законе), иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Представляется существенным положение, записанное в ч. 3 ст. 2 Закона: ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией РФ или вытекающих из международных договоров РФ.

Во-вторых, по кругу субъектов данного права. Как уже отмечалось, согласно ст. 28 Конституции, указанное право гарантируется «каждому». Детализируя это положение, Федеральный закон 1997 г. устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.

В-третьих, по обеспечению  равенства в осуществлении названного права. В этом отношении Федеральный  закон 1997 г., с одной стороны, не допускает  установления преимуществ, ограничений  или иных форм дискриминации в  зависимости от отношения к религии (ч. 3 ст. 3), а с другой – провозглашает то, что граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности (ч. 4 ст. 3). Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В-четвертых, в обеспечении  равной защиты и гарантий при осуществлении  религиозных прав. В этом подходе также можно выделить несколько направлений.

1. Никто не обязан  сообщать о своем отношении  к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии.

2. Запрещается вовлечение  малолетних в религиозные объединения,  а также обучение малолетних  религии вопреки их воле и  без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

3. Наказывается воспрепятствование  осуществлению религиозных прав. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона, воспрепятствование  осуществлению права на свободу  совести и свободу вероисповедания,  в том числе сопряженное с  насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.

4. Тайна исповеди охраняется  законом. Священнослужитель не  может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему на исповеди.

В отличие от ранее действовавшего закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 г., данный федеральный закон закрепил ряд принципиально новых положений. В частности, существенным образом был изменен порядок создания религиозных организаций, сокращен круг лиц, способных быть учредителями и участниками местной религиозной организации. Право на учреждение местной религиозной организации было признано только за российскими гражданами. Иностранные граждане и лица без гражданства теперь могут быть только участниками религиозной организации, причем при условии их постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Законом также введено новое  понятие — религиозная группа, под которой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Закон существенно ограничил права религиозных организаций, созданных до его вступления в силу, но не имеющих документа, подтверждающего их существование на соответствующей территории на протяжении не менее пятнадцати лет.

Согласно закону, религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ. Государственная регистрация религиозной организации осуществляется федеральными органами юстиции и органами юстиции субъектов РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

В судебном порядке религиозные  организации или религиозные  группы могут быть ликвидированы, их деятельность может быть запрещена  по следующим основаниям:

1. нарушение общественной безопасности  и общественного порядка, подрыв  безопасности государства;

2. действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

3. создание вооруженных формирований;

4. пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

5. принуждение к разрушению семьи; 

6. посягательство на личность, права и свободы граждан;

7. нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

8. склонение к самоубийству или  к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

9. воспрепятствование получению  обязательного образования; 

10. принуждение членов и последователей  религиозного объединения и иных  лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения:

11. воспрепятствование угрозой  причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

12. побуждение граждан к отказу  от исполнения установленных  законом гражданских обязанностей  и совершению иных противоправных  действий.7

Представление в суд о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы вносят органы прокуратуры РФ, орган, осуществляющий регистрацию религиозной организации, а также органы местного самоуправления.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Граждане и религиозные объединения имеют право беспрепятственно проводить богослужения, религиозные обряды и церемонии в культовых зданиях и на относящихся к ним территориях, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, в жилых помещениях. Возможны религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах и интернатах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей. Проведение религиозных обрядов в помещениях мест содержания под стражей допускается с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное им в собственность государством либо приобретенное иными законными способами. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную помощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры.

Анализируя законодательство о свободе совести, следует обратить внимание на то, что некоторые важные области данной сферы общественных отношений оказались за пределами внимания законодателя. Так, настоятельно нуждаются в правовом регулировании вопросы ограничения публичного освещения в средствах массовой информации поведения высших должностных лиц государства, связанного с их участием в религиозных обрядах и церемониях, реализации свободы совести в Вооруженных Силах, замены военной службы альтернативной гражданской службой по убеждениям и порядок ее прохождения и ряд других (например, ФЗ об альтернативной гражданской службе вступает в силу 1 января 2004 г., однако постановление правительства, регламентирующее процедуру предоставления АГС и порядок ее прохождения до сих пор не принято8).

Информация о работе Право на свободу совести и свободу вероисповедания