Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 11:21, курсовая работа
Актуальность исследования. На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем является проблема свободы совести и вероисповедания. После развала СССР в Россию хлынуло огромное количество религиозных организаций. Для регуляции отношений в сфере религиозных отношений был издан специальный Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", заменивший Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-I "О свободе вероисповеданий", последний из которых весьма лояльно относился ко всем религиозным группам, что фактически давало им огромную свободу в своих действиях. Эта лояльность проявлялась в том, что религиозные организации не подлежали обязательной регистрации.
ВВЕДЕНИЕ….………………………………………………………….……...…
3
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ В РОССИИ……………………..………...
7
1.1 Конституция, как основной источник закрепления права на свободу совести и вероисповедания в России……………………………….....
7
1.2 Федеральный Закон «О свободе совести о религиозных объединениях»…………………………………………………………….….......
11
1.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений………………………………………………………………………
19
2. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИИ СВОБОДЫ ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ……………………………………………..…………...
23
2.1 Понятие свободы совести…….....……………………………..…..…...
23
2.2 Понятие свободы вероисповедания……………………..........…...…...
24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..
28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………...…
1.3 Иные нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений
Помимо федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», на федеральном уровне в общей сложности действует свыше 100 нормативных правовых актов, в которых в том или ином аспекте упоминаются вопросы реализации свободы совести и деятельности религиозных объединений. Условно их можно разделить на несколько групп.
Первую, самую многочисленную, образуют законы и иные правовые акты, субъектами которых религиозные объединения напрямую не являются, но они содержат нормы, ограничивающие вмешательство государства и его институтов в деятельность религиозных объединений, обеспечивают реализацию права на свободу совести и вероисповедания, равенство прав граждан независимо от их отношения к религии. К этой группе относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, о погребении и похоронном деле, об органах федеральной службы безопасности и другие.
Отдельно можно выделить группу законов, регламентирующих соблюдение и порядок реализации прав верующих в организациях и учреждениях, особенности которых накладывают некоторые ограничения прав и свобод пребывающих в них граждан (воинские части, места лишения свободы, больницы и т.д.). Сюда относятся федеральный закон «О статусе военнослужащих», Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие.
Большую и весьма важную группу составляют законы и иные нормативные акты, регулирующие финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций. Это, прежде всего, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» и другие.
Самостоятельную группу правовых актов образуют законы, предусматривающие юридическую ответственность за нарушение законодательства о свободе совести. Это, прежде всего, Уголовный кодекс РФ и Кодекс РФ об административных правонарушениях.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что наряду с федеральным законодательством, более чем в 30 субъектах Российской Федерации были приняты собственные законы, и иные нормативные правовые акты по вопросам реализации свободы совести и вероисповедания.
Растет число обращений представителей религиозных организаций в судебные инстанции с исками об опровержении сведений, задевающих их честь, достоинство и деловую репутацию, распространяемых средствами массовой информации. Вновь и вновь в СМИ эксплуатируется «образ врага». На этот раз во «враги» записываются люди, исповедующие отличные от православия религиозные убеждения. К ним, как указывается в одном из органов печати, отнесены: «сектанты, еретики, экуменисты, жидовствующие, богохульники, прочие паразиты-растлители душ». Провозглашается и программа действий: «Отныне каждый, осложняющий деятельность нечестивцам - врагам православной веры Отечества и русского народа, совершает святое дело, угодное Богу».
Имели место случаи распространения листовок, прокламаций и антиправославной направленности. Например, в ходе выборов в Краснодарскую городскую думу в 2000 г. один из кандидатов в своем рекламном проспекте заверял избирателей, что он будет бороться с православными монастырями, «которые, - как он считает, - по воздействию на психику и волю человека хуже самой страшной из сект: люди превращены в дающих громадный доход рабов, лишенных всех прав по Конституции РФ, их не только заставляют отрекаться от собственных родителей, но, и угрожают им расправой, а те, (будучи) не в силах проломить официальную стену лжи и молчания, которой окружено т.н. «православие», бьются о стены православных монастырей не в силах спасти своих детей от участи, что история человечества всегда считала хуже смерти. А при попытке протеста дети исчезают бесследно, довести их до смерти в условиях монастыря проще простого. Еще Ломоносов считал православные монастыри «центрами блудодейства», т.е. разврата, а втягивание молодых парней и девушек туда - порчей народа, т.е. геноцидом нации. Сам Ломоносов на требование выполнять православные церемонии отвечал: «Пусть другие из себя дураков строят, я не буду». Но и сейчас из православных монастырей и церквей идет пропаганда духовного гомосексуализма, практически это духовно-древнееврейские поселения на русской земле». Понятно, что выше отмеченное вполне можно трактовать как призывы к насилию над инаковерующими и инакомыслящими.
Как выше отмечалось, в законодательстве РФ о свободе совести можно выделить так называемый международно-правовой уровень. Из этого проистекают, как минимум два следствия. Во-первых, государство обязано выполнять взятые на себя обязательства по обеспечению общепризнанных принципов и норм международного права, относящихся к регулированию и обеспечению свободы вероисповедания и свободы совести. Во-вторых, соблюдение этих обязательств есть не только дело внутригосударственное, а подпадает под контроль международных организаций с правом применения определенных санкций по отношению к государству-нарушителю.
Обобщенные материалы о состоянии религиозных прав и свобод в РФ помещаются в ежегодных докладах созданной в 1998 г. в США Комиссии по международной религиозной свободе. Этот доклад представляется в Госдепартамент США и нередко становится одним из оснований для введения правительством страны жестких экономических санкций в отношении стран, не обеспечивающих должным образом религиозные свободы. Сам факт включения России в этот ряд стран, к сожалению, говорит о том, что в международном общественном мнении сохраняется негативный образ России. Вот только одна выдержка: «В российском обществе весьма распространены отношения, которые подрывают развитие свободы религии и поощряют нетерпимость и дискриминацию на основе религии или веры. Сюда относится негативное отношение к мусульманам, евреям и неправославным христианам и взгляд, что Русская православная церковь и так называемые традиционные религии должны иметь привилегии и защиту, не предоставляемые другим религиозным сообществам». Кстати, составители докладов отмечают, что даже такие «традиционные» для России религиозные общины, как католические, мусульманские, пятидесятнические, баптистские, иудейские и буддийские, сталкиваются с проблемами, особенно в тех регионах, где они составляют меньшинство среди общего числа религиозных объединений.
Тема религиозной свободы, но уже с точки зрения того, как Россия выполняет взятые на себя обязательства в области прав и свобод человека и гражданина, постоянно находится в центре внимания Совета Европы. К примеру в 2001 г., в связи с подготовкой доклада на эту тему, дважды (февраль, октябрь) в Россию приезжали представители ПАСЕ. На основании встреч с представителями ряда религиозных объединений и правозащитных организаций у представителей ПАСЕ сложилось негативное впечатление о современной ситуации.
2. ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ СОВЕСТИ
2.1 Понятие свободы совести
Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (заключена в г. Минске 26 мая 1995 г.) в ст. 10 указывает, что «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и вероисповедания. Это право включает свободу выбирать свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию и убеждения как индивидуально, так и совместно с другими, отправлять религиозный культ, следовать и выполнять религиозные и ритуальные обряды и действовать в соответствии с ними»9.
По времени возникновения право на свободу совести и вероисповедания относится к первому поколению прав человека, сформировавшихся во время буржуазных революций и реализующих так называемую «негативную свободу». Данное право относится к личным правам и свободам. В советской литературе большинство авторов относили свободу совести к числу политических конституционных прав.
При характеристике свободы совести и вероисповедания как правового института необходимо рассмотреть собственно его содержание и выявить тенденции развития данного института.
Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, предусмотренным законом и необходимым в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или для защиты прав и свобод других лиц». Рассмотрим подробнее понятия свободы совести и вероисповедания.
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога совсем. Данная свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
В философии совесть означает внутренний нравственный критерий оценки собственных действий, регулирующий высказываемые мысли и действия, ограничивающий свободу моральными рамками поведения10.
Современные исследователи определяют совесть как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные ценности и обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека.
Свобода может рассматриваться в материальном и идеальном смыслах. Материальная свобода – это свобода действий и она ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Идеальная свобода больше зависит от свободы воли человека и ограничена его нравственной позицией
Если рассматривать свободу совести с точки зрения социологических наук, то это уже определенная духовная ценность человека, общества, важное социальное благо, созданное обществом в результате своего исторического развития.
Но нам необходимо рассмотреть свободу совести именно в юридическом аспекте. Прежде всего, в статье 28 Конституции говорится о совести и ее свободе, которые нередко отождествляются с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть и ее свобода хоть и составляют ядро религиозной нравственности, тем не менее, не определяют свободы выбора между верой в Бога и отрицанием Бога как такового.
Совесть определяется нравственными нормами. Человек руководствуется ими во внешнем проявлении своих мыслей и чувств. Совесть как элемент нравственного сознания ориентирует человека в мире поступков. Способность к оценке своих поступков, с точки зрения добра и зла – одна из основных черт человеческой натуры11.
Но поскольку Россия есть светское государство, где церковь отделена от государственной власти, то его гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать и определять нравственные основы добра и зла либо в соответствии со своими религиозными убеждениями, либо с тем, что именуют «общечеловеческой моралью». Следовательно, свобода совести равнозначна свободе убеждений и мировоззрений, им имеющих политико-идеологического содержания (части 1–3 ст. 13 Конституции РФ).
В содержании свободы совести можно выделить следующие составляющие: право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать и не признавать никакой религии; право свободно проводить атеистическую пропаганду, но при этом не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; равенство всех религий перед законом; свободное отправление религиозных культов и обрядов и т.д.
2.2 Понятие свободы вероисповедания
При характеристике отношения человека к религии в ст. 28 Конституции РФ помимо понятия «свобода совести» употребляется и термин «свобода вероисповедания». А в нормах международного права, в частности, в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и других актах – «свобода религии».
Понятие «свобода вероисповедания» поставлено в ст. 28 Конституции РФ как однопорядковое «свободе совести», но не равнозначное ей12. В ст. 52 Конституции СССР 1977 г. же понятие «свобода совести» в значительной степени было равнозначным понятию «свобода вероисповедания». Данная статья гарантировала свободу совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду.
Это связано, прежде всего,
с религиозной
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственного отправления культов и обрядов в соответствии с этим учением. Данная свобода [вероисповедания], таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, то есть как право человека, равнозначным является понятие свободы религии.
В свободе вероисповедания можно выделить такие составляющие, как: равноправие всех религий и верующих всех исповеданий и их равенство перед законом, недопущение дискриминации по религиозному признаку, право исповедовать любую религию, право отправлять религиозные обряды, право менять религию.
В целях унификации терминологии и приведения отечественного законодательства в соответствии с требованиями международного права, было бы возможным использовать в Конституции РФ и отечественном законодательстве термин «свобода религии».
Можно сделать вывод, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека14.
Информация о работе Право на свободу совести и свободу вероисповедания