Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:25, курсовая работа
Появлению первых российских законов о товарных знаках предшествовал период формирования законодательства о клеймении товаров. Первые указания на это содержались в Новоторговом уставе XVII в., изданном при царе Алексее Михайловиче. В период правления Петра I клеймение товаров использовалось для целей взимания таможенных пошлин. Однако правила о клеймении применялись избирательно, поскольку часть производителей освобождалась от уплаты пошлины. Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено Указом об обязательном клеймении [2;79], изданным в 1744 г.
Глава I. История развития законодательства о средствах индивидуализации в России
Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России…………………………………………….
Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности……………………………………………………………
Глава II. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания
Возникновение права на товарный знак и знак обслуживания ..….
Прекращение и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….
Чебоксарский кооперативный
Российского университета кооперации
Кафедра частного права
Выполнила студентка: юридического факультета гр. Юрб 22-В Дроздова Евгения Александровна
Научный руководитель: ____________________________ |
ВВЕДЕНИЕ
I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ И ПОНЯТИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА
Появлению первых российских законов о товарных знаках предшествовал период формирования законодательства о клеймении товаров. Первые указания на это содержались в Новоторговом уставе XVII в., изданном при царе Алексее Михайловиче. В период правления Петра I клеймение товаров использовалось для целей взимания таможенных пошлин. Однако правила о клеймении применялись избирательно, поскольку часть производителей освобождалась от уплаты пошлины. Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено Указом об обязательном клеймении [2;79], изданным в 1744 г.
5 февраля 1830 г. было
утверждено Положение о
В качестве самостоятельного средства индивидуализации товаров товарный знак был впервые легализован Законом от 26 февраля 1896 г. "О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)". Согласно указанному Закону, который был для своего времени весьма прогрессивным, товарными знаками признавались всякого рода знаки, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в которых они хранились, для отличия их от товаров других промышленников и торговцев, например: клейма, тавра, печати, пломбы, капсюли, метки (вытканные и вышитые), этикетки, виньетки, девизы, ярлыки, обложки, рисунки, оригинальных видов упаковки и т.п. [32; 3].
Право на товарный знак возникало
на основании регистрации
Выдача свидетельства на товарный знак не лишала других лиц права в течение трех лет со дня публикации сообщения о выдаче свидетельства оспаривать в судебном порядке принадлежность исключительного права пользования товарным знаком.
Товарные знаки. Первым нормативно-правовым актом, регулирующим отношения в сфере правовой охраны товарных знаков в республике Советов, был Декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) от 15 августа 1918 г. "О пошлине на товарные знаки". Согласно указанному Декрету все свидетельства, выданные в царской России как отечественным, так и иностранным предприятиям, надлежало зарегистрировать в Народном комиссариате торговли и промышленности. Незарегистрированные свидетельства впредь считались недействительными. Кроме того, в Декрете определялись размеры и порядок уплаты пошлины за регистрацию знаков.
17 июля 1919 г. было принято Постановление Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ) "О товарных знаках государственных предприятий", которым взамен прежних вводились новые знаки, имеющие сугубо справочный характер. Эти знаки отличались простотой и содержали в качестве обязательных элементов наименование предприятия, а также название вышестоящего отдела, главка ВСНХ и изображение герба республики. Как отмечается в литературе, подобные знаки были лишены товарного содержания и не выполняли функцию проводника продукции от производителя к потребителю [15; 15].
Наиболее полным образом сфера правовой охраны товарных знаков стала регулироваться в период перехода к новой экономической политике (НЭП), которая в известной степени стимулировала динамику товарно-денежных отношений. Так, 10 ноября 1922 г. издается Декрет СНК РСФСР "О товарных знаках". Указанным Декретом, в частности, закреплялось правило, согласно которому промышленные и торговые предприятия, как государственные, так и частные, могут отличать внешним знаком свои товары при их выпуске или сбыте и единолично пользоваться им для отличия своей продукции от всей прочей. Декрет не устанавливал единого способа выражения товарных знаков и допускал в качестве обозначений клейма, пломбы, метки, этикетки, виньетки, ярлыки, обложки, рисунки и т.п. Разновидностями товарных знаков признавались девизы, оригинальные слова, сочетания слов и их начертания. Декрет допускал произвольную форму выражения обозначений, однако устанавливал требование об указании в товарном знаке названия фирмы и предприятия. Запрещалось использование зарегистрированных знаков, содержащих название фирмы или наименование товара, принадлежащих другим организациям.
Декретом вводилась обязательная регистрация обозначений, которую осуществлял Комитет по делам изобретений, а также предусматривались ограничения, согласно которым не признавались в качестве товарных знаки:
вошедшие во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода - так называемые свободные знаки;
состоящие из рисунков, отдельных букв или цифр, содержание, расположение или сочетание которых не обладало своеобразными отличительными признаками;
указывающие исключительно на способ, время или место производства товара, на его цену, меру или вес, а также состав, качество и назначение.
Запрещалось пользоваться знаками, недостаточно отличающимися от уже зарегистрированных, а также способными создавать впечатление равнозначности данного товара какому-либо другому.
Позднее Постановлением СНК от 18 июля 1923 г. "О товарных знаках" было установлено еще одно ограничение, согласно которому налагался запрет на использование товарных знаков, принадлежащих прежним владельцам национализированных предприятий.
В целях установления единообразного порядка регулирования отношений в сфере правовой охраны товарных знаков в связи с образованием СССР 12 февраля 1926 г. ЦИК СССР издает Постановление "О товарных знаках", которым развивались и конкретизировались нормы Декрета СНК от 10 ноября 1922 г. Указанным Постановлением, в частности, предусматривалась административная процедура обжалования отказа в регистрации товарного знака путем обращения в Комитет по делам изобретений, устанавливалось правило, в соответствии с которым погашенное свидетельство на право исключительного пользования товарным знаком не могло быть возобновлено на имя другого владельца в течение трех лет со дня публикации сообщения о погашении.
Экономическая ситуация, сложившаяся в стране в 30-х гг. ХХ в. в результате индустриализации, потребовала приведения законодательства о товарных знаках в соответствие с изменившимися условиями. 7 марта 1936 г. ЦИК и СНК СССР принимают совместное Постановление "О производственных марках и товарных знаках".
Согласно этому Постановлению
все предприятия
Этим же Постановлением
был изменен порядок
Такая схема децентрализованного рассмотрения заявок и выдачи свидетельств существовала в течение четырех лет. Постановлением СНК СССР от 4 марта 1940 г. регистрация знаков была возложена на Народный комиссариат торговли СССР, а с 1959 г. – на Государственный комитет СССР по делам изобретений.
Новый этап обновления законодательства о товарных знаках наступил в начале 60-х гг. ХХ в. после принятия Постановления Совмина СССР от 15 мая 1962 г. "О товарных знаках". Указанное Постановление было принято в целях повышения ответственности предприятий за качество выпускаемой ими продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. Оно обязывало государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации помещать на выпускаемых ими изделиях или их упаковке товарные знаки, зарегистрированные в Комитете по делам изобретений и открытий при Совмине СССР, а также производить маркировку изделий, предусмотренную ГОСТами, техническими условиями, договорами и особыми условиями поставки. При этом товарные знаки не подлежали помещению на изделиях, которые ГОСТами и техническими условиями были освобождены от всех видов маркировки.
Организациям, основная
деятельность которых заключалась
в оказании различных услуг, предоставлялось
право пользования знаками
Этим же Постановлением устанавливался срок действия регистрации товарных знаков, который составлял 10 лет с возможностью его продления не более чем на 10 лет. Право пользования товарным знаком в течение периода его правовой охраны могло быть передано в установленном порядке по лицензии.
Товарные знаки иностранных юридических лиц и граждан могли быть зарегистрированы в СССР, если предприятиям и организациям СССР предоставлялось на началах взаимности право регистрации товарных знаков в стране иностранного заявителя.
В соответствии с п.10 Постановления Совмина СССР от 15 мая 1962 г. Комитетом по делам изобретений и открытий 23 июля 1962 г. было утверждено Положение о товарных знаках. Указанное Положение содержало:
определение товарного знака и знака обслуживания;
перечень обозначений, не подлежащих применению в качестве товарных знаков;
правило об обязательной
государственной регистрации
перечень заявочных материалов;
правило об установлении даты приоритета;
перечень оснований в отказе от регистрации;
перечень оснований
прекращения права
24 января 1967 г. Комитетом
по делам изобретений и
8 января 1974 г. Госкомизобретений СССР утвердил новое Положение о товарных знаках, необходимость появления которого была вызвана присоединением СССР к ряду международных соглашений, в частности к Парижской конвенции, Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков.
Указанное Положение было призвано модернизировать существовавшие правила и привести их в соответствие с нормами международных договоров. В нем формулировались общие принципы правовой охраны и регистрации знаков; давалось новое определение товарного знака; уточнялись требования, предъявляемые к товарным знакам; допускалась регистрация товарных знаков, содержащих наименования происхождения товаров; регламентировались процедура регистрации обозначений и порядок их использования.
Информация о работе Право на товарный знак и знак обслуживания