Право на товарный знак и знак обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:25, курсовая работа

Описание работы

Появлению первых российских законов о товарных знаках предшествовал период формирования законодательства о клеймении товаров. Первые указания на это содержались в Новоторговом уставе XVII в., изданном при царе Алексее Михайловиче. В период правления Петра I клеймение товаров использовалось для целей взимания таможенных пошлин. Однако правила о клеймении применялись избирательно, поскольку часть производителей освобождалась от уплаты пошлины. Обязательное клеймение товаров российских производителей было введено Указом об обязательном клеймении [2;79], изданным в 1744 г.

Содержание работы

Глава I. История развития законодательства о средствах индивидуализации в России
Становление и развитие законодательства о средствах индивидуализации в России…………………………………………….
Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности……………………………………………………………
Глава II. Право собственности на товарные знаки и знаки обслуживания
Возникновение права на товарный знак и знак обслуживания ..….
Прекращение и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………..
Список литературы…………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Право на товарный знак и знак обслуживания моя курсовая.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

Знаки обслуживания по своему правовому режиму приравнены к товарным знакам, и требования, предъявляемые  к ним, не имеют каких-либо существенных особенностей по сравнению с требованиями, предъявляемыми к последним. Сказанное вытекает из определения товарного знака и знака обслуживания, содержащегося в ст.1 Закона о товарных знаках. Грань между знаками обслуживания и товарными знаками проводят обычно по объекту маркировки [34; 557]. Товарные знаки служат целям индивидуализации товаров, представленных главным образом телесными рукотворными объектами, а знаки обслуживания - целям индивидуализации действий участников гражданского оборота, которые завершаются либо не завершаются появлением овеществленного результата. Между тем эта грань достаточно зыбкая, поскольку законодательство о товарных знаках и знаках обслуживания не дает определений товара и услуги для целей своего применения. Например, Закон о конкуренции вводит понятие товара как продукта деятельности (включая работы, услуги), предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот. Кроме того, одно и то же обозначение может быть заявлено на регистрацию как по классу товаров, так и по классу услуг.

Согласно Ниццкому соглашению о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 г. все виды товаров разбиты на 34 класса, а виды услуг - на 8 классов. Классы услуг охватывают, в частности, транспортировку грузов, хранение, строительство, страхование, банковские операции, развлечения.

Юридическое равенство  знаков обслуживания и товарных знаков установлено и международными соглашениями. Так, согласно ст.16 Договора о законах  по товарным знакам 1994 г., участницей которого с 11 мая 1998 г. является и Россия, любая  договаривающаяся сторона применяет к знакам обслуживания соответствующие положения Парижской конвенции в отношении товарных знаков и регистрирует их. В соответствии с п.1 ст.15 Соглашения ТРИПС любое обозначение или любая комбинация обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, могут быть товарным знаком [40; 25].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ И ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

 

2.1. Возникновение права на товарный знак и знак обслуживания

 

Соответствие заявленного  обозначения условиям регистрации  означает, что такое обозначение  способно служить юридически признанным средством, позволяющим отличать однородную продукцию разных изготовителей  или производителей. Указанная способность не возникает сама по себе, а официально оценивается посредством установленных процедур и методик. Институциональное оформление знакового обозначения товаров или услуг является необходимым условием признания такого обозначения охраняемым и способным служить в качестве средства индивидуализации, выполняющего идентификационную, информационную и рекламную функции. Основу институционального оформления должны составлять некие критерии, соответствие которым приведет к возможности регистрации обозначения. Действующее законодательство не формулирует условий (критериев) охраноспособности, а равно не определяет и условий регистрации товарного знака в позитивной форме, но устанавливает абсолютные и иные основания для отказа в регистрации заявляемых обозначений [23; 14].

Между тем в литературе широко распространена точка зрения, предполагающая наличие  критериев охраноспособности товарного  знака, в частности критерия его  новизны. Указанной точки зрения придерживаются А.П. Сергеев, А.П. Рабец, В.О. Калятин, С.П. Гришаев Гришаев С.П.

Требование новизны заявленного  обозначения выводится чаще всего  из перечня иных оснований для  отказа в регистрации, сформулированных в ст.7 Закона о товарных знаках. Так, А.П. Рабец полагает, что "новыми будут  считаться такие условные обозначения, которые не являются тождественными или сходными до степени смешения: а) с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (если заявки на них не отозваны) или охраняемыми в РФ, в том числе в соответствии с международным договором РФ, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; б) с товарными знаками других лиц, признанными в установленном порядке общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров; в) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с законом РФ, кроме случаев, когда эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями" [30; 51].

В литературе указывается  на еще одно условие охраноспособности  товарного знака, именуемое различительной способностью [25; 65].

Несмотря на то, что многие специалисты усматривают наличие специальных условий охраноспособности товарного знака, мы должны констатировать, что указанные условия как таковые действующим законодательством не предусмотрены. Они существуют в виде собирательных и условных понятий, используемых в научной и учебной литературе.

Что касается условий  регистрации товарного знака, то они зафиксированы в ст. ст.6 и 7 Закона о товарных знаках в негативной форме и их нельзя напрямую отождествлять с теми критериями, которые известны патентному праву в качестве условий патентоспособности (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) или охраноспособности (селекционные достижения). Вместе с тем условия регистрации выполняют ту же функцию, что и критерии патентоспособности или охраноспособности - они призваны "отфильтровать" обозначения, которые не способны должным образом индивидуализировать товары и услуги вследствие причин, определенных законодателем в качестве абсолютных и иных оснований для отказа в регистрации [40; 22].

Действующее законодательство о товарных знаках устанавливает  общие и частные основания  для отказа в регистрации. Общие  основания закреплены в ст. ст.6 и 7 Закона о товарных знаках. Частные основания установлены в п. п.2.3 и 2.5 Правил регистрации товарного знака в форме указания на конкретные виды обозначений, которые не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

В качестве частных основания  для отказа в регистрации товарного  знака оснований в Правилах регистрации  товарного знака называются случаи предоставления на регистрацию обозначений:

не обладающих различительной способностью;

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

являющихся общепринятыми  символами и терминами;

характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также время, место, способ их производства или сбыта;

являющихся ложными  или способными ввести в заблуждение  потребителя относительно товара или  его изготовителя;

противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и  морали.

К обозначениям, не обладающим различительной способностью, могут  относиться, в частности:

обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения; сочетания букв, не имеющие  словесного характера; линии, простые  геометрические фигуры, а также их сочетания, не образующие композиций, дающих качественно иной уровень восприятия, отличный от восприятия отдельных входящих в них элементов;

реалистические или  схематические изображения товаров, заявленные на регистрацию в качестве товарных знаков для обозначения  этих товаров;

трехмерные объекты, форма которых обусловлена исключительно функциональным назначением (например, шар, усеченная пирамида);

общепринятые наименования, представляющие собой простые указания товаров, заявляемые для обозначения  этих товаров (например, одежда, обувь, еда);

общепринятые сокращенные  наименования организаций, предприятий, отраслей и их аббревиатуры (например, "ОАО", "ЗАО", "ГУП", Минэкономразвития).

Действующее законодательство не содержит определения различительной способности. Чаще всего под ней  понимают способность товарного знака индивидуализировать товары [5; 12].

Под обозначениями, вошедшими  во всеобщее употребление для обозначения  товаров определенного вида, понимаются обозначения, используемые для определенного  товара, которые в результате длительного применения для одного и того же товара или товара того же вида различными производителями стали указанием конкретного вида товара (например, "докторская колбаса").

К общепринятым символам относятся обозначения, символизирующие  отрасль хозяйства или область деятельности, к которым относятся товары, содержащиеся в перечне товаров, для которых испрашивается регистрация товарного знака, а также условные обозначения, применяемые в науке и технике. Примером обозначения, символизирующего область деятельности, является знак змеи над чашей, принятый в медицине, а примером условного обозначения в науке может служить символ интеграла в математике или символ константы в физике.

К общепринятым терминам относятся лексические единицы, характерные для конкретных областей науки и техники. Термины - это слова с точно определенными значениями. В каждой отрасли науки и техники используются особые термины, например: "гипотенуза", "синус", "косинус", "тангенс" (математические термины); "склонение", "спряжение", "глагол", "подлежащее" (грамматические термины); "окисел", "ангидрид", "метил" (химические термины); "государство", "власть", "коммунизм" (общественно-политические термины).

К обозначениям, характеризующим  товары, относятся: простые наименования товаров (например, "хлеб", "лыжи"); обозначения категории качества товаров (например, "высший сорт"); указание свойств товаров, в том числе носящие хвалебный характер (например, "изумительная прочность"); указания на материал или состав сырья (например, "тройной угольный фильтр"); указания веса, объема, цены товаров (например, "270 рублей"); указания даты производства товаров (например, "дата изготовления: 11.05.2004"); данные по истории создания производства; видовые наименования предприятий (например, "муниципальное предприятие"); адреса изготовителей товаров и посреднических фирм; обозначения, состоящие частично или полностью из географических названий, которые могут быть восприняты как указания на место нахождения изготовителя товара.

Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида, являющиеся общепринятыми символами и терминами, обозначения, характеризующие товары, а также представляющие собой общепринятую форму товаров, могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения. Оценка доминирующего положения элемента в товарном знаке осуществляется исходя из смыслового и (или) пространственного значения элемента (п.14.4.1 Правил регистрации товарного знака). По мнению Э.П. Гаврилова, дающего оценку указанному пункту, выражение "принимается во внимание его смысловое и (или) пространственное значение" очевидно означает, что неохраняемый элемент не должен находится в центре или занимать свыше 50% "поля всего обозначения". Что касается смыслового значения, то неохраняемый элемент вообще не должен иметь смысла, а охраняемая часть должна иметь какой-либо смысл [5; 42-43].

Обозначения, вошедшие во всеобщее употребление для обозначения  товаров определенного вида, являющиеся общепринятыми символами и терминами, обозначения, характеризующие товары, а равно представляющие собой общепринятую форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством, назначением товара либо его видом, могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака, если они приобрели различительную способность в результате их использования для конкретных товаров. При этом доказательства приобретения обозначением различительной способности представляются заявителем. К таким доказательствам относятся, в частности, сведения о длительности использования обозначения, об интенсивности его использования и т.д.

К обозначениям, являющимся ложными или способными ввести в  заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, относятся  обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном количестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительности. При этом обозначение признается ложным и вводящим в заблуждение, если ложным или вводящим в заблуждение является хотя бы один из его элементов.

Признаки ложности обозначения  и его способности введения потребителя  в заблуждение в литературе оцениваются  неоднозначно. На позиции их отождествления стоят, в частности, Г.И. Тыцкая [39; 11] и А.П. Рабец [30; 155]. Различный смысл в указанные признаки вкладывает Э.П. Гаврилов, который считает, что под "ложными обозначениями следует понимать намеренно искаженные указания, содержащиеся в товарном знаке; любые косвенные данные, допускающие разное толкование, следует считать не ложными, а способными ввести в заблуждение потребителя" [5; 44].

К обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам  гуманности и морали, относятся слова  и изображения непристойного  содержания; призывы антигуманного  характера, оскорбляющие человеческое достоинство, религиозные чувства; слова, написание которых нарушает правила орфографии русского языка.

В литературе высказано  мнение о том, что применение слов, написание которых нарушает правила  орфографии русского языка, к обозначениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали, не основано на законе [5; 45 – 46].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Прекращение и ограничения права на товарный знак и знак обслуживания

 

Действующее законодательство о товарных знаках предусматривает возможность практически бессрочного действия регистрации товарного знака при условии своевременного ее продления. Вместе с тем законодатель предусмотрел ряд оснований, по которым правовая охрана товарного знака может быть прекращена, а следовательно, может быть прекращено и право на соответствующее средство индивидуализации [17; 31].

Основания, по которым  прекращается право на товарный знак, сформулированы законодателем в  ст.29 Закона о товарных знаках, согласно которой правовая охрана товарного знака прекращается:

в связи с истечением срока действия регистрации товарного  знака;

на основании вступившего  в законную силу решения суда о  досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в  связи с использованием этого  знака на товарах, не обладающих едиными качественными или иными едиными характеристиками;

Информация о работе Право на товарный знак и знак обслуживания