Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – составить представления о праве на жизнь, свободу и личную неприкосновенность в системе основных прав и свобод человека.
В своей работе я поставила следующие задачи:
- показать место человека в обществе и государстве, его правах и свободах;
- рассмотреть некоторые личные права человека и гражданина, используя при этом различную правовую литературу и документы.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1. Характеристика конституционного права на жизнь
2. Характеристика конституционного права на свободу и личную неприкосновенность
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

limonova_kursovaia_rabota.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

Филиал

Ижевский

Вид работы

Курсовая работа

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Право на жизнь, свободу  и личную неприкосновенность

Фамилия студента

Лимонова

Имя студента

Светлана

Отчество студента

Александровна

№ контракта

70360212400104002


 

Содержание

 

 

  Основные данные о работе

  Содержание

  Введение

  Основная часть

    1. Характеристика конституционного  права на жизнь

    2. Характеристика конституционного  права на свободу и личную  неприкосновенность

  Заключение

  Глоссарий

  Список использованных источников

  Приложения

 

Введение

 

Статья 2 Конституции Российской Федерации  раскрывает основную сторону характеристики России как правового государства  – человек, его права и свободы  объявляются высшей ценностью.

          Цель  данной курсовой работы – составить  представления о праве на жизнь,  свободу и личную неприкосновенность  в системе основных прав и  свобод человека.

          В своей  работе я поставила следующие  задачи:

- показать место человека в обществе и государстве, его правах и свободах;

- рассмотреть некоторые личные  права человека и гражданина, используя при этом различную  правовую литературу и документы.

         Право на  жизнь издавна считается естественным  и неотъемлемым правом любого человека. В разные времена проблема прав человека, неизменно оставаясь политико-правовой, приобретала к тому же либо религиозное, либо этическое, либо философское назначение в зависимости от социальной позиции, находившихся у власти классов.

          Актуальность темы в том, что нам удастся проанализировать лишь часть аспектов, но это будут самые интересные и дискуссионные «составляющие» современного конституционно-правового регулирования самого важного из всех прав человека. В первую очередь это общее понятие права на жизнь и его свойствах, закрепленных Конституцией РФ [1] и многочисленными законодательными актами. При этом будут, по возможности, учтены и международно-правовые нормы, которые являются базовыми для закрепления основных прав и свобод человека в современном мире. Во вторых, значительный интерес представляет рассмотрение вопроса о смертной казни и её нормативном регулировании в нашей стране. Вопрос этот важен, так как Конституция содержит норму о смертной казни в той же самой статье 20, которая и закрепляет право на жизнь.

          При   рассмотрении всех вопросов я  буду опираться в основном  на соответствующие научные работы  отечественных и зарубежных ученых, например, Акопова В.И., Воеводина  Л.Д., Матузова Н.И., Алексеева С.С., Кутафина О.Е. и др., анализ действующего законодательства России и для сравнения зарубежных государств, по возможности на судебную практику российских судов (Конституционного Суда, Верховного Суда), Европейского суда по правам человека.

 

Основная часть

1 Характеристика конституционного права на жизнь

 

1.1 Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека, его свойства

        Главным этапом  развития института прав человека  стала вторая половина ХХ в.  Это признание всеобщей декларации  прав человека, [2] Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, [3] международного пакта о гражданских и политических правах, [4] международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, [5] конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, [6] международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации [7] и ряда других, существенных международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры ХХ в. Что же касается конституций, то они, подстраиваясь под определенный этап жизни общества, постоянно дополнялись правами и свободами человека, но, при этом обеспечивали полноправную жизнь не всему обществу в целом, а лишь некоторой части общества, являющейся «правящей верхушкой» этого общества.

Конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права гражданского общества, человека и гражданина.

Конституцию как правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место  в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие сущностные черты.

Основной сущностной чертой конституции  является особый субъект, который устанавливает  конституцию или от имени которого она принимается.

Конституция в современном значении этого понятия является актом, который  принимается народом или от имени народа.

Эта сущностная черта конституции  признается доминирующей в конституционной  теории и практике. Не случайно конституции  большинства стран мира начинаются словами: «Мы, народ ... принимаем (провозглашаем, учреждаем и т. п.) настоящую конституцию».[5]

Особенность субъекта, принимающего конституцию обусловливает и  вторую существенную черту понятия  конституции – ее учредительный, первичный характер конституционных  установлений.

Поскольку народ в демократическом  государстве является носителем суверенитета: единственным источником власти, именно он обладает таким ее высшим проявлением, как учредительная власть. В содержание последней вкладывается именно право принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые выбирает для себя данный народ. Только учредительная власть может изменить, в том числе и самым радикальным образом, основы устройства общества и государства.

Важной чертой, характеризующей  понятие конституции, является особый предмет конституционного регулирования, т. е. специфика того слоя общественных отношений, которые она регулирует и закрепляет.

Сфера конституционного воздействия  отличается всеохватывающим характером, не присущим никакому другому правовому  акту. Она затрагивает все области жизни общества - политическую; экономическую, социальную, духовную и др., регулируя в этих сферах базовые, фундаментальные основы общественных отношений.

Конституцию отличают и особые юридические  свойства.

Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции. Это означает, что не юридические свойства являются основой ее особого статуса в правовой системе, а наоборот, последний предопределяет юридическую специфику конституции.

Она выражается: в верховенстве конституции; в ее высшей юридической силе; в ее роли как ядра правовой системы; в особой охране конституции; в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.

Эти черты последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Права и обязанности - основной исходный элемент права. Ничего более важного в структуре права по существу нет.

В правах и обязанностях не только фиксируются образцы, стандарты  поведения, которые государство  считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы, но раскрываются основные принципы взаимоотношений государства и личности.

Впервые идеи «прав человека» возникли в эпоху ранних буржуазных революций, они объединяли массы в борьбе против феодализма. Не только идеологи буржуазии, но и социалисты - утописты пропагандировали идеи прав человека, однако их смысл истолковывался по-разному. Следует подчеркнуть, что идеи прав человек «имели международное происхождение», они были широко известны в XVIII веке, как в Северной Америке, так и в странах Европы. Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, так как главный смысл создания Конституции заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государственной власти. Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII - XVIII веков.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться  демократическим, не могло не закрепить  в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым  права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом права.

В обшей шкале гуманитарных ценностей  права человека, как и сам человек, занимают центральное место и  доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны. «Человеческое измерение - основа любых общественных преобразований, точка отчета в решении глобальных и текущих задач, в проведении всевозможных реформ, разработке государственных программ». Именно с этих позиций оценивают сегодня все происходящие в стране и в мире события и процессы.

При любом демократическом устройстве права и свободы человека, а  также обязанности, составляют важнейший  социальный и политико-юридический  институт, объективно выступающий мерилом  достижений данного общества, показателем  его зрелости, цивилизованности. Он средство доступа личности к материальным и духовным благам, механизмам власти, законным формам волеизъявления, реализации своих интересов. В то же время это непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства.

Поиск оптимальных моделей взаимоотношения  государства и личности всегда представлял  собой важнейшую проблему. Эти  модели в решающей степени зависли  от характера общества, типа собственности, демократии, развитости, экономики, культуры и других объективных условий. Но во многом они определялись также властью, законами, правящими классами, т.е. субъективными факторами. Главная трудность заключается в установлении такой системы и такого порядка, при которых личность имела бы возможность беспрепятственно развивать свой потенциал, а с другой стороны признавались бы и почитались общегосударственные цели - то, что объединяет всех. Подобный баланс как раз и получает свое выражение в правах, свободах и обязанностях человека. Именно поэтому высокоразвитые страны и народы, мировое сообщество рассматривают права человека и их защиту в качестве

      Конституция закрепляет  наиболее важные и социально  значимые для отдельного человека, общества и государства права  и свободы. Для человека они  являются необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, присущей человеческой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, необходимых ему для удовлетворения жизненно важных для него материальных и духовных потребностей. Поэтому основные права, зафиксированные в конституции государства и важнейших международно-правовых актах являются правовой базой для производных, но не менее важных прав.

      В Конституции  РФ проводится разграничение  основных прав и свобод на  права и свободы человека и  гражданина. Права гражданина охватывают  сферу отношений личности с  государством, в которой он рассчитывает  не только на ограждение своих  прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством – института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Там, где речь идет о правах человека, используются формулировки «каждый имеет право», «каждому гарантируется» и т.д., что подчеркивает признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства.

     Конституционные права и свободы являются главным элементом конституционного правоотношения, в котором участвует государство и гражданин. Для гражданина смысл такого правоотношения состоит в получении защиты своих прав, а для государства – в обязанности предоставить эту защиту. Основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им, так как значимость конституционно закрепленных прав выражается в том, что именно их реализация обеспечивает объявление государства как демократического и правового.

      Конституционные  права и свободы составляют  ядро правового статуса личности  и лежат в основе всех других  прав, закрепляемых иными отраслями  права. Конституция лишь устанавливает  принципы, на которых должно строиться  текущее законодательство.  

      Характерной особенностью  конституционных прав и свобод  также является и то, что они  равны и едины для всех без  исключения. Так возникновение основных  прав и свобод граждан связано  с принадлежностью к гражданству  Российской Федерации, в связи,  с чем не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина и могут быть утрачены только вместе с потерей гражданства.

      Итак, конституционные  права и свободы человека и  гражданина – неотъемлемые наиболее  важные права и свободы, принадлежащие  ему от рождения, защищаемые государством, составляющие ядро правового статуса личности и получающие высшую юридическую силу.

     В заключение можно  добавить, что конституционные права  и свободы закреплены в правовом  акте государства, имеющим высшую  юридическую силу.

1.2 Смертная казнь

     Смертная казнь в  Российской Федерации, согласно  Конституции, установлена Уголовным  кодексом в качестве исключительной  меры наказания за особо тяжкие  преступления против жизни при  предоставлении обвиняемому права  на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Последний раз смертная казнь в России была применена в 1996 году.

Информация о работе Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность