Смертная казнь назначается
мужчинам в возрасте от 18 до 65
лет. Уголовный кодекс содержит
5 статей, предусматривающих наказание
в виде смертной казни:
- статья 105 «Убийство», часть вторая;
- статья 277 «Посягательство на жизнь
государственного или общественного
деятеля»;
- статья 295 «Посягательство на жизнь
лица, осуществляющего правосудие
или предварительное расследование»;
- статья 317 «Посягательство на жизнь
сотрудника правоохранительного органа»
- статья 357 «Геноцид».
После вступления
в силу с 1 января 1997 г. Уголовного
кодекса Российской Федерации
взамен ранее действовавшего
Уголовного кодекса РСФСР в
России значительно сокращен перечень
преступлений, видом наказания за которые
могла быть назначена смертная казнь.
Согласно ч.1 ст. 59 УК РФ смертная казнь
как исключительная мера наказания может
быть установлена только за особо тяжкие
преступления, посягающие на жизнь.
Единственным видом
смертной казни в России является расстрел,
который не может применяться по отношению
к женщинам, лицам, совершившим преступления
в возрасте до восемнадцати лет, и после
65 лет. Смертная казнь исполняется непублично,
отдельно в отношении каждого осужденного
и в отсутствие остальных, при исполнении
присутствует прокурор и представитель
учреждения, в котором исполняется смертная
казнь. Последние смертные приговоры
были осуществлены в августе 1996 года, когда
Президент РФ Борис Ельцин перед наложением
неофициального моратория отклонил 60
ходатайств о помиловании.
Относительно вопроса дальнейшего
применения либо замены смертной
казни пожизненным заключением
среди российских законодателей
и сотрудников системы исполнения
наказания однозначного мнения не существует.
В поддержку пожизненного лишения свободы
либо длительных, более 20 лет, сроков лишения
свободы выступает экономическая сторона
наказания: лицо, совершившее тяжкое преступление
может получить необходимую профессию
и выполнять трудовые обязанности в течение
длительного времени, принося определенную
прибыль государству, что подтверждает
практика. Таким образом, компенсируется
материальный ущерб и частично моральный
ущерб совершенного. В пользу такой замены
выступает так же возможность исправления
судебной ошибки, гуманность наказания
в данной форме, противоречие смертной
казни духовным и религиозно-нравственным
принципам.
В то же время, превентивная
роль лишения свободы не достаточна
для полноценной замены высшей
меры наказания, поскольку смертная
казнь обеспечивает гарантированное отсутствие
каких-либо преступлений со стороны приговоренного,
в то время как после отбытия срока лишения
свободы ряд лиц совершают рецидивы. Иными
словами, смертная казнь не может быть
заменена лишением свободы, если речь
идет не о пожизненном заключении, для
данных категорий лиц.
В настоящее время суды применяют
в качестве замены смертной
казни пожизненное лишение свободы
или лишение свободы на срок
25 лет, основанием этому являются
Указ Президента РФ N 724 и Постановление
Конституционного Суда РФ N 3-П. Данные
акты содержат целый ряд элементов государственного
правового нигилизма, пренебрегая федеральными
законами, применяя нормативные акты с
меньшей юридической силой и опираясь
на нератифицированные международные
договоры. При этом, по мнению Н.И. Полищука,
Указ Президента РФ N 724 судами применяться
юридически не может, поскольку имеет
меньшую юридическую силу, нежели УК РФ
и УПК РФ.
Несмотря на то, что Россия
единственная из государств-членов
Совета Европы так и не ратифицировала
протокол № 6 ,что она должна была сделать
через два года после подписания, Венская
конвенция велит государству, подписавшему
договор вести себя в соответствии с договором
до его ратификации. Поэтому без решения
вопроса ратификации исполнение смертных
приговоров в РФ после 1 января 2010 года,
может быть признано нарушением международного
права.
19 ноября 2009 года Конституционный
суд признал невозможность назначения
смертной казни. Суд мотивировал
это тем, что, согласно Конституции
смертная казнь является временной и исключительной
мерой наказания, а в 1999 году Конституционный
суд полагал, что вопрос отмены смертной
казни разрешится в разумные сроки, не
превышающие сроки формирования судов
присяжных на всей территории России;
применение смертной казни противоречит
Протоколу №6 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод, а, подписав
этот протокол в 1997 году, Россия связала
себя обязательством не предпринимать
действий, которые искажают суть Протокола
№6, пока она официально не выразит свое
намерение не быть его участником (к этому
обязывает статья 18 Венской конвенции
о праве международных договоров).
2 Характеристика конституционного
права на свободу и личную неприкосновенность
2.1 Право
на свободу и личную неприкосновенность
в системе основных прав и свобод человека,
его свойства
Право на свободу и личную
неприкосновенность – важнейшее
право человека, которое он получает
с момента рождения. Свобода и
личная неприкосновенность дают
человеку возможность совершать любые
действия, не противоречащие закону. Неприкосновенность
может быть как физическая (жизнь, здоровье
человека), так и моральная, духовная (честь,
достоинство личности).
Право на свободу и личную
неприкосновенность обеспечивается
государственными институтами. Уровень
реализации права на свободу и личную
неприкосновенность, его защиты и гарантированности
нормами права является важным показателем
демократизации общества, служит необходимой
предпосылкой становления и формирования
правового государства. Поэтому государство
и все его институты должны быть заинтересованы
в том, чтобы были реализованы права и
свободы личности. В самом общем виде суть
принципа неприкосновенности личности
в уголовном судопроизводстве отражена
в ст. 22 Конституции. Применительно к уголовному
судопроизводству эти положения конкретизируются
в ст. 10 УПК РФ.
Под правом на личную неприкосновенность
в уголовном процессе принято
понимать субъективное право
лица (в отношении которого закон
допускает применение мер процессуального
принуждения) на обеспечение его психической
и физической неприкосновенности от противоправных
посягательств должностных лиц и государственных
органов. Право граждан на личную неприкосновенность
(неприкосновенность личности), имеющее
для человека самостоятельное и жизненно
важное значение, следует отграничивать
от других смежных субъективных прав:
собственности, свободы передвижения,
выбора места пребывания и жительства.
В связи с этим, необходимо подчеркнуть,
что неприкосновенность личности общеправовой
институт, к которому относят телесную,
духовную, нравственную и психическую
неприкосновенность личности, в частности,
её индивидуальную свободу и личную безопасность.
Нормами Конституции впервые
суду предоставлено право, принимать
решение об аресте, заключении под стражу,
а также содержании под стражей лиц, подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений.
Это положение соответствует п. 4 ст. 5 Европейской
конвенции о защите прав человека и основных
свобод. «Каждый, кто лишен свободы путем
ареста или задержания, имеет право на
разбирательство, в ходе которого суд
безотлагательно решает вопрос о законности
его задержания и выносит постановление
о его освобождении, если задержание незаконно».
Среди процедурных
гарантий реализации принципа
неприкосновенности личности, которые
необходимо соблюсти при задержании или
избрании меры пресечения в виде заключения
под стражу, Международный пакт о гражданских
и политических правах и Европейская конвенция
о защите прав и основных свобод указывают:
каждый арестованный должен знать основания
и причины его ареста; иметь доступ к материалам
дела, которые используются при решении
вопроса о содержании лица под стражей;
иметь право воспользоваться услугами
адвокатов. Указанные права лица, чья личная
неприкосновенность подлежит ограничению,
могут быть реализованы через уведомление.
Возложение на суд такого права является
достижением законодательства. Ранее
право арестовывать, заключать под стражу
принадлежало прокурору. Прокурор в большинстве
случаев принимал решение заочно, т.е.
в отсутствие лица, которое арестовывалось,
и обязан был допрашивать только небольшой
круг лиц, в частности несовершеннолетних.
Предоставление права суду принимать
решение об аресте предполагает участие
в рассмотрении этого вопроса лица, которое
должно предстать перед судом. В решении
вопроса об аресте вправе принимать участие
и защитник. Следует отметить, что арест
(заключение под стражу) является самой
радикальной из мер пресечения способов
уклонения от следствия и суда. В результате
применения ареста (заключения под стражу)
лицо лишается свободы и не в состоянии
выполнять возложенные на него обязанности.
Судебная процедура с соблюдением принципов
гласности, непосредственности и др. должна
способствовать принятию законных и обоснованных
решений, уменьшить количество ошибок
при аресте (заключении под стражу).
Лицо, задержанное по
подозрению в совершении преступления
и помещенное в изолятор временного
содержания, также лишается свободы.
Оно может быть подвергнуто
задержанию в порядке, установленном уголовно
- процессуальным законодательством на
основании решения следователя, лица,
производящего дознание. Решение о задержании
может быть обжаловано в суд. Уведомление
о задержании является одной из гарантий
соблюдения принципа неприкосновенности
личности, а также законности ограничения
ее свободы, соблюдения принципов и норм
международного права, обеспечения доступа
граждан к правосудию.
2.2 Право на свободу и личную неприкосновенность
в условиях действия особых правовых
режимов
Закрепленный в ч.
3 ст. 55 Конституции РФ принцип
возможности ограничения прав
и свобод человека и гражданина
в той мере, в какой это необходимо
в целях обеспечения обороны
и безопасности государства, содержит
требование разумной достаточности
применяемых мер, которые могут осуществляться
только в такой степени, в какой это требуется
остротой положения, при условии, что такие
меры не являются несовместимыми с обязательствами
России по международному праву и не влекут
за собой дискриминации исключительно
на основе расы, цвета кожи, пола, языка,
религии или социального происхождения,
а также не предусматривают ограничения
прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст.
56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться
ни при каких обстоятельствах, в том числе
и в условиях чрезвычайного или военного
положения. И среди таких прав на первом
месте – право на жизнь.
В соответствии со
ст. 2 Конституции РФ признание,
соблюдение и защита прав человека
и гражданина являются обязанностью
государства. Реальное обеспечение
прав и свобод граждан и безопасности
личности относится к жизненно важным
интересам Российской Федерации. По заключению
научного совета при Совете безопасности
РФ проблема обеспечения безопасности
личности является одной из ключевых в
социально-политической обстановке Российской
Федерации и должна явиться одной из основных
составляющих политики возрождения России.
Задача обеспечения прав и свобод граждан
приобретает особое значение в период
действия особых правовых режимов – при
возникновении различных ситуаций чрезвычайного
характера, когда нормальное функционирование
общества и государства вследствие тех
или иных причин становится невозможным.
Как справедливо отмечают В.В. Маклаков
и Б.А. Страшун, «...конституции часто предусматривают
возможность ограничения тех или иных
прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах».[8]
Такими обстоятельствами могут быть агрессия
иностранного государства, непосредственная
угроза жизни и безопасности граждан или
конституционному строю государства (например,
попытки захвата или присвоения власти,
массовые беспорядки, теракты, межконфессиональные
и региональные конфликты, чрезвычайные
ситуации природного и техногенного характера
и др.). В подобных случаях вводятся предусмотренные
национальным законодательством особые
(чрезвычайные) правовые режимы деятельности
органов государственной власти, органов
местного самоуправления, учреждений,
предприятий и организаций.
С принятием Конституции
РФ основания введения военного
и чрезвычайного положений были
строго разграничены. Как следует из статей
87 – 88, военное положение может быть введено
Президентом РФ на территории страны или
в отдельных ее местностях только при
угрозе национальной безопасности исключительно
внешнего характера, тогда как чрезвычайное
положение может быть введено Президентом
РФ в силу причин внутреннего характера
при обстоятельствах, предусмотренных
федеральным конституционным законом.
Вместе с тем специальные конституционные
законы, которые должны определять основания
введения военного и чрезвычайного положений
и их режимы, не принимались в течение
довольно длительного времени. Пристальное
внимание общественности к разработке
этих законов во многом было обусловлено
стремлением обеспечить согласованность
их норм с международно-правовыми стандартами,
особенно по вопросам правового статуса
личности в условиях военного и чрезвычайного
положения. Только в начале нынешнего
столетия были приняты Федеральные конституционные
законы: от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении»[9] и от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном
положении»,[10] которые в настоящее время
являются правовой основой двух особых
режимов деятельности органов государственной
власти, иных государственных органов,
органов местного самоуправления и организаций
в исключительных для государства обстоятельствах.
Такими обстоятельствами являются агрессия
или непосредственная угроза агрессии
против России (для военного положения),
непосредственная угроза жизни и безопасности
граждан или конституционному строю России
(для чрезвычайного положения).
Международная практика
применения чрезвычайного и военного
положения в различных странах
свидетельствует о том, что
законодательство большинства зарубежных
государств рассматривает эти
режимы в качестве правовых
институтов, регламентирующих чрезвычайный
режим осуществления государственной
власти в различных ситуациях, когда нормальное
функционирование общества и государства
невозможно. При этом поддержание режимов
чрезвычайного или военного положения
практически неизбежно связано с ограничениями
прав и свобод граждан, приобретающими
зачастую неоправданно жесткий характер.
Гарантией соблюдения основ правового
статуса личности в условиях чрезвычайного
и военного положения могут являться существующие
в Российской Федерации меры защиты прав
и свобод граждан, предусмотренные статьями
45 – 46 Конституции РФ, включая возможность
обращения в суд и в органы прокуратуры.
В связи с этим особого внимания требует
выяснение полномочий в период военного
положения именно судов и прокуратуры.
Здесь необходимо исходить из того, что,
в отличие от законодательства других
стран и исторического опыта России, ч.
3 ст. 118 Конституции РФ и п. 1 ст. 4 Федерального
конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ
«О судебной системе Российской Федерации»
[11] создание каких-либо чрезвычайных судов
не допускается.