Право собственности граждан и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:55, лекция

Описание работы

Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие "средства производства".
Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов.

Файлы: 1 файл

Характеристика.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Что такое МОТ? 
 
Международная организация труда (МОТ), основанная в 1919 году, является самым старым из специализированных учреждений системы Организации Объединенных Наций. Как и другие специализированные учреждения МОТ имеет свой собственный устав, своих собственных членов, и свои собственные руководящие органы, бюджет и персонал. Организация также сотрудничает с Организацией Объединенных Наций в областях, представляющих взаимный интерес. Система правозащитных органов МОТ взаимодействует с рядом других правозащитных механизмов, которые были созданы на основе ряда документов Организации Объединенных Наций в области прав человека, как например, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. МОТ также принимает участие в работе совещаний Организации Объединенных Наций, которые занимаются вопросами прав коренных народов, включая Рабочую группу по коренным народам, Комиссию по правам человека и Подкомиссию по защите и поощрению прав человека. МОТ несет совместную ответственность за организацию ежегодных межучрежденческих консультаций в рамках Организации Объединенных Наций по проблемам коренных народов, которые проводятся в Женеве. 
 
Мандат МОТ предусматривает разработку и установление международных стандартов труда с целью улучшения условий жизни и работы людей во всем мире. Эти стандарты излагаются в форме конвенций и рекомендаций, которые устанавливают минимальные международные стандарты по целому ряду связанных с трудовой деятельностью вопросов, включая основополагающие права человека на рабочем месте, как например, право на свободу от дискриминации, право на равную оплату за труд равной значимости, ликвидация принудительного и детского труда и право на свободу ассоциаций и заключение коллективных договоров. После ратификации правительством страны конвенции МОТ приобретают характер юридически обязательных обязательств для этого правительства. Во многих случаях Рекомендации МОТ дополняют конвенции путем уточнения положений конвенций и путем установления подробных руководящих принципов по вопросам применения конвенций. Рекомендации не являются международными договорами, однако они представляют собой руководящие принципы необязательного характера для разработки и применения национальной политики и практической деятельности.  
 
Структура МОТ является уникальной среди учреждений системы Организации Объединенных Наций. Это — единственная международная организация, состоящая из представителей правительств, при чем активное участие во всей ее деятельности принимают представители нанимателей и трудящихся. Такая трехсторонняя система дает возможность представителям организаций нанимателей и трудящихся принимать участие в обсуждениях, дискуссиях и решениях МОТ на равной основе с представителями правительств. 
 
Трехсторонняя структура МОТ находит отражение в составе Международной конференции труда. Международная конференция труда — генеральная ассамблея, которая ежегодно проводит свои сессии в Женеве, — обеспечивает всемирный форум для обсуждения социальных вопросов и вопросов трудовых отношений. В ее работе принимают участие состоящие из четырех членов делегации из каждой из 175 стран — членов МОТ. В состав каждой делегации входят два представителя правительства, один член делегации от нанимателей и один член делегации от трудящихся, которых в случае необходимости могут сопровождать консультанты по техническим вопросам. Каждый член делегации может выступать и голосовать самостоятельно, что означает, что трудящиеся и наниматели имеют равные права наравне с представителями правительств в вопросах выработки политики и программ МОТ. Их деятельность включает избрание Административного Совета, принятие программы МОТ и утверждение бюджета МОТ, который образуется за счет финансовых средств, предоставляемых всеми государствами — членами МОТ. Международная конференция труда также принимает международные стандарты труда в виде Конвенций и Рекомендаций, принимает резолюции по вопросам общей политики и деятельности МОТ и принимает решения о приеме новых членов. 
 
Административный Совет является исполнительным органом МОТ. Он проводит свои заседания три раза в год в Женеве: в марте, в июне (после Международной конференции труда) и в ноябре. Также как и Международная конференция труда Административный Совет имеет трехстороннюю структуру. В его состав входят 56 полных членов (28 представителей правительств, 14 представителей нанимателей и 14 представителей трудящихся) и 66 заместителей членов (28 представителей правительств, 19 представителей нанимателей и 19 представителей трудящихся). Международное бюро труда в Женеве выполняет функции постоянного секретариата МОТ. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов и т.д.). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность МОТ. Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.  
 

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ 2
  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
  • 1.1 Понятие собственности и права собственности 6
  • 1.2 Объекты права собственности граждан 10
  • ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНАМИ
  • 2.1 Понятие и сущность приобретения права собственности 17
  • 2.2 Способы приобретения права собственности граждан и их значение для правоприменительной практики 25
  • 2.3 Содержание и осуществление права собственности гражданами 39
  • ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАНАМ
  • 3.1 Понятие и виды прекращения права собственности 50
  • 3.2 Добровольное прекращение права собственности гражданами 57
  • 3.3 Принудительное прекращение права собственности гражданами 61
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 85

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Право собственности в качестве системы социально-экономических отношений изучается с момента возникновения правоведения как науки. Это вполне объяснимо экономическим, политическим и иным значением собственности в становлении и развитии общества в целом и отдельного индивида в частности. Собственность предопределяет материальную основу жизни и существенным образом влияет на духовную.

После проведенных в России реформ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. В законодательстве появилась частная собственность, в гражданский оборот стали вовлекаться земли, здания, сооружения и другие объекты недвижимости. Право собственности признано одним из основных экономических прав человека. Имущество может находиться в собственности граждан, юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Граждане  рассматриваются в качестве самостоятельных  субъектов гражданского оборота  и могут вступать в любые не запрещенные законом правоотношения могут приобретать в собственность самые разнообразные материальные объекты, количество и стоимость которых не ограничивается, за исключением случаев, когда это прямо установлено законом (п.п. 1, 2 ст. 213 ГК РФ).

Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует гражданам право частной собственности, а законодательная система призвана обеспечить каждому защиту права собственности от нарушений. В связи с этим особо актуальными становятся основания приобретения права собственности гражданами. Ведь важно не только провозгласить возможность приобретения тех или иных объектов в собственность, но и закрепить основания, в соответствии с которыми такое приобретение будет законным.

Не  менее важное значение имеют и  основания прекращения права  собственности. Они должны быть особо тщательно регламентированы с целью защиты и сохранения неприкосновенности права собственности.

Вопросы приобретения, осуществления и прекращения  права собственности гражданами не оставались без внимания правовой науки, однако в советский период они рассматривались в рамках государственных хозяйствующих субъектов, а иные участники гражданского оборота выпадали из поля зрения цивилистической науки.

Основания возникновения права собственности  делятся на первоначальные и производные, но критерии разграничения первоначальных и производных способов приобретения права собственности различны. В одних случаях предпочтение отдается критерию воли, в других - критерию правопреемства. Этот спор имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Осуществление права собственности представляет определенные проблемы в связи с  различным пониманием содержания правомочий собственника.

Прекращение права собственности может происходить  добровольно -- по воле собственника, а  также принудительно. Принудительные случаи изъятия имущества у собственника установлены в законодательстве исчерпывающим образом. Эти случаи должны соответствовать ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

Степень научной разработанности темы. Применительно  к теме исследования можно отметить, что право собственности граждан  исследовалось в трудах Г. Денбурга, Д.И. Мейера, И.А. Покровского, Г.Ф. Шершеневича. Исследование теоретического аспекта  проблемы потребовало изучения работ по теории права таких ученых, как С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Н.И. Матузов, B.C. Нерсесянц, А.К. Стальгевич, С.Н. Чечот, Л.С. Явич.

Переходу  права собственности специальные  работы до революции посвящали С.Б. Гомолицкий, К.Д. Кавелин, И.Н. Трепицын и др. В советский период по данному вопросу проводили исследования М.И. Бару, В.П. Грибанов, В.А. Рясенцев.

Способы приобретения права собственности  получили освещение в трудах В.А. Рыбакова, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, В.А. Тархова, Ю.К. Толстого, А.В. Трофименко и др.

В последнее  время появились работы Б.Л. Хаскельберга, О.Г. Ломидзе представлены научно-квалификационные работы М.А. Александриной, О.Е. Кутепова, М.М. Попович, Ю.В. Шибаевой, А.А. Крысанова  и некоторых других авторов, но в них преимущественно рассматриваются общие вопросы приобретения и прекращения права собственности без связи с субъектным составом, в частности с гражданами как самостоятельными субъектами гражданского оборота. Следует признать: данная проблематика не исследована в достаточной степени. Кроме того, в последние годы обновилось само гражданское законодательство, изменились темпы гражданского оборота, что вызвало новые потребности и задачи, появились ранее неизвестные возможности приобретения отдельных объектов гражданского оборота и т. д.

Объектом  исследования явились общественные отношения в сфере правового  регулирования приобретения и прекращения  права собственности гражданами.

Предметом исследования выступает совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения по приобретению, осуществлению и прекращению права собственности гражданами, основные положения науки гражданского права по данным вопросам, материалы судебной практики, современные проблемы правоприменительной деятельности и пути их разрешения.

Целью работы является исследование теоретических  вопросов приобретения, осуществления  и прекращения права собственности  граждан и круга проблем, возникающих  в связи с его приобретением (прекращением) гражданами, анализ практики применения соответствующих норм, внесение на этой основе предложений по совершенствованию законодательства, толкованию и порядку применения конкретных правил.

В работе были поставлены и разрешены следующие  задачи исследования:

рассмотреть понятие собственности и права  собственности;

проанализировать  основания приобретения и прекращения  права собственности;

рассмотреть вопросы осуществления права  собственности гражданами;

выявить и исследовать наиболее актуальные проблемы приобретения и прекращения  права собственности гражданами;

проанализировать  гражданско-правовые основания приобретения (прекращения) права собственности;

- сформулировать  конкретные выводы и предложения  по совершенствованию гражданского  законодательства в этой сфере.

Методы  исследования. В работе использовались различные общенаучные методы исследования диалектический - способ познания действительности в ее развитии исторический и сравнительно-правовой, без использования которых трудно понять тенденции в сфере развития права собственности; структурно-правовой, позволяющий уяснить компоновку отдельных норм и их совокупное влияние на регулируемые отношения функциональный и формально-логический.

Структура работы. Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения и  библиографического списка.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие  собственности и права собственности

Устойчивый  взгляд на собственность как на экономическую  категорию сформировался в отечественной  юридической литературе в советский  период. С этой точки зрения собственность  представляется как "общественная форма присвоения произведенных материальных благ", а отношения собственности - как определенные производственные, экономические отношения, заключающиеся в состоянии присвоенности, принадлежности материальных благ отдельным лицам или группе лиц Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. [Текст] М.: Норма. 2005. - С. 9.. Право собственности в данном случае рассматривается как надстроечное явление, призванное регулировать волевую сторону базисных - экономических, производственных - отношений Суханов Е.А. Указ. соч. - С. 14.. Таким образом, право собственности может существовать, только если существует собственность как экономическая категория, другими словами, имеет место присвоение (присвоенность) как экономическое, производственное отношение.

С данной позицией трудно не согласиться. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в римском праве под  присвоением понимался один из непосредственных (первоначальных) способов приобретения права собственности. Присвоена  могла быть только та вещь, которая никогда никому не принадлежала (дикие животные) или хотя ранее и принадлежала какому-либо лицу, но к моменту присвоения перестала ему принадлежать. Не определяя специальным образом понятие собственности, римляне тем не менее рассматривали данный институт как исконный, существовавший уже в старом цивильном праве. Для обозначения собственности использовались термины "dominium" и "proprietatas", означавшие господство, власть лица над вещью, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею, за известными ограничениями, наложенными государством в интересах общего блага или отдельных лиц Покровский И.А. История римского права. [Текст] М.: Статут. 2006. - С. 434 - 437.. Как видно, римское право не рассматривало присвоение как результат какого-либо производства, да и отношениям собственности не придавалось какое-либо производственное, экономическое содержание.

Надо  заметить, что римляне не единственные, кто не выделял в отношениях собственности  экономического характера. Джон Локк и  такие его последователи, как Адам Смит, Клод Гельвеций, рассматривали собственность как некую целостность, включающую в себя равнозначные неразрывно связанные между собой компоненты: жизнь, свободу и имущество человека, созданное своим трудом Мамут Л.С. Век просвещения: взгляд на собственность [Текст] // Собственность: право и свобода. М.: Институт государства и права РАН. 1992. - С.13 - 23..

Информация о работе Право собственности граждан и юридических лиц