Право собственности граждан и юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:55, лекция

Описание работы

Все граждане и юридические лица являются частными собственниками принадлежащего им имущества. В этом качестве они могут быть собственниками любого имущества, в том числе различных видов недвижимости, включая земельные участки, предприятия как имущественные комплексы, а также иметь в собственности оборудование, транспортные средства и другие "средства производства".
Наряду с Конституцией РФ и ГК РФ, право собственности граждан и юридических лиц корреспондируется в ряде иных Федеральных законов.

Файлы: 1 файл

Характеристика.doc

— 428.50 Кб (Скачать файл)

Решение районного  суда и определение судебной коллегии по гражданским делам областного суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции Извлечение из постановления Президиума Самарского областного суда № 0706/592 от 29.09.2005 года// Судебная практика. Самара.- 2006.-№ 4.-С.10..

Таким образом, следует отметить, что возможно принудительное прекращение права собственности, в месте с тем мнению В.Ф. Яковлева, принуждение или принудительные меры - это применение санкций, установленных законом или договором; это неблагоприятные последствия, применяемые к правонарушителю с использованием принуждения Яковлев В.Ф. Принуждение в гражданском праве [Текст] // Проблемы современного гражданского права: Сб. статей. М.: Статут. 2008. - С. 219.. С.Н. Братусь полагал, что принудительные меры представляют собой исполнение существующей или возникшей обязанности под воздействием принуждения Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. [Текст] М.: Юридическая литература. 1976. - С. 69.. Соглашаясь с суждениями названных цивилистов, определим принуждение как совокупность неблагоприятных последствий, которые должен претерпеть субъект гражданского права в связи с совершенным им правонарушением или возникшей обязанностью, установленной законом или договором.

Из понятия  принуждения следует, что отчуждение имущества в подобных случаях  происходит без согласия и против воли собственника, утрата права собственности становится как бы его обязанностью, которую нельзя не исполнить, поэтому под принудительным изъятием у собственника его имущества следует понимать прекращение права помимо воли собственника, в связи с совершением последним правонарушения или возникшей из закона или договора обязанностью.

3.2 Добровольное  прекращение права собственности  гражданами

Добровольное  прекращение права собственности  происходит при отчуждении собственником  своего имущества другим лицам; использование собственником имущества по прямому назначению и в связи с этим уничтожении его; добровольном отказе собственника от своего имущества Кутепов О.Е. Приобретение и прекращение права собственности в гражданском праве России. [Текст] М.: ГроссМедиа. 2009. - С. 22-23..

Под отчуждением  собственником своего имущества  другим лицам понимаются различные  сделки, направленные на прекращение  права собственности одного лица и приобретение его другим лицом. Это, прежде всего купля-продажа  во всех ее разновидностях, мена, дарение, аренда с выкупом и т.п. Порядок прекращения права собственности отчуждателя и возникновения права собственности у приобретателя регулируется главным образом нормами о сделках и договорах.

Прекращение права  собственности происходит и при использовании собственником имущества по прямому назначению, иными словами, при полном потреблении вещи, извлечении всех ее полезных свойств и качеств. При этом исчезает сам объект данного права. Возможно, прекращение права собственности на вещь и при ее переработке.

В экономических  отношениях встречаются ситуации, когда  в силу тех или иных обстоятельств  конкретный объект гражданского оборота  перестает иметь какую-либо ценность для его собственника, и он отказывается от права собственности на него. Формально данное основание прекращения права собственности является новым для нашего законодательства, хотя, по существу, оно и ранее могло использоваться в имущественных отношениях. В соответствии с правилом ст. 236 ГК РФ допускается добровольный отказ собственника от принадлежащего ему права, а по сути - его отказ от конкретной вещи или вещей. Важно отметить, что отказ от права собственности может исходить только от гражданина или юридического лица. Следовательно, государство и его органы, органы местного самоуправления не вправе отказаться от права собственности на принадлежащее им имущество (хотя они могут утратить его по другим основаниям). Это возможно путем публичного объявления об этом либо совершения реальных действий, бесспорно свидетельствующих о намерении не сохранять в дальнейшем какие-либо права на это имущество Афонина А.В. Новое в правовом регулировании земельных отношений (в рамках Федерального закона N 141-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений") [Текст] // Жилищное право. - 2009. - № 4. - С. 23.. Второй способ наиболее близок к понятию «брошенные вещи», которое применяется в ст. 226 ГК РФ.

Важно иметь  в виду, что до приобретения права  собственности на вещь, от которой отказался ее прежний владелец, другим лицом права и обязанности первоначального собственника не прекращаются. Собственник сохраняет бремя содержания имущества, должен платить налог на имущество. Собственник, который отказался от своей вещи, может затем изменить свое намерение и вновь принять вещь во владение, пользование и распоряжение, но только до момента возникновения права собственности на эту вещь у другого лица. Кроме того, существует возможность возложения на прежнего собственника ответственности, например, за причиненный данной вещью вред (если выброшенная собственником вещь обладала какими-либо вредоносными свойствами). Следовательно, отказ от права собственности не рассматривается законом как окончательный.

Исходя из смысла ГК РФ можно прийти к выводу о том, что можно отказаться от права собственности, как на движимую вещь, так и на недвижимую.

Рассматривая  добровольное прекращение права  собственности гражданами, нельзя оставить без внимания и понятие «деприватизация» Стефанова А.В. Жилье. Как грамотно распорядиться. [Текст] СПб.: Питер. 2009. - С. 24-25.. Так, сущность указанного понятия раскрывается в ст. 9.1 Федерального закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: [Закон РФ № 1541-1, принят 04.07.1991 г., по состоянию на 11.06.2008] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. - 1991. - № 28. - Ст. 959.. Термин «деприватизация» следует понимать как расторжение договора приватизации квартиры (комнаты), который заключается между гражданином - нанимателем жилого помещения и местной администрацией.

Указанной статьей  устанавливается, что граждане, приватизировавшие  жилье, являющееся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве  собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Для того чтобы  расторгнуть договор приватизации, необходимо соблюдение ряда условий:

1) деприватизируемое  жилое помещение должно являться  для граждан единственным местом  постоянного проживания;

2) деприватизируемое  жилое помещение должно быть  свободно от каких-либо обязательств.

Второе условие  вполне понятно. Первое же условие имеет определенный смысл, поскольку в соответствии с действующим законодательством с гражданином может быть заключен только один договор социального найма, то есть если гражданин занимает еще одно жилое помещение по договору социального найма, требование законодателя обоснованно. В ситуации, когда гражданин имеет еще одно жилое помещение на праве собственности, он может быть одновременно и собственником, и нанимателем жилых помещений. В связи с этим следует согласиться с мнением Н.В. Перепелкиной, что «первое условие, выдвинутое законодателем, нелогично и не должно препятствовать гражданину в деприватизации им жилого помещения, в котором он проживал до приватизации как наниматель» Перепелкина Н.В. Деприватизация жилых помещений [Текст] // Цивилистические записки. Вып. 3: Гражданско-правовая ответственность: проблемы теории и практики. М.: Статут. 2006. - С. 321-322..

Для деприватизации сохранен заявительный характер, так  как соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять жилые помещения в собственность и заключить с гражданами договоры социального найма в отношении указанного жилья.

Таким образом, на федеральном уровне урегулированы  отношения по расторжению договора приватизации жилого помещения или деприватизации. Деприватизация должна осуществляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Представляется, что, пока учреждения юстиции субъектов  не столкнутся с расторжением договоров приватизации жилого помещения, разрабатываться механизм передачи жилья в государственную или муниципальную собственность не будет. Можно предположить, что будет заключаться соглашение (договор) о передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность, не подлежащее государственной регистрации (по аналогии с договором приватизации жилого помещения), переход права собственности на объект должен быть зарегистрирован и именно с этого момента будет прекращено право собственности гражданина на жилое помещение.

Закон о приватизации не упоминает, о восстановлении гражданина права на приватизацию жилья. Представляется, что поскольку гражданин воспользовался своим правом на приватизацию, затем  добровольно отказался от частной собственности на жилое помещение (деприватизировал его), то о восстановлении права на приватизацию речь не идет.

Таким образом, при добровольном прекращении права  собственности гражданами имеют  место такие основания, как договоры, направленные на отчуждение имущества, отказ от права собственности, а также потребление имущества.

3.3 Принудительное  прекращение права собственности  гражданами

Конституция Российской Федерации закрепляет и гарантирует  гражданам право частной собственности, признает за гражданами право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Ст. 35 Конституции РФ устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Вместе с тем допускается ограничение государством осуществления права собственности, но только в соответствии с общими интересами, и возможно такое ограничение исключительно на основании закона. Закон устанавливает исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия имущества у собственника (п. 2 ст. 235 ГК РФ). В этом состоит одна из важных гарантий прав собственника.

а) Принудительное прекращение права собственности  на возмездных основаниях

Изъятие имущества  у собственника по общему правилу  производится в публичных интересах  на возмездных основаниях, то есть с  компенсацией собственнику стоимости изымаемой вещи (вещей). Важно отметить два обязательных условия такого изъятия: наличие предусмотренного законом основания и обязательность решения суда.

Так, прекращение  права собственности на имущество, которое не может принадлежать данному  лицу в силу закона (ст. 238 ГК РФ), имеет в виду, прежде всего защиту публично-правовых интересов. Общеизвестно, что существуют различия в гражданско-правовом режиме отдельных объектов права собственности Голубцов Г. Сочетание публичных и частных начал в регулировании вещных отношений с участием государства. 2-е изд., испр. и доп. [Текст] СПб.: Центр Пресс. 2008. - С. 116.. Речь идет о тех видах имущества, которые по прямому указанию закона либо изъяты из оборота, то есть могут находиться исключительно в государственной собственности, либо ограничены в обороте, в частности подлежат приобретению лишь по специальному разрешению государственных органов Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный). [Текст] / Под ред. Абовой Т.Е., Кабалкина А.Ю. М.: Юрайт-Издат. 2008. - С. 628.. Если такого рода имущество (например, оружие, сильнодействующие яды и наркотики, валютные ценности) оказалось у владельца незаконно, то никаких вещно-правовых последствий, тем более права собственности, это обстоятельство не порождает. Но, если данные вещи оказались у частного собственника на законном основании (например, оружие или валютные ценности перешли от одного гражданина к другому в порядке наследования по закону), однако само это лицо по закону лишено возможности обладать ими на праве собственности, эти вещи подлежат принудительному отчуждению.

Владелец такого имущества вправе сам произвести его отчуждение любым допускаемым  законом способом (разумеется, управомоченному  на приобретение в собственность  лицу) в течение года, если только специальным законом не предусмотрен иной срок. Если этого не произошло, суд может принять решение, либо о принудительной продаже такого имущества, либо о его передаче в государственную или муниципальную собственность. Содержание такого решения определяется, прежде всего, характером и назначением соответствующей вещи. Но в обоих случаях бывший собственник вправе требовать компенсации за утраченное имущество (либо в виде вырученной от продажи суммы за вычетом необходимых расходов по реализации вещи, либо в виде определенной судом компенсации) Щенникова Л.В. Вещные права в гражданском праве России. [Текст] М.: Волтерс Клувер. 2007. - С. 35..

Особый случай принудительного изъятия недвижимого  имущества предусмотрен ст. 239 ГК РФ. Речь в данном случае идет о ситуациях, когда земельный участок (либо участок недр, акватории и тому подобных природных объектов) изымается у частного собственника для государственных или муниципальных нужд. Обращает на себя внимание тот факт, что ст. 35 Конституции РФ предусматривает возможность принудительного отчуждения имущества только для государственных нужд, тогда как ст. 239 ГК РФ устанавливает такую возможность и для муниципальных нужд. Изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд в соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса РФ осуществляется в исключительных случаях, к которым закон относит:

1) необходимость  выполнения международных обязательств  Российской Федерации. Изъятие  может осуществляться лишь для федеральных нужд (например, для строительства международных магистральных трубопроводов);

2) необходимость  размещения объектов государственного  или муниципального значения  при отсутствии других вариантов  размещения этих объектов Земельный  участок: вопросы и ответы [Текст] / Под. ред. Боголюбова С.А. М.: Юстицинформ. 2009. - С. 119-120..

Случаи изъятия  земельных участков для государственных  и муниципальных нужд могут быть связаны и с иными исключительными  обстоятельствами, но для этого необходимо прямое указание на данные обстоятельства в федеральном законе (в отношении любых земель) либо в законе субъекта Российской Федерации (в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципальной собственности) Там же. - С. 121..

Если на таком участке находятся здания, сооружения или иное недвижимое имущество, собственник этих объектов вправе получить за них соответствующую компенсацию.

Информация о работе Право собственности граждан и юридических лиц