Право собственности на природные ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Содержание работы

1. Право собственности на природные ресурсы………………………………….3
2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
и право пожизненного наследуемого владения земельным участком………….8
3. Сервитут…………………………………………………………………………16
Задача 1…………………………………………………………………………….16
Тест…………………………………………………………………………………18
Список использованной литературы.…………………………

Файлы: 1 файл

ВЕЩНОЕ ПРАВО КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 42.51 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

1. Право собственности на природные ресурсы………………………………….3

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком

и право пожизненного наследуемого владения земельным участком………….8

3. Сервитут…………………………………………………………………………16

Задача 1…………………………………………………………………………….16

Тест…………………………………………………………………………………18

Список использованной литературы.…………………………………………….23


 

 

1. Право собственности на природные ресурсы

 

Право собственности на природные  ресурсы в юридическом аспекте можно рассматривать в двух качествах: как правовой институт и как совокупность правомочий собственника.

Право собственности на природные  ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.

Основы права собственности  на природные ресурсы определены Конституцией РФ1. В соответствии со ст. 9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, муниципальной, государственной и иных формах собственности. Положения Основного закона получили развитие в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст. 129 ГК РФ2 земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. В статье 209 ГК РФ воспроизведено положение ст. 36 Конституции РФ относительно того, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Специфические отношения собственности на конкретные природные ресурсы регулируются, наконец, природоресурсным законодательством РФ.

Таким образом, Конституция  РФ и ГК РФ определяют общее содержание и формы собственности на природные ресурсы, в законодательстве об окружающей среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Именно это дает основание утверждать, что отношения собственности на природные ресурсы образуют предмет права окружающей среды.

Под правом собственности на природные  ресурсы в субъективном смысле понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и другими объектами собственности.

Субъективное право собственности  на природные ресурсы определяет сущность и содержание юридического отношения собственности. Оно закрепляет за его обладателем экономическую власть над условиями производства, ведущегося на базе использования собственником принадлежащего ему имущества. Это право предопределяет использование находящихся в собственности природных ресурсов свободно, по своему усмотрению. Соответствующее правило закреплено в ст. 36 Конституции России: владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Но это правило, как и право собственности, не является абсолютным. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами. В соответствии с той же ст. 36 собственник природных ресурсов свободен в осуществлении принадлежащих ему правомочий, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Наряду с тем, что в п. 3 ст. 209 ГК РФ воспроизведено приведенное положение ст. 36 Конституции, Гражданский кодекс предусматривает и иные основания ограничения гражданских прав, в том числе прав собственности. Так, согласно ст. 1 гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В природоресурсном законодательстве право собственности установлено на землю, недра, животный мир, водные объекты, леса. К объектам права собственности относятся также особо охраняемые природные территории. С учетом неразвитости законодательства об охране и использовании растительного мира вне лесов (а также всех особо охраняемых природных территорий) в законодательстве не решен непосредственно вопрос о праве собственности на данный природный объект. Однако исходя из того, что растительный мир органически связан с землей, есть основания рассматривать его также как объект права собственности. В качестве собственника растительного мира в этом случае выступает собственник земли. С принятием специального закона растительный мир вне лесов станет, очевидно, самостоятельным объектом права собственности3.

В отличие от земли, недр, объектов животного мира, атмосферный воздух как материальная субстанция находится в состоянии постоянного, турбулентного движения и не может быть индивидуализирован. В силу этого исключается возможность фактического владения им. А владение - одно из важнейших правомочий собственника.

Действующее законодательство достаточно полно определяет субъектов права собственности на природные ресурсы. Оно содержит две существенные новации применительно к субъектам права собственности на природные ресурсы:

а) значительно расширен перечень субъектов за счет введения многообразия форм собственности - частной, государственной, муниципальной и иной;

б) предусмотрено структурирование государственной собственности по уровням - федеральная и субъектов РФ.

Таким образом, субъектами права собственности  на природные ресурсы являются физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования

В соответствии со ст. 114 управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ. Таким образом, от имени государства права собственника на природные ресурсы осуществляют Правительство РФ, правительств, субъектов РФ и специально уполномоченные государственные органы.

Помимо государства, появились три новых вида субъектов права собственности на природные ресурсы - физические и юридические лица и муниципалитеты. Субъектами муниципальной собственности в соответствии со ст. 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» являются города, поселки, станицы, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы) и другие муниципальные образования.

Существуют следующие формы  собственности: государственная, муниципальная, частная собственности.

1. Государственная собственность на землю.

В соответствии с законодательством  РФ (согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ) государственная  собственность подразделяется на два  подвида:

- собственность Российской Федерации (федеральная собственность);

- собственность субъектов Российской Федерации.

2. Муниципальная собственность - земельные участке занятые объектами муниципальной собственности, а так же признанные муниципальной собственностью в период разделения земель по уровням собственности. Пример: больницы, дед. сады, мэрия, с/х предприятия, а так же земли общественного пользования (улицы, дороги, скверы, парки).

Право частной собственности на землюграждан и их объединений прямо  закреплено в Конституции РФ, в  ст. 36 которой установлено, что граждане и их объединения вправе иметь  в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжения землей и др. природными ресурсами, говорится в ч. 2 данной ст., осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Земельные участки, предоставленные гражданам на праве частной собственности, могут находиться у них на праве как индивидуальной, так и общей собственности.

 

2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком

 

Право постоянного (бессрочного) пользования  земельным участком представляет собой ограниченное вещное право в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и означает определенные вид и меру возможного поведения субъекта - обладателя данного права - в отношении соответствующего земельного участка. Данное право предоставляет его обладателю возможность (право) извлекать из земельного участка его полезные свойства в соответствии с целевым назначением земли. При этом конкретный срок такого использования земельного участка не устанавливается, право пользования в этом случае бессрочно.

Действующим земельным законодательством  предусмотрено, что в постоянное (бессрочное) пользование земельные  участки, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, предоставляются отдельным видам  юридических лиц - государственным  и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического  наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, органам государственной власти и органам местного самоуправления (п. 1 ст. 20 ЗК РФ4) на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

После введения в действие ЗК РФ гражданам и другим не названным в законе юридическим лицам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"5 юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до установленного срока (месячного) в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.

Субъект права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком осуществляет владение и пользование  этим земельным участком в пределах, установленных законом, иными нормативными правовыми актами и актом о  предоставлении земельного участка  в пользование (соответствующее  решение уполномоченного государственного или муниципального органа). Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, вправе, если иное не предусмотрено  законом, самостоятельно использовать земельный участок в целях, для  которых он предоставлен, включая  возведение для этих целей на участке  зданий, сооружений и другого недвижимого  имущества, в отношении которых  такой пользователь приобретает  право собственности (п. 2 ст. 269 ГК РФ).

Распоряжаться земельным участком, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования, ни гражданин, ни юридическое лицо не вправе, поскольку  ст. 270 ГК РФ, предоставлявшая пользователю право передавать земельный участок в аренду или безвозмездное срочное пользование с согласия собственника участка, признана утратившей силу6. Однако в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства (п. 3 ст. 268 ГК РФ).

 

3. Сервитут

 

Предусмотренное ГК РФ право ограниченного пользования чужим земельным участком - сервитут представляет собой своего рода право одного лица пользоваться недвижимым имуществом другого лица в установленном или оговоренном объеме.

Сервитут может устанавливаться  для обеспечения прохода и  проезда через соседний земельный  участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и  трубопроводов, обеспечения водоснабжения  и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимости, которые  не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ). Однако обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника этого участка принадлежащих ему правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственным земельным участком.

Поскольку сервитут отнесен к числу  вещных прав, он наделяется законом  правом следования, а также для  него является характерным, что он защищается теми же гражданско-правовыми способами, что и иные вещные права (например, виндикационный иск).

Субъектами сервитута следует  считать собственников имущества, обремененного сервитутом, с одной  стороны, и лиц, осуществляющих право  сервитута - с другой. Это могут  быть как граждане, так и юридические  лица.

ЗК РФ предусматривает два вида земельных сервитутов - публичный и частный7.

Публичный сервитут устанавливается  законом или иным нормативным  правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным  правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для  обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных  участков. Установление публичного сервитута  осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Публичные сервитуты могут устанавливаться  для: 1) прохода или проезда через  земельный участок; 2) использования  земельного участка в целях ремонта  коммунальных, инженерных, электрических  и других линий и сетей, а также  объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке  межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения на земельном участке дренажных  работ; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона  сельскохозяйственных животных через  земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном  порядке на земельных участках в  сроки, продолжительность которых  соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и  рыболовства; 9) временного пользования  земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских  и других работ; 10) свободного доступа  к прибрежной полосе. При этом срок установления публичного сервитута  в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных  или муниципальных нужд, не может  превышать срок резервирования таких  земель8.

Информация о работе Право собственности на природные ресурсы