Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 12:56, контрольная работа
Право собственности на природные ресурсы как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности на природные ресурсы. Отношения права собственности на природные ресурсы образуют предмет ряда отраслей в системе российского права - конституционного, гражданского, права окружающей среды, включая земельное, горное, водное, лесное, фаунистическое право. Поэтому можно говорить об этом правовом институте как комплексном. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения собственности, образуют право собственности в объективном смысле.
1. Право собственности на природные ресурсы………………………………….3
2. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком
и право пожизненного наследуемого владения земельным участком………….8
3. Сервитут…………………………………………………………………………16
Задача 1…………………………………………………………………………….16
Тест…………………………………………………………………………………18
Список использованной литературы.…………………………
Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен. Если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, то соответственно собственник земельного участка, землепользователь или землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков. В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.
Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством на основании соответствующего согласования между собственником земельного участка и лицом, заинтересованным в установлении сервитута. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.
По сути своей сервитут бессрочен, он существует до отпадения оснований его установления. По действующему законодательству земельный сервитут может быть срочным или постоянным. Земельные сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"9 (ст. 27).
По общему правилу сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, им обремененный, другому лицу. В то же время сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может предоставляться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимости, для обеспечения использования которой и был установлен сервитут.
Сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка в связи с отпадением оснований, по которым был установлен такой сервитут. Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, может в судебном порядке требовать прекращения сервитута, если обремененный земельный участок не может использоваться по прямому его назначению.
Авторы Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации полагают, что имеющегося нормативного регулирования сервитутов в тексте ГК РФ недостаточно, главным образом вследствие отсутствия определения содержания сервитутов. По их мнению, содержание каждого сервитута должно быть хотя бы укрупненно раскрыто непосредственно в ГК РФ.
В качестве возможных сервитутов предлагается предусмотреть следующие: а) сервитуты перемещения или доступа на чужой участок для прохода, проезда, прогона скота, перевозки груза и т.п.; б) коммунальные сервитуты; в) строительные сервитуты (для строительства с использованием чужого здания или чужого земельного участка); г) сервитуты для пользования участком недр; д) сервитуты мелиорации. Говорится и об общем делении сервитутов на положительные (когда сервитут состоит в обязании собственника служащей вещи пассивно претерпевать воздействие на его вещь со стороны сервитуария) и отрицательные (когда предполагается совершение активных действий собственником служащей вещи в случаях, прямо предусмотренных законом).
Проектом Федерального закона о внесении изменений в ГК РФ10 предлагается дополнить Кодекс гл. 20.2 "Сервитут" и закрепить в ней в первую очередь понятие сервитута: земельный участок, здание, строение или сооружение (служащая вещь) могут быть обременены правом ограниченного пользования управомоченного лица (сервитутом) для осуществления принадлежащего этому лицу права собственности на земельный участок, здание, строение или сооружение, в том числе незавершенные строительством (господствующая вещь), если использование такого земельного участка, здания, строения или сооружения по назначению невозможно без установления сервитута.
Также предлагается определить содержание сервитута, предусмотрев в ст. 301.1, что в силу сервитута собственник господствующей вещи имеет право самостоятельно пользоваться служащей вещью (положительный сервитут) и (или) запрещать собственнику служащей вещи пользоваться такой вещью определенным образом (отрицательный сервитут).
Задание № 2. Задача
По одному из дел было установлено, что юридическое лицо, получив от собственника нежилое помещение по договору аренды, в дальнейшем продало его другому юридическому лицу. Последнее, в свою очередь, продало его ответчику, к которому собственник и обратился с виндикационным иском.
Кто признается добросовестным приобретателем? Вынесите решение от имени судьи.
Добросовестным ст. 302 ГК РФ называет
приобретателя, который не знал и
не мог знать о том, что имущество
приобретается им у лица, не имеющего
права его отчуждать. Таким образом,
буквальное толкование процитированной
нормы позволяет подвести под
формулировку "мог знать" любого
субъекта, проявляющего способности
в процессе познания, т.е. любого разумного
человека. Очевидно, что такое положение
не могло прижиться и фактически
судебная практика отыскивает добросовестность
в том, должен или не должен был
знать приобретатель о
Добросовестным может быть только
приобретатель, получивший имущество
от неуправомоченного отчуждателя.
Если имущество приобретено от собственника,
даже по ничтожной сделке, фигура добросовестного
приобретателя отсутствует. Вот
что отметил по этому поводу Верховный
Суд РФ: указывая на правомерность
признания совершенной под
Таким образом, по условиям задачи сделка является ничтожной так как имущество должно приобретаться непосредственно у собственника этого имущества. Сделка
Задание № 3. Тесты
1. Раскройте понятие права собственности в субъективном смысле:
а) это наиболее полное вещное право, обладатель которого владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению;
б) это совокупность норм, направленных на регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению собственником своим имуществом, включая его охрану и защиту.
в) это общественное отношение между людьми по поводу вещей, отношения других лиц, не являющихся собственниками данной вещи, как к чужой для них вещи.
Решение.
1. Раскройте понятие права собственности в субъективном смысле:
а) это наиболее полное вещное право, обладатель которого владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению;
Право собственности является наиболее широким по своему содержанию вещным правом.
Раскрывается содержание права собственности через традиционную для российского права "триаду" правомочий - владение, пользование, распоряжение (ст. 209 ГК РФ), однако при этом раскрытие содержания права собственности не завершается лишь определением принадлежащих собственнику правомочий по реализации им своего права на имущество. Поскольку одноименные правомочия могут принадлежать и несобственнику имущества (например, унитарному предприятию как субъекту права хозяйственного ведения), необходимо оговорить специфические признаки, характерные для этих правомочий именно как правомочий собственника имущества.
Первое - специфичным является то, что собственник осуществляет принадлежащие ему правомочия по своему усмотрению, которое представляет собой "правомерную, властную, интеллектуально-волевую деятельность по выбору наиболее оптимального варианта реализации предоставленных правомочий в отношении имущественных благ, обеспечивающих наиболее эффективное использование объекта собственности, с учетом прав и законных интересов третьих лиц".
Второе - мера возможного поведения собственника в отношении принадлежащего ему имущества является абсолютной и от воли других лиц не зависит. Это главный отличительный признак абсолютного права собственности. Собственник вправе использовать принадлежащее ему имущество для любой не запрещенной законом деятельности.
2. государственная собственность подразделяется:
а) на федеральную, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации;
б) на федеральную собственность, собственность, принадлежащую субъектам Федерации и собственность городов, поселков и других муниципальных образований.
Решение.
2. государственная собственность подразделяется:
а) на федеральную, принадлежащую РФ, и собственность, принадлежащую субъектам Федерации;
Право государственной собственности относится к праву публичной собственности, поскольку ее субъектами являются публично-правовые образования - государство и государственные образования.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Федерации) (ст. 214 ГК РФ).
По общему правилу земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
От имени Российской Федерации
и субъекта Федерации права собственника
в отношении государственного имущества
осуществляют специально уполномоченные
на то государственные органы и лица.
При этом специфика права
Так, в соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Кроме того, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Так называемое распределенное государственное имущество закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с действующим законодательством на праве хозяйственного ведения (государственные унитарные предприятия) или на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия, казенные предприятия субъектов РФ, учреждения). В этом случае к владению, пользованию и распоряжению государственным (муниципальным) имуществом подключаются вполне самостоятельные звенья в виде юридических лиц, выступающих в гражданском обороте не от имени собственника имущества, а от своего собственного имени и наделенных на закрепленное за ними имущество относительно самостоятельным вещным правом.
Средства соответствующего бюджета
и иное государственное имущество,
не закрепленное за государственными
предприятиями и учреждениями, составляют
государственную казну
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.
Находящееся в собственности Российской
Федерации федеральное
Информация о работе Право собственности на природные ресурсы