Право собственности в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 00:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить и кратко охарактеризовать право собственности в римском праве классического периода.
Для достижения данной цели я поставил следующие задачи:
изучить понятие права собственности и его формы;
охарактеризовать приобретение и утрату права частной собственности;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……….3
1. Понятие права собственности……………………………………………4
1.1. Понятие и классификация собственности …………………………….4
1.2. Порядок отчуждения……………………………………………………6
1.3. Вещи, изъятые из оборота………………………………………………7
2. Приобретение и утрата права частной собственности……………......9
2.1. Производное приобретение………………………………………….....9
2.2. Первоначальное приобретение………………………………………..11
2.3. Утрата права собственности..................................................................11
3. Ограничения собственности ……………..…………………………….12
4. Защита права собственности …………….……………………………..16
Заключение 18
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

курсовая .docx

— 62.58 Кб (Скачать файл)

Кроме названных  выше примеров вещей, изъятых из оборота, к этой категории относились также: res divini iuris — вещи, предназначенные служить религиозным целям (храмы, жертвенники) или вообще признаваемые священными (городские стены, могилы и др.); res publicae — государственные вещи, предназначенные служить государственным целям (например, крепости, тюрьмы и т.д.), в том числе и такие, на которые установлено общественное пользование, usus publicus: публичные дороги, публичные реки, театры и т.п.

Res publicae не только не состояли в собственности граждан; они не предмет частной собственности и Римского государства или римской общины. Публичные вещи были изъяты из частной собственности и из частного оборота. Это сказывалось, между прочим, в том, что если римский магистрат сдавал такую публичную вещь в аренду, отношение рассматривалось не как сделка частного права, а как административное распоряжение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Приобретение и утрата  права частной собственности

 

Факты, с наступлением которых лицо приобретает право  собственности, называются способами приобретения права собственности (modus acquirendi), а те юридические факты (в особенности сделки), которые служат основанием для приобретения права собственности, называются титулом приобретения (titulus acquirendi).

Способы приобретения права собственности делятся  на первоначальные и производные. Первоначальным называется такой способ приобретения, при котором право приобретателя  устанавливается независимо от предыдущего  права на данную вещь. К этой категории  относятся прежде всего такие  способы приобретения, с помощью  которых приобретается вещь, никому не принадлежащая (захват бесхозяйных  вещей), а затем и такие, когда  у приобретаемой вещи есть собственник, но право приобретателя возникает  совершенно независимо от этого предыдущего  права (приобретения по давности владения).

При производном  способе приобретения право приобретателя  основывается на праве предшествующего  собственника, выводится из его права.

Практическое  значение различия первоначальных и  производных способов приобретения вытекает из того, что, поскольку при  производном способе право передается одним собственником другому, получает применение правило: «никто не может передать другому больше прав, чем имел бы сам». При первоначальном приобретении права собственности нет «праводателя», ограниченность правомочий которого могла отразиться на содержании права приобретателя.

2.1. Производное приобретение

 

Важнейшим и  наиболее распространенным способом приобретения права собственности была передача вещи (traditio). Разумеется, не всякая передача вещи вела к переходу права собственности от одного лица к другому. Когда собственник отдавал свою вещь на хранение, в пользование, в заклад, он также совершал передачу, но в этих случаях передача не сопровождалась переходом права собственности. Переход права собственности посредством традиции имел место только тогда, когда вещь передавалась и принималась с намерением передать — получить ее в собственность. Таким образом, традицию в качестве способа приобретения права собственности можно определить как передачу одним лицом другому фактического владения вещью с целью передачи права собственности на эту вещь.

Римское право  отчетливо разграничивало обязательственный  договор об отчуждении вещи (куплю-продажу) и само отчуждение в смысле перехода права собственности (передачу вещи). Traditio, или передача вещи, также была договором, так как предполагала соглашение между передающим вещь и принимающим, но договором, имеющим вещно-правовые последствия — переход права собственности. Если в этом отношении воля передающего и воля принимающего не соответствовали одна другой, traditio не могла привести к переходу права собственности от одного лица к другому.

Сложнее обстояло дело, если по вопросу о переходе права собственности соглашение сторон достигнуто, но было разногласие  относительно цели традиции (causa). По этому вопросу в содержащихся в Дигестах отрывках из сочинений различных юристов даются различные ответы. Так, юрист Юлиан приводит такие примеры: передается земельный участок, причем передающий имеет в виду передачей участка исполнить волю завещателя, а принимающий считает основанием передачи обязательство по договору; передается денежная сумма, причем передающий преследует цель дарения, а принимающий берет деньги взаймы. Юлиан высказывается в том смысле, что это разногласие относительно цели передачи не препятствует переходу права собственности от одного лица к другому. Напротив, Ульпиан рассуждал так, что, поскольку в последнем случае нет соглашения ни о передаче в дар, ни о передаче взаймы, традиция не имеет силы.

Это разногласие  юристов сводится к тому, является ли traditio сделкой абстрактной (т.е. отвлеченной от преследуемой в конкретном случае цели, causa, и потому приводящей к переходу права собственности независимо от осуществления цели) или же сделкой каузальной (т.е. предполагающей для впей действительности осуществление цели, causa, откуда и язвание «каузальная сделка»). Юлиан стоял на точке зрения абстрактности традиции; точка зрения Юлиана может быть признана господствующей в литературе римского права.

Таким образом, traditio как способ приобретения права собственности предполагала следующие элементы: а) переход владения вещью к приобретателю по воле отчуждателя; б) так называемую легитимацию на передачу, т.е. право передающего вещь на ее отчуждение; такое право нормально принадлежит собственнику, но уполномочен на отчуждение иногда и не собственник (залоговый кредитор); в) соглашение сторон о том, что владение вещью передается для перенесения права собственности на передаваемую вещь; г) не должно быть запрещения для передающего вещь отчуждать ее (например, такое запрещение было установлено для мужа в отношении отчуждения земельного участка, полученного им в приданое за женой).

2.1. Первоначальное приобретение

 

Захват бесхозяйственной вещи (occupatiorei nullius). В римском праве существовало правило, что вещь, не изъятая из оборота, но и не имеющая собственника, поступает в собственность того, кто первый ее захватит, prime occupanti (первому захватившему), с намерением присвоить себе. Путем такого захвата можно было приобрести право собственности на вещи, которые вообще еще не имели собственника (дикие животные, рыбы в реке и т.п.), а также на вещи, брошенные собственником (т.е. вещи, от которых собственник отказался).

Брошенные вещи не следует смешивать с вещами потерянными и спрятанными. В  каком случае надо признать вещь брошенной, в каком — потерянной или спрятанной, решается на основании всей обстановки каждого случая. Если лицо находит  какую-нибудь ветошь, старые тряпки и  т.п., оно вправе считать найденные  вещи выброшенными; если же оно замечает какую-то более или менее ценную вещь, нет основания пред-полагать.что  вещь выброшена собственником, скорее можно считать, что вещь потеряна. Если лицо, нашедшее потерянную вещь, захватит ее себе, это приравнивалось по римскому праву к краже. Нашедший вещь обязан был принять меры к отысканию  ее собственника. Все расходы, связанные  с хранением вещи и отысканием собственника, нашедший вправе был  переложить на последнего, но специального вознаграждения за находку римское  право не предусматривало.

Спрятанные  вещи вообще продолжали находиться в  собственности того лица, которому они принадлежали до этого. Но если вещи спрятаны так давно, что установить и отыскать их собственника невозможно, они признавались кладом (thesaurus). В древнем римском праве клад рассматривался как составная часть вещи, в которой он спрятан (обычно земли), а потому принадлежал ее собственнику. Начиная со II в. н. э. для поощрения отыскания кладов (и следовательно, включения спрятанных имуществ в оборот) клад стал признаваться принадлежащим в половине собственнику земли, в которой клад открыт, и в другой половине — лицу, открывшему клад.

2.3. Утрата права  собственности

Право собственности утрачивается: а) если вещь погибает физически (например сломана или разбита) либо юридически (изымается из оборота) ; б) если собственник  отказывается от своего права (будет  ли это сопровождаться передачей  права другому лицу или без  такой передачи, например собственник  просто выбрасывает свою вещь); в) если собственник лишается права помимо своей воли (вследствие конфискации  вещи, приобретения права собственности  на нее другим лицом в силу давностного  владения.

  1. Ограничения собственности

 

 

 Понятие ограничения собственности относится к правомочиям собственника и не затрагивает сущность института: понятие собственности не принимает идею ограничения. Отдельные правомочия собственника могут быть ограничены по закону или по воле самого собственника. В обоих случаях ограничение исходит из идеи собственности как наиболее полного права на вещь и может рассматриваться как дополнительное определение собственности. Если законодательное ограничение умаляет всевластие отдельного собственника, оно тем не менее нацелено на совершенствование отношений собственности в целом и устанавливается в интересах всех собственников. Ограничения, установленные по инициативе собственников как частных лиц (сервитуты), сами по себе предполагают, что прежде в этом отношении никаких ограничений не существовало.

По содержанию ограничения заключаются либо в  обязанности воздержаться от определенных действий (in non faciendo) - негативные ограничения, либо в обязанности терпеть действия других лиц (in patiendo) - позитивные ограничения. Обязать собственника к положительным действиям (in faciendo) нельзя, так как личная обязанность может зависеть от вещи (obligatio propter rem) лишь в том случае, если кредитор имеет на вещь права, сопоставимые с правами собственника. Необходимость ограничений вызывается объективной зависимостью других лиц от чужой вещи как части внешнего мира: при невозможности воздействовать на такую вещь, они должны быть по крайней мере гарантированы от негативных действий со стороны собственника и помех со стороны вещи, то есть иметь возможность удовлетворить негативный интерес в отношении вещи - как если бы она вообще не существовала. Удовлетворение же положительного интереса к вещи может быть гарантировано лишь при наличии у третьих лиц вещного права, что - при нормативном воплощении - отрицало бы исключительность собственника и само право собственности.

Положительные обязанности (in faciendo) лица в качестве собственника (obligatio propter rem) римскому праву неизвестны: все подобные отношения представляют собой личные обязательства собственника, обеспеченные реальной гарантией - когда кредитор имеет специальное вещное право. Факты конфискации заброшенной и необрабатываемой собственником земли (aerarium facere) no решению цензоров представляют собой пример личной санкции и подобны запрету расточителю распоряжаться своим имуществом. Прямое принуждение собственника к совершению положительных действий римскому праву неизвестно. Мы уже видели, что римские власти не могли не только конфисковать, но и выкупить участок против воли собственника. Собственность была свободна и от такого публичного ограничения, как налог. С установлением всеобщей податной системы в постклассическую эпоху участились случаи продажи земельных участков и даже отказа от них. Тогда императорская канцелярия стала в принудительном порядке передавать брошенные участки и ожидаемые с них повинности местным общинам (в лице сословия декурионов) или собственникам соседних участков.

Публичная власть может принудить собственника к  положительным действиям только вне рамок гражданского права. Налог  является выражением суверенитета государства  и связан с преобладанием непрямых форм народовластия; он устанавливается  по воле общества собственников и  в его интересах. Разрыв взаимозависимости  законодательной и исполнительной власти в вопросе налогообложения  создает возможность для неправового  ограничения собственности; в этом случае возникает конфликт между  гражданским обществом и государством, которое косвенным образом подрывает  саму основу своего существования.

Естественные  ограничения собственности выражают (и снимают) противоречие между частным  присвоением материального мира и общественной природой человеческого  бытия и являются необходимым  свойством собственности на уровне определения - как одной из форм социальных отношений, как права. Непосредственную зависимость собственника от других членов общества выявляют права по соседству (iura vicinitatis).

Природа недвижимых вещей такова, что их качество и ценность в большей мере зависят от окружающего их пространства, чем от них самих. В сферу интереса собственника входит и место расположения недвижимости, ее близость к экономическим и культурным объектам, связь с транспортной сетью, свойства природной среды, наличие источников воды, зеленых массивов, чистота воздуха и т. п. Между тем сфера его власти отмечена границами участка. Если нежелательные изменения среды проживания происходят по естественным причинам, собственнику не на кого жаловаться. Но если ущерб вызван деятельностью соседей - свободных в пределах границ их имений - встает вопрос о согласовании интересов собственников. Сток дождевой воды с верхнего участка на нижний оставляет пострадавшего беззащитным, но если собственник намеренно отводит дождевую воду со своего участка на участок соседа, он будет отвечать по actio aquae pluviae arcendae (иск об удержании дождевой воды) за нанесенный ущерб.

Сходным правилам подчиняется защита от любого нежелательного эффекта деятельности соседа: проникновения  запахов, дыма, звуков, света, камнепадов и проч. - посредством негаторного  иска (actio negatoria). Согласование интересов по соседству принимает за основу принцип собственности: если производственная деятельность оказывает материальное воздействие на соседнее имение (in alienum immittere, in alienum facere), собственник может требовать ее прекращения. Однако он обязан терпеть нежелательный эффект деятельности соседа, необходимой для самого его существования. Скажем, проникновение дыма на соседний участок не может быть остановлено, если источником дыма является отопительная система, действующая в зимний сезон.

Информация о работе Право собственности в римском праве