Право собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником.

Содержание работы

1. Понятие и содержание права собственности.
2. Право собственности физических и юридических лиц.
3. Права государственной и муниципальной собственности.
4. Защита права собственности
5. Список используемой литературы
6. Задача.

Файлы: 1 файл

К.Р. Правоведение.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

В рамках действующих законов и других нормативных актов органы, осуществляющие управление, распоряжение и пользование государственной собственностью выполняют весьма важные функции. Они управляют пакетом государственных акций в соответствии с государственной дивидендной политикой и порядком регулирования курсовой стоимости акций государственных (или со смешанной собственностью) предприятий, вырабатывают и реализуют стратегию управления развитием государственного предпринимательства, формируют государственные целевые программы, планы и госзаказы.

Управление государственной собственностью означает, прежде всего, управление процессом  ее эффективного использования, а также  ее воспроизводства в необходимом  масштабе и качестве.

В Конституции РФ вопросы  собственности затрагиваются в  ст.8, 34 - 36, 71, 72, 114, 130. Преимущественно это касается гарантий прав собственника. Непосредственно государственной собственности посвящены статьи о равенстве всех форм собственности, об управлении федеральной собственностью как предмете исключительного ведения РФ, разграничении государственной собственности как предмете совместного ведения РФ и субъектов РФ.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственная собственность  в России неоднородна. Выделяются два  ее уровня - федеральная собственность  и государственная собственность субъектов Федерации. Государственное имущество может быть закреплено за государственными предприятиями и учреждениями в хозяйственное ведение и оперативное управление (ст.294, 296 ГК РФ), а также составлять государственную казну. Согласно статьям 124, 125 ГК РФ Российская Федерация и субъекты РФ в лице органов государственной власти выступают в гражданских отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В соответствии со статьями 71 - 73 Конституции РФ на федеральном уровне решаются вопросы управления федеральной собственностью, а управление государственной собственностью субъекта РФ составляет предмет ведения субъекта РФ.

В законодательстве содержатся различные подходы к определению  управления государственной собственностью. Так, под управлением государственной собственностью понимается деятельность государственных органов, участие субъектов РФ в гражданско-правовых отношениях, осуществление правомочий владения, пользования и распоряжения в отношении объектов государственной собственности.

Законодательство субъектов  РФ определяет круг отношений, регулируемых законами об управлении государственной  собственностью (как правило, исключаются  из предмета регулирования бюджетные  отношения, отношения, связанные с  использованием памятников истории и культуры, природными ресурсами), и круг объектов государственной собственности, называет государственные органы, полномочные ею управлять, описывает формы управления собственностью и общий порядок ведения ее реестров.

Государственная собственность играет важнейшую роль в функционировании государства, обеспечении экономической стабильности и позволяет ему выполнять свои социальные функции: - государственная собственность создает материальные предпосылки для обеспечения устойчивого воспроизводства общественного капитала. Это становится возможным потому, что государству, как правило, принадлежат отрасли и сферы экономики, имеющие общенациональное значение, ключевые отрасли производственной инфраструктуры. Государство нередко является собственником важнейших природных ресурсов, интеллектуальных и историко-культурных ценностей. Оно финансирует фундаментальную науку, разработку и внедрение высоких технологий, ему принадлежит значительная часть информационной продукции и т.д.;

- она позволяет государству быть самостоятельным элементом в экономических правоотношениях с другими субъектами собственности внутри страны и за рубежом, является гарантом многих международных и внутренних договоров и соглашений, межгосударственного залогового права;

- государственная собственность  обеспечивает функционирование  капиталоемких отраслей, производств  и сфер экономики, имеющих высокий  уровень обобществления и требующих  таких капиталовложений, которые  не под силу частному капиталу (космическая промышленность, современная информационная связь, экономическая безопасность и т.д.);

- государство создает  благоприятные условия для развития  частного предпринимательства, принимая  на себя долю издержек в  тех сферах деятельности, которые  не выгодны последнему.

- государственная собственность обеспечивает функционирование некоммерческой социальной сферы и производство общественных благ; национальную безопасность;

- она позволяет сглаживать  удары кризисов, мобилизуя ресурсы  на быстрейший выход из них  путем снижения налогообложения и использования государственных резервных фондов, осуществляя интервенцию закупок товара, помогая ускорять освоение высших технологий, национализируя собственность обанкротившихся предприятий.

 

Статья 215. Право муниципальной  собственности

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

Муниципальная собственность, наряду с государственной и частной, является одной их основных форм собственности. В России такое положение законодательно закреплено в Конституции (п. 2 ст. 9). Согласно Конституции субъектами права муниципальной формы собственности являются муниципальные образования. Органы самоуправления на местах осуществляют от их имени права по пользованию, владению и распоряжению данной собственностью.

Муниципальная собственность  находится в ведении административно-территориальных  образований: городов, районов, поселков и т.п. Объектами собственности  выступает имущество органов  местного управления, жилищные фонды, нежилые помещения, средства местных бюджетов, внебюджетные фонды, производственные предприятия, сфера обслуживания, учреждения культуры, образования, здравоохранения и т.д.

Имущество муниципальной  собственности закреплено в значительной части за муниципальными предприятиями или передается в ведения муниципальных учреждений. В случае передачи имущества в ведение предприятия получают право самостоятельного управления полученным имуществом (вещное право – право хозведения). Учреждения же получают право оперативного управления на закрепленное на их счет имущество.

Муниципальная собственность  с начало своего существования отличается наиболее близкой к населению  организацией, поскольку своими средствами и возможностями она служит для удовлетворения потребностей и нужд населения.

Исторически муниципальная  собственность расширяет свой состав и усложняет структуру управления. Изначально в ее состав входили лишь учреждения здравоохранения, образования, соцобеспечения, пути сообщения, но с развитием общества и техники к перечисленным образованиями прибавились водопровод, электрогазоснабжение, канализация, транспорт, жилой фонд и нежилой фонд и т. д. При этом постоянно увеличивается и объем данного вида собственности, совершенствуется структура и управленческий состав (постоянно требуются все более квалифицированные специалисты по эксплуатации).

Исторически муниципальная  собственность возникла как самостоятельный  вид собственности, но развивалась  под давлением государственных  структур, в определенной степени им подчиняясь. Однако в последние годы появилась устойчивая противоположная тенденция постепенного высвобождения муниципальной собственности из подчинения государству и перехода ее в ведение органов местного управления.

От государственной формы собственности муниципальная отличается следующей особенностью: ее эксплуатация характеризуется преследованием довольно узких целей по улучшению условий жизни местных жителей, благоустройству территорий населенных пунктов. Государственная же собственность стремится к удовлетворению потребностей всех граждан, независимо от места их жительства.

Муниципальное право  собственности на земельный участок  подразумевает правомочия владения, распоряжения и пользования участком земли, который принадлежит муниципальному образованию. К объектам такого права относятся земельные участки, которые были переданы РФ или ее субъектам в муниципальную собственность или считающиеся таковыми на основании федеральных законов. Право владения землей должно подкреплять свидетельство о собственности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Защита права собственности

 

Если право собственности  нарушается или может быть нарушено, то собственник вправе прибегнуть к  защите своего права. Право собственности  может быть нарушено двумя способами; либо собственника лишают его имущества, и он не может владеть им, пользоваться и распоряжаться; либо, хотя собственник и не лишен фактического владения своим имуществом, ему мешают пользоваться им и распоряжаться.

В первом случае собственник  предъявляет к нарушителю виндикационный иск – об изъятии своего имущества из чужого владения. Во втором случае собственник предъявляет к нарушителю негаторный иск – об устранении незаконных препятствий в пользовании и распоряжении своим имуществом.

Виндикационный иск (ст.301 ГК РФ) гласит, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Далее ст.302 ГК РФ устанавливает, что при предъявлении виндикационного иска, прежде всего, устанавливается, является ли новый приобретатель (владелец) имущества добросовестным или недобросовестным. Добросовестным является приобретатель, который не знал и не мог знать, что имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать. Напротив, если приобретатель знал или должен был предполагать, что отчуждатель не является собственником имущества и не имеет иных правомочий на передачу ему имущества собственника, то он считается недобросовестным.

От недобросовестного  приобретателя собственник вправе истребовать имущество всегда, во всех случаях.

Что касается добросовестного приобретателя, то собственник вправе истребовать от него и получить назад свое имущество в следующих двух случаях:

1) если имущество было  приобретено этим лицом безвозмездно (например: подарено ему);

2) если имущество было  утеряно собственником или лицом, которому собственник передал это имущество во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Однако это общее  правило не распространяется на такое  имущество, как деньги и ценные бумаги на предъявителя, п.3 ст.302 указывает, что деньги и ценные бумаги на предъявителя не могут быть истребованы от добросовестного приобретателя.

Если собственнику причинен ущерб преступлением, то этот ущерб  по решению суда возмещается государством. Защита права собственности осуществляется народным судом, арбитражным судом или третейским судом. Право на защиту своих вещных прав имеют также лица, хотя и не являющиеся собственником, но владеющие имуществом на праве хозяйственного ведения, оперативного управления, или как доверительный управляющий, или по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Эти лица имеют право на защиту своего владения против любого лица, в том числе против собственника.

Негаторный иск –  это иск владеющего вещью собственника к третьему лицу об устранении препятствий, мешающих нормальному осуществлению права собственности (ст.304 ГК РФ): "Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения".

Если при виндикации истец в момент предъявления иска не владеет вещью, которая находится в незаконном владении ответчика, то при негатроном иске истец владеет вещью, однако ответчик своим противоправным поведением мешает истцу нормально осуществлять свое право собственности.

Требование истца может  быть направлено не только на запрещение ответчику своим противоправным поведением мешать нормальному осуществлению  права собственности, но и на устранение последствий правонарушения, т.е. может  требовать возмещения убытков. На этот иск не распространяется действие исковой давности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Гражданское право:  учебник: в 3-х т. / под ред.  А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.–  М., 2008.

2. Гражданский кодекс

3. Конституция РФ.

       4. Консультант Плюс, 1992-2013

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача.

Приказом руководства  предприятий городского транспорта по согласованию с соответствующим  выборным профсоюзом водители и кондукторы автобусов, троллейбусов и трамваев переводились на режим, согласно которому продолжительность их рабочей смены делилась на две части и соответственно устанавливалась необходимость двух выходов на работу в течение смены. Часть работников обратилась в органы прокуратуры с просьбой опротестовать этот приказ.

Основаны ли требования работников?

Возможен ли соответствующий режим работы?

Каковы условия  его введения? На основании чего?

 

Ответ:

Режим рабочего времени  должен предусматривать (статья 100 ТК РФ):

• продолжительность  рабочей недели (пятидневная с  двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику); 
• работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников; 
• продолжительность ежедневной работы (смены);

• время начала и окончания работы;

• время перерывов  в работе;

• число смен в сутки;

Информация о работе Право собственности