Право социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

1. Система государственного пенсионного обеспечения.
2. Пособие по временной нетрудоспособности.
3. Определите размер трудовой пенсии по инвалидности, если
сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии, — 40000 рублей, отношение нормативной продолжительности страхового стажа — 0,7, сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии, — 56 000 рублей.

Файлы: 1 файл

право социального обеспецения контр.работа.docx

— 38.83 Кб (Скачать файл)

 

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

 

К О Н Т Р О Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А

 

 

По дисциплине: Право социального обеспечения

 

 

 

Вариант № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент  5 курса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариант I

1. Система государственного  пенсионного обеспечения.

2. Пособие по  временной нетрудоспособности.

3. Определите размер  трудовой пенсии по инвалидности, если

сумма расчетного пенсионного  капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается страховая часть трудовой пенсии, — 40000 рублей, отношение нормативной продолжительности страхового стажа — 0,7, сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается накопительная часть трудовой пенсии, — 56 000 рублей. Заявитель имеет ограничения способности к трудовой деятельности II степени. Возраст заявителя 35 лет.

4. Семенова А.  Л. обратилась за предоставлением  пособия по

беременности и  родам. Работодатель отказался предоставить заявительнице пособие по беременности и родам, так как Семенова А. Л. проработала в этой организации один месяц, в течение которого получала пособие по временной нетрудоспособности. Отсутствие заработка, по мнению работодателя, не позволяет предоставить пособие по временной нетрудоспособности. Имеет ли Семенова Л. П. право на пособие по беременности и родам? Подготовьте правовое заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Система государственного  пенсионного обеспечения.  

 

Пенсионная  система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

В основу современной системы государственного пенсионного обеспечения России положен так называемый «договор поколений» Основным Законом РФ является Конституция РФ, многие положения которой лежат в основе российского пенсионного законодательства. Так, статья 7 Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Кроме того, в статье 39 Конституции  РФ прямо указано, что каждому  гарантируется социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом. Государственные пенсии и  социальные пособия устанавливаются  законом.

Положения Конституции являются основополагающими, и на их основе создаются  все законодательные акты, в том  числе и касающиеся пенсионного  обеспечения граждан РФ.

Также имеются федеральные  законы, лежащие в основе, а также  дополняющие и уточняющие положения  Закона о трудовых пенсиях. Это Федеральный  закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", Федеральный  закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и некоторые другие. Также принимаются постановления Правительства РФ по данному вопросу.

Вторая часть пункта 1 статьи 1 Закона устанавливает норму  о том, что изменение условий  и норм установления, а также порядка  выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений  и дополнений в настоящий Федеральный  закон. Эта установка является общей  для всех издаваемых и действующих  федеральных законов в РФ и  означает, что Правительством не должно создаваться нагромождение законов, регулирующих, в частности, пенсионное обеспечение, а должны вносится поправки, изменения и дополнения в один существующий Закон, что призвано упорядочить нормотворческую деятельность и упростить применение и неукоснительное исполнение Закона.

Так, Федеральными законами от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 01.11.2007 N 244-ФЗ, от 01.12.2007 N 312-ФЗ вносились изменения и дополнения в ст. ст. 14 - 15 Федерального закона "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации", касающиеся размеров пенсии по старости и инвалидности. Это связано с  изменением уровня инфляции и направлено на улучшение материального положения  пенсионеров.

Пункт 4 статьи 15 Конституции  РФ гласит: "Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным  договором Российской Федерации  установлены иные правила, чем предусмотренные  законом, то применяются правила  международного договора". Эта же норма установлена п. 2 статьи 1 Закона. Она закрепляет положение о том, что в случае несоответствия норм Закона о трудовых пенсиях и действующих  международных договоров РФ должны применяться нормы соответствующего международного договора РФ в области  пенсионного обеспечения.

Право граждан на социальное обеспечение и достойный уровень  жизни закреплено во многих международных  договорах. Так, ст. 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей  сессии Генеральной Ассамблеи ООН  Резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г., гласит, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства. Статья 25 того же международного документа устанавливает право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

Международные соглашения в  области пенсионного обеспечения  заключены между государствами - бывшими союзными республиками.

Так, 13 марта 1992 года в Москве заключено Соглашение о гарантиях  прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, которое заключено между Россией, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Молдовой, Таджикистаном, Туркменией, Узбекистаном и Украиной и подписано  представителями правительств указанных  государств. Данное Соглашение заключено "исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного  обеспечения", на основании того, "что каждое государство-участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение  своих граждан, признавая, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения, признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения".

В соответствии с указанным  международным документом, "пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного  обеспечения по Соглашению, несет  государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними  соглашениями. Государства-участники  Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан  государств-участников Соглашения учитывается  трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также  на территории бывшего СССР за время  до вступления в силу Соглашения.

Кроме того, в настоящее  время в РФ действует ряд международных  договоров, касающихся вопросов пенсионного  обеспечения, заключенных как Правительством Советского Союза во время его  существования, в отношении которых  Россия выступает как правопреемник  СССР, так и Правительством России. Это Соглашение между СССР и Чехословацкой  Республикой о социальном обеспечении  от 2 декабря 1959 г., Соглашение между  СССР и Румынской Народной Республикой  о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 декабря 1960 г., Соглашение между СССР и Венгерской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 20 декабря 1962 г., Соглашение между СССР и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г., Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о гарантиях пенсионных прав жителей города Байконур Республики Казахстан от 27 апреля 1996 г., Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 г. и некоторые другие аналогичные документы. Все вышеперечисленные Соглашения и Договоры ратифицированы и являются действующими. При этом Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджана о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное 5 ноября 1999 г. в г. Баку, до настоящего времени не ратифицировано Россией, соответственно, не вступило в силу и не является действующим.

Пункт 3 статьи 1 Закона является императивным, то есть прямо устанавливает, что Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан  РФ на трудовые пенсии и условия  установления указанных пенсий отдельным  категориям граждан. Это означает, что  Правительство как орган исполнительной власти наделено полномочиями разрабатывать  и устанавливать саму процедуру  реализации гражданами их пенсионных прав, но не изменять установленные  законом права материального  характера. Правительством не может  быть изменен размер и условия  назначения пенсий, порядок исчисления страхового стажа, порядок назначения и выплаты пенсий, к примеру, по инвалидности или потере кормильца и т.д. При этом в Законе имеются прямые указания на то, какие вопросы пенсионного обеспечения устанавливаются Правительством РФ. Так, п. 6 ст. 17 Закона гласит, что коэффициент индексации и ее периодичность определяются Правительством РФ. В соответствии с п. 3 ст. 24 Закона установлено, что порядок выплаты трудовых пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории РФ, устанавливается Правительством РФ, а нормами п. 2 ст. 27 и п. 3 ст. 28 Закона предусмотрено, что Правительство РФ разрабатывает и утверждает списки работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых устанавливается досрочно назначаемая трудовая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы и назначения названных пенсий. К компетенции Правительства РФ Законом отнесено и решение некоторых других вопросов.

Правительство РФ является органом исполнительной власти и  имеет право вносить на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ проекты законов, в частности  Закона о Трудовых пенсиях с соответствующими изменениями и дополнениями.

Также к компетенции Правительства  РФ Закон отнес право определять порядок издания соответствующих  разъяснений, направленных на единообразное  применение комментируемого Закона. Это положение является новеллой, как пенсионного законодательства, так и законодательства в других сферах. Ранее издание разъяснений к законам не практиковалось, и введение новой нормы связано с тем, что реформа пенсионного законодательства готовилась в рекордно короткие сроки и многие ее положения, естественно, требовали более подробных разъяснений. Такой актуальный вопрос, как пенсионное обеспечение, должен быть ясен и понятен не только юристам, работникам пенсионной сферы, но и всем без исключения гражданам России.

В соответствии с п. 4 статьи 1 Закона порядок установления и  порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Законом  РФ "О пенсионном обеспечении  лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной  службе, учреждениях и органах  уголовно-исполнительной системы, и  их семей".

На основании данного  пункта можно сделать соответственный  вывод о существовании двух видов  пенсий - трудовых и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Финансирование трудовых пенсий происходит за счет страхователей, то есть работодателей в результате отчисления ими единого социального  налога и взносов обязательного  пенсионного страхования. Финансирование же государственного пенсионного обеспечения  производится из средств федерального бюджета государственным служащим различных категорий, военнослужащим, работникам органов внутренних дел, прокуратуры, налоговой полиции, таможни  и т.д.

По мнению некоторых ученых, юристов, классификация пенсий на трудовые и по государственному пенсионному обеспечению является неверной. Однако, различие, как уже было сказано выше, только в источнике финансирования. Гражданин, прослуживший 20 и более лет в Советской, а затем в Российской Армии, в органах внутренних дел, в учреждениях исправительной системы и т.д., честно выполнял свой долг перед Родиной и при достижении пенсионного возраста получил право на пенсионное обеспечение. И не важно, что на него не отчислялись пенсионные страховые взносы в Пенсионный фонд. Он будет получать положенную ему пенсию из государственного бюджета, хотя его пенсия и не будет называться трудовой. Это никак не умаляет его заслуг, и уважение к нему в обществе от этого меньше не станет.

Информация о работе Право социального обеспечения