Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 11:16, курсовая работа
Правоохранительные органы – одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Предметом дисциплины являются сведения о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, также о некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать в такого рода деятельности.
Введение …………………………………………………………………………….3
1.Правоохранительные органы РФ - основные положения ….............................. 4
1.1. Понятие, основные черты и задачи правоохранительных органов ………...4
1.2. Функции правоохранительных органов ……………………………………... 9
1.3. Основные направления деятельности ……………………………………….14
2. Судебная власть ………………………………………………………………... 17
3. Понятие правосудия …………………………………………………………… 26
Заключение …………………………………………………………………………30
Список использованной литературы ……………………………………………. 31
1.2. Функции правоохранительных органов.
Известно, что многие государства,
например США, Англия, Франция, придерживаются
принципа разделения властей: законодательной,
исполнительной, судебной. Суть такого
принципа состоит в независимости
этих властей друг от друга, обеспеченной
системой “противовесов” и процедур,
которые повышают их ответственность,
максимально сокращают
- конституционного контроля;
- отправления правосудия;
- прокурорского надзора;
- расследования преступлений;
- оперативно-розыскной;
- исполнения судебных решений;
- оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждения преступлений и иных правонарушений.
_________________________
См1: Беленков Р.А Правоохранительные органы, Приор, 2010.с.115
В совокупности эти функции
характеризуют распределение
От наличия или отсутствия
функции зависит наличие или
отсутствие соответствующего правоохранительного
органа. Ниже будет дана подробная
характеристика всех правоохранительных
органов. Здесь же рассмотрим только
некоторые общие вопросы
Наиболее тесно связаны
между собой функции, осуществляемые
по уголовным делам: оперативно-розыскная,
расследования, обвинения и прокурорского
надзора, защиты и правосудия. Эти
функции по конкретному уголовному
делу могут следовать одна за другой,
могут реализовываться
Некоторые одноименные функции
выполняются различными правоохранительными
органами при разграничении их подведомственности,
подследственности или
Функция предупреждения преступлений
и иных правонарушений занимает особое
место. Среди правоохранительных органов
нет такого, который был бы специально
создан для ее реализации. Данную функцию
обязаны выполнять по существу все
без исключения правоохранительные
органы. Депо в том, что осуществление
любой другой функции так или
иначе в конечном счете служит
предупреждению преступлений и иных
правонарушений. Но это не исключает
а наоборот, предполагает целенаправленные
действия правоохранительных органов
для реализации этой функции наряду
с той функцией, которая является
основной. Такая обязанность прямо
записана, например, для органов, осуществляющих
функции оперативно-розыскной
Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти. Это важно подчеркнуть, поскольку в печати и иных средствах массовой информации иногда высказывается мнение о том, что судебная власть - это только Конституционный Суд. Такая трактовка субъектов судебной власти противоречит главе VII Конституции Российской Федерации о судебной власти (ст. 118 и 128).
Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций. Оно состоит в том, что суды при отправлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение. Такое высокое и независимое положение судов, которое теперь, по общему правилу, не является пустой декларацией, дало повод для предложений не относить суды к правоохранительным органам. Сторонники такого подхода упускают из вида по крайней мере два существенных обстоятельства. Во-первых, отнесение того или иного органа к числу правоохранительных не означает ни лишения его независимости, ни подчинения другим правоохранительным органам. К примеру, отнесение органов юстиции к правоохранительным органам не должно вести и не ведет к их зависимости от органов внутренних дел и прокуратуры. Во-вторых, исключение судов из числа правоохранительных органов неизбежно приведет к отрицанию того, что они уполномочены заниматься охраной прав. Это уже совсем лишено логики и прямо противоречит Конституции РФ. Суд был и остается органом, олицетворяющим судебную власть, которая в значительно большей мере, чем другие ветви государственной власти, должна и может охранять право. Принадлежность судов к самостоятельной ветви государственной власти следовало бы рассматривать как обстоятельство, в силу которого за ними признается особый статус среди иных органов, стоящих на страже права. И данное обстоятельство никто не оспаривает.
В то же время нельзя отрицать, что суды, как органы одной из ветвей власти занимают среди правоохранительных органов особое место. Поэтому вряд ли было верно включать председателей судов в число членов комитетов по усилению борьбы с преступностью, которые были созданы в 1989г., по решению Верховного совета СССР в районах, городах, областях (краях), республиках и СССР в целом. Сомнительно также оставление открытым по существу того же вопроса в ст. 8 Федерального закона РФ “О прокуратуре Российской Федерации” (председатель суда входит в состав координационного совещания при прокуратуре). По нашему мнению, председатель суда (от районного до Верховного) может приглашаться на координационные совещания при прокуроре только в качестве наблюдателя1.
_________________________
См1: Федеральный конституционный закон об Арбитражных судах в Российской Федерации // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.
Решения этого совещания при прокуроре не могут быть обязательны для суда не только по отдельным делам или по отдельным категориям дел, но и по более общим вопросам правовой политики. Для него во всех случаях обязательны только указания закона, который применяется в результате судебного разбирательства.
Каждой функции соответствуют
наиболее целесообразные, выработанные
опытом и закрепленные в законе средства
и процедуры реализации, которые
предоставляются - в зависимости
от содержания функции - тем или иным
правоохранительным органам. Исходя именно
из этих положений, была построена правоохранительная
система в дореволюционной
В настоящее время уже
проведены и разрабатываются
меры по разукрупнению ведомств по
обеспечению общественного
Следственный аппарат
в настоящее время
1.3. Основные направления деятельности
От функций необходимо
отличать основные направления деятельности
правоохранительных органов. Эти категории
находятся в разных плоскостях и
взаимно дополняют общую
Прежде чем рассмотреть
эти основные направления, необходимо
уяснить, участвуют ли правоохранительные
органы в политике, и если участвуют,
в чем это участие заключается.
Данный вопрос возникает в связи
с тем, что в последние годы
много говорится о
Исходя из сказанного следует, что правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп.
_________________________
См1:Божьев В.П. Правоохранительные органы РФ, Спарк, М 2011.с.65-66.
Но это вовсе не означает,
что они не должны принимать участие
в осуществлении правовой политики
государства, которая в настоящее
время определяется Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, другими
законами и иными нормативными актами,
принятыми в установленном
- принятия новых федеральных
законов, других законов и
- совершенствования системы
и деятельности
- установления принципиальных,
исходных положений устройства,
организации и деятельности
- взаимодействия
- определения новых юридических
и научно-технических средств,
методов и приемов
- возложения обязанности
оказывать содействие
- развития финансовой
и иной материально-
Таковы основные направления организации и деятельности правоохранительных органов, которые детализируются в различных системах правовой политики государства (гражданско-правовой, уголовно-правовой, административно-правовой, процессуальной и др.) в переходный от тоталитаризма к демократии период, к сожалению, воспринятый многими гражданами как обретение неограниченной свободы действий, включая игнорирование законов, определяющих рамки законопослушного поведения.
2. Судебная власть
Судебная власть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как “право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Анализируя понятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебной власти к суду как государственному органу… властью является то, что данный орган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но не исполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть” следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а как право, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенные действия и само выполнение этих действий”