Правовая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 08:34, контрольная работа

Описание работы

Основы современной судебной системы Франции были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) - решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).

Содержание работы

Введение 3
Правовая система Франции 5
Заключение 12
Список использованных источников 14

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 30.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение                                                                                                                  3

Правовая система Франции                                                                                   5

Заключение                                                                                                            12

Список  использованных источников                                                                  14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основы  современной судебной системы Франции  были заложены в 1958 г. при установлении режима Пятой республики, когда правительство на основе переходных положений (ст. 91 конституции) провело ряд реформ в области судоустройства и судопроизводства. Французское правосудие основывается на нескольких принципах: коллегиальность (с некоторыми исключениями) - решение принимается несколькими судьями; профессионализм (за некоторыми исключениями, в частности, когда участвуют присяжные); независимость, которая обеспечивается рядом гарантий (несменяемость не распространяется на магистратов административной юстиции).

Закон 1977 г. установил принцип бесплатности правосудия: расходы при его осуществлении возлагаются на государство при рассмотрении гражданских и административных дел. Это правило не распространяется на уголовную юстицию: считается нормальным, что при ее осуществлении осужденное лицо несет расходы в отношении причиненного ущерба обществу и отдельным лицам. Еще один принцип -равенство перед правосудием и нейтральность судей, публичное рассмотрение дела (за некоторыми исключениями) и возможность двойного рассмотрения дела, т.е. в первой и апелляционной инстанциях, за некоторыми исключениями.

По общему правилу (за исключением судов присяжных) уголовные и гражданские суды находятся в одном судебном учреждении. Судебная система

Франции многоступенчата, и ее можно разделить  на две ветви -собственно судебную систему и систему административных судов.

В мире существуют две основные модели организации  расследования преступлений: французская  и англо-американская. Во Франции  расследованием преступлений занимаются следственные суды, а также полиция  и прокуратура в зависимости  от тяжести преступного деяния. Согласно же англо-американской системе расследованием преступлений занимается исполнительная власть.

Очевидно, что в основе распределения юрисдикций между следственным судьей и прокурором, полицией лежит тщательно продуманная  концепция, опирающаяся на теорию разделения властей. Судебная власть не выполняет  обвинительных функций и не подотчетна прокурору, тогда как исполнительная власть осуществляет уголовное преследование, формулирует и поддерживает обвинение, не принимая окончательных решений  по уголовному делу.

Взаимодействуя, тип процессуальных функции оказываются разделенными уже на предварительном следствии, что и отличает состязательный уголовный процесс от инквизиционного. Вершина треугольника - следственный судья, его нижние угловые точки - обвинение и защита, равноправные стороны, полемика которых приводит в конечном счете к принятию законных и справедливых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовая система Франции

 

Современная правовая система Франции в своих  основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революци спублики до Второй мировой войны, так и во времена Четвертой республики с 1946 по 1958 крупнейшие партии (исключение составляла лишь Французская коммунистическая партия - ФКП) являлись широкими, внутренне неоднородными коалициями. Они объединялись вокруг авторитетных политиков и представляли интересы местных и региональных блоков избирателей. Имелось также большое число мелких партий, особенно на правом фланге. Правительства, как правило, формировались на основе коалиции нескольких партий.

В начальный  период существования Третьей республики на первый план вышли три основные политические коалиции, или партии. Социалистическая партия была господствующей политической силой левого толка  и выступала за революционные  преобразования, в частности национализацию промышленности. На практике она делала особый упор на антиклерикализм, антимилитаризм (исключая времена Первой мировой  войны) и радикальные социальные реформы. В 1920 от Социалистической партии откололось левое крыло - Французская  коммунистическая партия, являвшаяся секцией Коммунистического Интернационала.

Центристски и умеренно настроенные левые  входили в партию радикалов и  радикал-социалистов. В ее рядах состояли люди свободных профессий, мелкие бизнесмены, интеллигенция (главным образом школьные учителя) и некоторые крестьяне.

Основные  группы консерваторов - католики, националисты, сторонники авторитарной власти и монархисты - сформировали в период с 1901 по 1939 сильную  парламентскую коалицию, названную  Демократическим альянсом. Его сторонники имели влияние в таких сельских и католических районах, как Нормандия, Бретань, а после 1918 - в Эльзасе  и Лотарингии.

После Второй мировой войны ФКП стала ведущей  политической силой левого фланга, ее престиж значительно вырос  благодаря активной роли коммунистов  в движении Сопротивления. На смену  правым партиям пришли христианско-демократическое  Народно-республиканское движение (МРП) и партия сторонников генерала де Голля - Объединение французского народа (РПФ). ФКП и РПФ представляли более трети электората. Однако они  не вступали в коалиции с другими  политическими объединениями. Остальные  партии - от социалистов на левом  крыле до «независимых» на правом - формировали нестабильные, часто  сменявшие друг друга коалиции.

Серьезный политический кризис, вызванный войной в Алжире, привел к установлению в 1958 Пятой республики во главе с  генералом Ш. де Голлем. Его сторонники сразу после утверждения новой  конституции объединились в партию Союз за новую республику (ЮНР). На первых же парламентских выборах Пятой  республики ЮНР занял ведущее  место в Национальном собрании Ардан  Ф. Франция: государственная система. М., 2004., стр.156-160.

В 1967, когда  состоялись третьи выборы Пятой республики, голлисты, партия которых была переименована  в Союз демократов за республику (ЮДР), и их союзники, партия «независимых республиканцев», получили большинство  в Национальном собрании.

В июне 1968, вслед за студенческими волнениями и всеобщей забастовкой, состоялись новые выборы. На них голлисты, выступившие  под маркой «партии порядка», одержали полную победу. На парламентских выборах 1973 голлисты с союзниками («независимыми  республиканцами» и центристами) получили только незначительное большинство  голосов. На президентских выборах 1974, последовавших после смерти президента Помпиду, голлисты не смогли выступить единым фронтом, и их официальный кандидат в первом туре выборов вышел на третье место. Во втором туре кандидат «независимых республиканцев» Валери Жискар дЭстен с небольшим перевесом победил социалиста Франсуа Миттерана.

Накануне  парламентских выборов 1978 союз левых  сил распался. В результате победу одержали правящие партии - голлисты, партия которых стала называться Объединением в поддержку Республики (ОПР), республиканцы и центристы, объединившиеся в Союз за французскую демократию (ЮДФ). Однако в 1981 левые добились успеха. На президентских выборах в мае Ф.Миттеран победил Жискар дЭстена. Последовавшие в июне парламентские выборы принесли социалистам абсолютное большинство голосов.

Следующие парламентские выборы 1986 привели  к победе правых. ОПР и ЮДФ получили незначительное большинство в Национальном собрании. Премьер-министром стал лидер голлистов Жак Ширак. Социалисты оставались самой большой единой партией. Влияние коммунистов значительно уменьшилось. На крайне правом фланге широкую поддержку получил Национальный фронт.

Период  «сосуществования» Миттерана и  Ширака значительно усилил авторитет  социалистов, и в мае 1988 Миттеран был переизбран на пост президента. На парламентских выборах в следующем  месяце социалисты опять получили большинство. Новым премьер-министром был назначен социалист Мишель Рокар.

В мае 1991 правительство Рокара ушло в отставку. Следующим премьер-министром была назначена Эдит Крессон, кабинет  которой оставался у власти до апреля 1992. На посту премьера Крессон  сменил Пьер Береговуа. В марте 1993 на новых парламентских выборах  победу вновь одержали правые партии. Новым премьер-министром стал представитель  ОПР Эдуар Балладюр. В 1995 как Балладюр, так и Ширак выставили свои кандидатуры на пост президента. В первом туре голосования Ширак опережал Балладюра, однако на первом месте оказался кандидат социалистов Лионель Жоспен. Во втором туре Ширак обошел Жоспена, набрал 52% голосов и стал пятым президентом Пятой республики. Премьер-министром был назначен представитель ОПР Ален Жюппе.

Весной 1997 Ширак воспользовался своим правом роспуска Национального собрания и  назначил внеочередные выборы, победу в которых одержали социалисты. Премьер-министром  был назначен Лионель Жоспен.

Современная правовая система Франции в своих  основных чертах сформировалась в период Великой французской революции 1789-1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799-1814 гг.). Важнейшими документами этой эпохи, предопределившими становление и дальнейшее развитие правовой системы Франции, являются Декларация прав человека и гражданина 1789 г., ряд конституционных актов периода Революции и кодификация важнейших отраслей права - 5 кодексов, подготовленных под наблюдением, а иногда и при непосредственном участии Наполеона: Гражданский кодекс 1804 г., Гражданский процессуальный кодекс 1806 г., Торговый кодекс 1807 г., Уголовно-процессуальный кодекс 1808 г. и Уголовный кодекс 1810 г.

Большинство названных актов и поныне сохраняют  свою юридическую силу: Декларация прав человека и гражданина считается  составной частью действующей Конституции  1958 г., а из 5 наполеоновских кодексов 3 (Гражданский, Торговый и Уголовный), хотя и подверглись значительным изменениям, признаются действующими, и лишь 2 кодекса заменены новыми: Уголовно-процессуальный - полностью и Гражданский процессуальный - частично.

В эпоху "старого режима", предшествовавшую буржуазной революции, важнейшую роль среди источников права играли официально издававшиеся с XVI в. собрания правовых обычаев, среди которых насчитывалось  около 700 собраний местных обычаев  и около 60 собраний "общих обычаев", действовавших на территории одной  или нескольких провинций (ведущими были "Обычаи Парижа"). Французские  правовые обычаи, записи которых сохранились начиная с V в., в свою очередь формировались под сильным влиянием римского и канонического права (главным образом на юге страны) либо обычного права древнегерманских племен (на севере страны), но со временем приобрели самостоятельный и весьма противоречивый характер, что и привело к попыткам объединить правовые обычаи в масштабе если не всей Франции, то ее больших исторических областей.

Наряду  с правовыми обычаями известную  роль среди источников права в XVII-XVIII вв. стали играть законодательные  акты, издававшиеся королевской властью. Среди них особое значение имели ордонансы, подготовленные правительством Кольбера, в том числе: о гражданском процессе (1667), об уголовном процессе (1670), о торговле (1673), а позднее и королевские ордонансы правительства дАгессо: о договорах дарения (1731), о завещаниях (1735), об урегулировании семейных имущественных споров (1747) и др. Многие положения этих актов в более или менее переработанном виде вошли в Гражданский, Торговый и другие наполеоновские кодексы, а Гражданский процессуальный кодекс 1806 г. был в значительной мере воспроизведением кольберовского Ордонанса 1667 г. Известное, хотя и значительно меньшее влияние на кодификацию оказали нормы обычного права, прежде всего собранные в "Обычаях Парижа".

Составители наполеоновских кодексов, опираясь на многовековой опыт французского права, предприняли в сфере правового  регулирования такие революционные  преобразования, которые обеспечили максимально свободное развитие капиталистических отношений. При  этом найденные ими формы изложения  правовых институтов, и прежде всего  при составлении Гражданского кодекса  1804 г., оказались в большинстве случаев настолько адекватными экономике и социальным условиям капитализма, что были воспроизведены в законодательстве многих стран Европы и других континентов либо послужили ориентирами при подготовке там соответствующих кодексов.

В современной  системе источников права центральное  место занимают Конституция Французской  Республики 1958 г., Декларация прав человека и гражданина 1789 г., а также содержащая развернутое изложение демократических прав и свобод граждан преамбула к Конституции 1946 г., вместе с Декларацией 1789 г. провозглашенная составной частью действующей Конституции страны. Среди законодательных актов, издаваемых французским Парламентом, особую роль играют органические законы, дополняющие важнейшие конституционные положения. Обычные законы - акты Парламента - регулируют либо отрасли права, либо отдельные правовые институты. К числу обычных законов относятся и кодексы, соответствующие традиционной наполеоновской схеме законодательства: гражданский, уголовный и другие, изменения в которых также производятся путем издания законов, если законодатель не предписывает иного.

Информация о работе Правовая система Франции