Правоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.
В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Содержание работы

Введение
1.Понятие судебной системы РФ
2. Суды общей компетенции (юрисдикции)
3. Верховный Суд Российской Федерации
4. Арбитражные суды Российской Федерации
5.Конституционный Суд
6. Правовой статус судей РФ
7. Подведомственность и подсудность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Понятие судебной системы РФ

2. Суды общей компетенции (юрисдикции)

3. Верховный Суд Российской Федерации

4. Арбитражные суды Российской Федерации

5.Конституционный Суд

6. Правовой статус судей РФ

7. Подведомственность и подсудность

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

В Конституции РФ существует глава  под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Конституция и федеральный конституционный  закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной деятельности – отправлением правосудия.

Цель данной работы – показать, что представляет собой судебная власть в Российской Федерации, принципы организации, систему и основные органы правосудия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие судебной системы РФ

 

Современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система  построена на основе Конституции (ст.118,125,126,127) и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и  административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать  виды судов, которые не предусмотрены  федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать  порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных  судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции  РФ, Российская Федерация устанавливает  систему федеральных органов  судебной власти, порядок их организации  и деятельности.

Субъекты РФ вправе иметь собственное  законодательство. В совместном ведении  РФ и ее субъектов находятся кадры  судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и  суды субъектов РФ.

Федеральный суд – орган государственной  власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления  правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;
  • военные и специализированные суды;
  • федеральные арбитражные суды – Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные законы предусматривают создание других судов  федерального уровня. Так, Закон об арбитражных судах предусматривает  учреждение межрегиональных арбитражных  судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Законодательством установлен исчерпывающий  перечень судов, которые могут существовать в стране. Конституция не исключает  возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие  особенностей в организации. Пока в  РФ специализированных судов не существует.

Судебная система, существующая в  настоящий момент, приобрела такой  вид с 1 января 1997 года, когда был  введен в действие «Закон о судебной системе».

Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

  • соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов Российской Федерации по реализации функций государственной власти;
  • независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти
  • доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;
  • рассмотрение дел в судах и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;
  • действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;
  • право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом;
  • право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые  отменяют или умаляют самостоятельность  органов судебной власти, независимость  судов и судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина.

 

2. Суды общей компетенции (юрисдикции)

 

Суды общей юрисдикции входят в единую систему судов страны как организационно обособленные и самостоятельные. Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на две подсистемы:

  • общие (гражданские) суды, которые рассматривают общие уголовные, гражданские и административные дела:
  • военные суды, которые осуществляют правосудие в Вооруженных Силах РФ и других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Высшим звеном в системе судов  общей юрисдикции является Верховный  Суд РФ. Среднее звено представляют Верховными судами республик в составе  федерального значения, краевыми судами, областными судами, судами городов  федерального значения, судом автономной области и судами автономных округов. Низшее звено представлено районными  судами.

Высшее звено военных судов  представлено Военной коллегией  Верховного Суда РФ. К среднему звену  военных судов относятся окружные (флотские) военные суды. Низшее звено  военных судов состоит из гарнизонных  военных судов.

Верховный Суд РФ создан в силу прямого предписания Конституции  РФ. Другие суды общей юрисдикции создаются  и упраздняются только федеральным  законом. Исключение составляют мировые  судьи, должности которых упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд  не может быть упразднен, если вопросы  осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, не были переданы в  юрисдикцию другого суда.

Суды общей юрисдикции рассматривать  уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и  апелляционной инстанции. Также  Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Районный суд

Районный суд – основное звено системы федеральных судов общей юрисдикции. Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть городские, межрайонные и муниципальные суды. В сельских районах, как правило, создается один суд на район и город. Районные суды рассматривают абсолютное число дел в Российской Федерации. Такие суды не рассматривают только те уголовные и гражданские дела, которые относятся к ведению других судов общей юрисдикции – среднего звена, мировых судей и т.д. или арбитражных судов.

Порядок образования и деятельности районного суда устанавливается  федеральным конституционным законом. До настоящего времени такой закон  не принят. Создание или упразднение  конкретного суда или группы судов  оформляется отдельным федеральным  законом.

Решение об образовании районного  суда в каждом случае принимается  местной администрацией по представлению  управления (отдела) Судебного департамента и при участии совета судей  субъекта РФ.

Мировой суд

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые суды – суды субъектов РФ.

Мировой судья назначается на свою должность законодательным органом  субъекта РФ либо избирается населением соответствующего судебного участка. Мировой судья единолично рассматривает  дело в мировом суде. Срок полномочий судьи устанавливается законом  соответствующего субъекта РФ. Первый раз судья назначается на срок не более 5 лет, при повторном и  последующих назначениях, не менее  чем на 5 лет.

По закону мировым судьей может  стать гражданин РФ, достигший  возраста 25 лет, имеющий высшее образование, стаж работы по юридической специальности  не менее пяти лет, не совершивший  порочащих его поступков, сдавший  квалификационный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ.

Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков, количество которых определено федеральным  законом с учетом предложений  органов субъектов РФ, согласованных  с Верховным Судом.

Мировые судьи единолично могут  рассматривать следующие гражданские  дела:

  • о выдаче судебного приказа;
  • о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
  • иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об установлении усыновления (удочерения) ребенка;
  • дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на день подачи заявления;
  • дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;
  • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • иные дела, отнесенные федеральными законами к компетенции мировых судей.

Также мировые судьи вправе пересматривать свои собственные решения по гражданским  делам по вновь открывшимся обстоятельствам.

Мировой суд рассматривает часть  дел, отнесенных к категории административных правонарушений. К таким делам  относятся правонарушения, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области  охраны собственности, окружающей природной  среды и природопользования, ветеринарии, на транспорте и ряд других.

К уголовным делам, которые могут  рассматриваться в мировом суде, относятся дела, максимальное наказание  которых не превышает трех лет  лишения свободы, за исключением  уголовных дел о преступлениях, которые перечислены в содержащемся там же перечне – причинение вреда  здоровью, неквалифицированные виды краж, мошенничество, коммерческий подкуп, подкуп свидетелей или принуждение  или принуждение их к даче заведомо ложных показаний, вандализм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, нарушение правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств и другие дела.

Приговор или постановление  мирового судьи может быть обжалован  сторонами в течение 10 суток со дня провозглашения.

Военные суды

Военные суды являются федеральными судами общей юрисдикции. Они осуществляют правосудие в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным органом предусмотрена военная служба. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей, в том числе и за пределами территории РФ.

Военные суды осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и  государства; обеспечивать судебную защиту граждан, общественных и иных организаций  и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью  по обеспечению безопасности; обеспечивать защиту конституционного строя РФ.

Система военных судов состоит  из трех звеньев:

  • основное звено – гарнизонные военные суды;
  • среднее звено – окружные военные суды;
  • высшее звено – Военная коллегия ВС РФ.

Гарнизонные суды действуют только в качестве судов первой инстанции  и образуют основное звено системы  военных судов. Они рассматривают  большую часть уголовных, административных и гражданских дел, подведомственным военным судам. В состав гарнизонных  судов входит председатель, заместители  председателя и другие судьи.

Информация о работе Правоведение