Правоведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда – признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.
В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная власть», устанавливающие отделение судебной власти от законодательной и исполнительной.

Содержание работы

Введение
1.Понятие судебной системы РФ
2. Суды общей компетенции (юрисдикции)
3. Верховный Суд Российской Федерации
4. Арбитражные суды Российской Федерации
5.Конституционный Суд
6. Правовой статус судей РФ
7. Подведомственность и подсудность
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 45.14 Кб (Скачать файл)

Конституционный Суд состоит из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ сроком на двенадцать лет. Основные принципы деятельности Конституционного Суда – независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие  сторон.

Обращения в Конституционный Суд  происходят в форме запроса, ходатайства  или жалобы.

Правом обращения в Конституционный  Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические  лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или  иного государственного органа, а  также должностного лица, действующего на территории России.

Право на иск принадлежит и органам  государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

Рассмотрением обращений после  регистрации занимаются специалисты  подразделения Секретариата Конституционного Суда.

После рассмотрения обращения Секретариатом, они передаются Председателю КС либо его заместителю.

Для того чтобы подготовить дело к слушанию, составить проект решения, а также изложение материалов в заседании Конституционный  Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик находит необходимые  документы и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы.

В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать эксперты, которые  обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Лица, которые желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.

Судебный пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать замечания  лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать  соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для присутствующих.

 

6. Правовой статус судей РФ

 

Судья – лица, наделенные полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судья со стажем работы не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. По закону он может быть привлечен на работу в качестве судьи. Заработная плата судьи не уменьшается в течение всего времени пребывания его в должности.

Полномочия судьи федерального суда не ограничены сроком. Предельный возраст пребывания в должности  судьи федерального суда, за исключением  Конституционного Суда РФ, равен 65 годам.

Судья несменяем. Он не может быть назначен на другую должность или  в другой суд без его согласия. По решению соответствующей квалификационной коллегии, полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены.

Судья неприкосновенен – он обладает неприкосновенностью личности, занимаемых им жилых и судебных помещений, транспортных средств, документов, иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Важнейшим конституционным принципом  организации судебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции  РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону». Одновременно это главное условие самостоятельности  и эффективности судебной власти, ее способности защищать права и  свободы людей. Подчинение судей  Конституции РФ указывает на то, что судьи в первую очередь  обязаны обеспечивать применение конституционных  норм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и  к тому же имеет прямое действие. Они должны также подчиняться  федеральным законам, что однако не следует понимать как право  на игнорирование законов субъектов  РФ. Соединяя независимость судей  с их подчинением Конституции  РФ и законам. Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимость  правосудия нужна как раз для  того, чтобы неукоснительно обеспечивать реализацию конституционных и законодательных  норм.

За совершение дисциплинарного  проступка на судью, за исключением  судей Конституционного Суда, может  быть наложено дисциплинарное взыскание  в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи. Решение  о наложении на судью дисциплинарного  взыскания принимается квалификационной коллегией судей.

 

7. Подведомственность и  подсудность.

 

Права граждан, нарушенные или  оспоренные, подлежат защите. Эту защиту следует осуществлять в соответствии с подведомственностью дел, установленной  процессуальным законодательством (ст. 11 ГК РФ).

 Подведомственность, это  совокупность категорий дел, рассмотрение  которых входит в компетенцию  того, или иного судебного органа (суд общей юристдикции, арбитражный суд или третейский суд).

 Подведомственность спора  можно разделить на основные  виды: исключительная, альтернативная, условной или определяемая по  связи требований подсудность.

 Под исключительной  подведомственность понимаются  такие случаи, когда спор не  может быть рассмотрен никаким  другим органом, кроме судебного.

 При альтернативной  у лица есть выбор: он может  обратиться за защитой своего  права в суд, или может решить  спор во внесудебном порядке.

Одной разновидностью альтернативной подведомственности является рассмотрение споров третейским судом. Это отдельная тема для отдельной статьи.

 Под условной подведомственностью  необходимо понимать порядок  разрешения спора, при котором  до обращения в суд лицо  обязательно должно было попытаться  разрешить спор во внесудебном  порядке.

 Подведомственность, определяемая  по связи требований- это ситуации, когда судом рассматриваются  несколько связанных между собой  требований, подведомственных разным  судебным органам. Когда разделить  требования не представляется  возможным, они подлежат рассмотрению  в суде общей юрисдикции.

 Определяя подведомственность  дела, следует руководствоваться  несколькими критериями его оценки.

 Первым из них является  характер спорного правоотношения. Суды не рассматривают экономические  споры и иные дела, отнесенные  федеральными законами к ведению  арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК).

 Еще один критерий: субъектный состав участников  спора. К примеру, арбитражные  суды рассматривают дела с  участием организаций, являющихся  юридическими лицами, граждан - индивидуальных  предпринимателей. В то же время суды общей юрисдикции, согласно ч. 1 ст. 22 ГПК, рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

От понятия подведомственности следует отличать подсудность. Внутри одной системы компетенция конкретных судов определяется нормами подсудности, которую можно подразделить на родовую  и территориальную.

 Система федеральных  судов общей юрисдикции в настоящее  время состоит из трех уровней:

 а) районные суды;

 б) верховные суды  республик, краевые, областные  суды, городские суды городов  федерального значения Москвы  и Санкт-Петербурга, суд автономной  области (Еврейской), суды автономных  округов;

 в) Верховный Суд  Российской Федерации.

 Военные суды приравниваются  либо к районным судам, либо  к верховным судам республик,  краевым, областным судам (ст. 26 ГПК РФ).

 Следовательно, родовая  подсудность – это подсудность  дела суду определенного уровня  судебной системы.

 Поэтому, определившись  в суд какого уровня Вы будете  подавать свое заявление, вам  нужно определить, в какой именно  из судебных органов единого  звена Вам следует обращаться.

 Согласно общему правилу  территориальной подсудности иск  предъявляется в суд по месту  жительства ответчика. Иск к  организации предъявляется по  месту нахождения организации. (ст. 28 ГПК). Но из общего правила  всегда есть исключения. Вот лишь  некоторые примеры:

 Если место жительства  ответчика неизвестно, иск может  быть предъявлен по месту нахождения  его имущества или по последнему  известному месту его жительства.

 Иск к организации  может быть предъявлен в том  числе по месту нахождения  ее имущества.

 Иск к организации,  вытекающий из деятельности ее  филиала или представительства,  может быть предъявлен в том  числе по месту нахождения  филиала или представительства.

 Иски о взыскании  алиментов и об установлении  отцовства могут быть предъявлены  истцом в том числе по месту  его жительства.

 В теории гражданского  процесса существует немало критериев  разделения подсудности на виды. В данной статье Мы остановились  на двух самых распространенных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Подводя итог работе, видно, что судебная система – это  сложно организованная система судебных органов, это совокупность всех судов, действующих на территории РФ, построенных  в соответствии с их компетенцией, определёнными целями и задачами.

Существуют федеральные  суды (Конституционный Суд РФ, федеральные  суды общей юрисдикции, федеральные  арбитражные суды) и суды субъектов  Российской Федерации (Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые  судьи). Существующая судебная система  основана на Конституции РФ и Федеральных  Конституционных Законах, с помощью  этой системы Российская Федерация  как правовое государство осуществляет свою судебную власть.

Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной  и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система —  это совокупность всех судов государства, имеющих общие задачи, связанных  между собой отношениями по осуществлению  правосудия.

Судебная система едина. Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

— установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и Федеральным  конституционным законом о судебной системе РФ;

— соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

— применения всеми судами Конституции  Российской Федерации, федеральных  конституционных законов, федеральных  законов, общепризнанных принципов  и норм международного права и  международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

— признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации  судебных постановлений, вступивших в  законную силу;

— законодательного закрепления единства статуса судей;

— финансирования федеральных судов  и мировых судей из федерального бюджета.

Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и  Федеральным конституционным Законом  «О судебной системе Российской Федерации» с учетом в необходимых случаях  федерального и административно-территориального устройства страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. (принята 12.12.1993 г.)
  2. Федеральный конституционный закон « О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996.
  3. История судебных учреждений России: Пивоваров Ю.С. (Ред.) — Санкт-Петербург, ИНИОН РАН, 2004.
  4. История судебной системы России: А. С. Смыкалин — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2010.
  5. Климов О.Ю. Судебная реформа в России: Проблемы совершенствования процессуального законодательства. М.: Городец, 2001.
  6. Козлов Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2002.
  7. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Н. Н. Ивакина — Москва, Юристъ, 2007.
  8. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Судебная власть в Российской Федерации: конституционные основы организации и деятельности. - М.: Юристъ, 2008.

 

 


Информация о работе Правоведение