Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:26, контрольная работа

Описание работы

Целью исследования является комплексный анализ состояния правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработка конкретных рекомендаций и предложений по его совершенствованию.

Файлы: 1 файл

Информационное право Нина.docx

— 31.34 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

 

Уральский Государственный Юридический Университет

Кафедра Информационного права и Естественнонаучных дисциплин

 

 

Контрольная  работа

По Информационному праву на тему: Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации.

 

 

                                 

 

                                                                                     Выполнила:                                                                 

                                                                  6 курс

                                                                 

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2014

Введение:

Информационная безопасность государства — состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищённости законных прав личности и общества в информационной сфере.

Информационная безопасность — защищённость информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.

Актуальность темы диссертационного исследования. Национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере заключаются в соблюдении конституционных прав и свобод граждан в области получения и использования информации, в развитии современных телекоммуникационных технологий, в защите государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.

Важнейшей составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере является информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением достоверной информации о ней и об официальной позиции государства по социально значимым событиям до российской и международной общественности, а также с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

Реализация национальных интересов России в информационной сфере в значительной степени связана с эффективностью правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности, необходимостью комплексного, системного анализа существующих проблем, разработки научно обоснованных путей совершенствования.

Информационная безопасность как составная часть национальной безопасности представляет собой систему общественных отношений, непосредственно связанных с защитой законных прав личности и общества в отношении информации, в том числе информационных ресурсов государства.

1)  Проблема обеспечения информационной безопасности состоит в необходимости обеспечения реального и гарантированного доступа к социально значимой информации, при отсутствии которого невозможно построение новой общественной формации - информационного общества. Для выполнения этой важной задачи необходимо понять и раскрыть правовые основания, по которым возможно ограничение доступа к информации, показать механизмы ее защиты юридическими средствами.

Правовое обеспечение информационной безопасности предполагает концентрацию финансовых и материальных ресурсов государства на приоритетных направлениях развития науки и техники, оказании поддержки ведущим научным школам. Необходимо решение многих задач, основными из которых являются: разработка современных методов и средств защиты информации, развитие и совершенствование государственной системы защиты информации, совершенствование нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности.

В современной юридической теории и практике понятие «правовое обеспечение», в том числе и применительно к вопросам информационной безопасности Российской Федерации, используется достаточно широко.

Исследование проблем правового обеспечения информационной безопасности сопряжено с существенными методологическими и практическими трудностями. По целому ряду концептуальных проблем сохраняется многообразие точек зрения. Это касается, в частности, понятийного аппарата. Отсутствие общепринятой терминологии и единообразного нормативного толкования базовых категорий приводит к негативным практическим последствиям, разноплановости и нескоординированности действий субъектов (министерств, служб, агентств и др.), уполномоченных обеспечивать информационную безопасность. В этой связи приходится говорить не столько о терминологической путанице, сколько об отсутствии законодательно определенной системы защиты информационных прав граждан и государственных интересов.

Подобная ситуация обусловливает отсутствие на настоящий день единой общегосударственной, интегральной, многоуровневой системы субъектов обеспечения информационной безопасности. Совокупность органов, организаций, уполномоченных законом лиц, реализующих в своей деятельности задачи обеспечения безопасности государства и граждан в информационной сфере, пока нельзя назвать системой, поскольку между ними не налажено взаимодействие в достижении общей цели.

Усилиями ученых внесен значительный вклад в формирование нового научного направления и отрасли права - информационного права. В настоящее время данное направление интенсивно изучается и развивается.

Вместе с тем, несмотря на положительные тенденции в развитии науки, наличие значительного количества научных трудов в данной сфере, остается потребность в проведении комплексных, системных исследований проблемы правового обеспечения информационной безопасности, которая обусловлена высокой степенью динамизма информационной среды и необходимостью адекватного развития и совершенствования правовой базы защиты информационных прав граждан и интересов государства.

Детальное исследование возникающих проблем обеспечения информационной безопасности в ракурсе юридической науки представляется весьма важным для формирования информационного законодательства, для успешного противодействия угрозам в исследуемой сфере. Совершенствование правовых механизмов обеспечения информационной безопасности должно стать приоритетным направлением государственной политики России.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является комплексный анализ состояния правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработка конкретных рекомендаций и предложений по его совершенствованию.

Реализация данной цели исследования непосредственно связана с решением следующих задач: раскрытие сущности и содержания понятия «информационная безопасность»; классификация средств обеспечения информационной безопасности; выявление типов угроз информационной безопасности Российской Федерации и источников их возникновения; определение роли правового регулирования в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации; анализ системы информационного права; анализ нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности; исследование механизма реализации правовых норм в сфере информационной безопасности на примере деятельности отдельных органов исполнительной власти; обобщение и анализ научных рекомендаций по обеспечению правопорядка в сфере обращения, пользования, хранения информации и информационных ресурсов, по совершенствованию правового регулирования в сфере информационной безопасности; разработка основных положений Концепции правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и защиты информации.

Методы диссертационного исследования. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы познания, а именно: исторический, системный, формально-логический, сравнительный, статистический. Использованы также частнонаучные методы таких отраслей знания, как теория права, философия права, социология и т. п.

В целях конкретного изучения ряда аспектов правового обеспечения информационной безопасности, обеспечения достоверности предлагаемых мер по совершенствованию правовой базы применялись анкетирование и экспертный опрос.

Эмпирическая база исследования включает данные правовой статистики и конкретного социологического исследования. Анализировалась ведомственная статистика Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, МВД России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, других федеральных министерств, служб и агентств, деятельность которых связана с осуществлением задач защиты информационных прав и интересов граждан, интересов общества и государства. Автором изучались ведомственные документальные материалы, освещающие особенности механизма реализации правовых норм, регулирующих сферу обеспечения информационной безопасности, в том числе отдельные аспекты применения правоохранительных норм.

При проведении анкетирования с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 215 руководителей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов. Также автором был проведен опрос экспертов -руководителей подразделений государственных органов, в том числе правоохранительных, в компетенцию которых входят вопросы обеспечения информационной безопасности (более 100 человек).

Объектом исследования является система правоотношений, складывающихся в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

Предмет исследования составляет правовое обеспечение информационной безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации и механизм его реализации.

Научная новизна диссертации заключается в изучении ряда научных проблем, не являвшихся ранее предметом специального монографического исследования. Так, автором проанализированы особенности правового регулирования в сфере обеспечения информационной безопасности, выявлены факторы, влияющие на его эффективность, определены пути совершенствования.

Новизна работы состоит в выдвигаемой диссертантом гипотезе об объективном существовании самостоятельного правового института информационной безопасности, проверяя которую, автор обращается к исследованию места и роли правовых норм, регулирующих сферу защиты информационных интересов личности, общества, государства, в системе права, характера взаимосвязей между этими нормами и т. п.

Целью нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации является создание правовых условий для эффективной деятельности субъектов системы обеспечения информационной безопасности по противодействию внешним и внутренним угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере.

Нормативное правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации образуется совокупностью правовых норм федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, регулирующих отношения в области противодействия угрозам следующим составляющим национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере:

- соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны;

- информационное обеспечение государственной политики Российской Федерации, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам;

- развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

- защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Важной составляющей нормативного правового обеспечения являются также совокупность правовых норм, регулирующих отношения в области функционирования органов государства, входящих в состав системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, их взаимодействие с общественными организациями и гражданами.

В основу нормативного правового обеспечения информационной безопасности положены следующие принципы:

- формирование и применение норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации;

- обеспечение баланса интересов личности, общества и государства;

- согласованность деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совершенствованию нормативного правового обеспечения информационной безопасности.

Принцип формирования и применения норм международного права как составной части правовой системы Российской Федерации предполагает прямое действие общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров на всей территории страны, а также активное и согласованное участие федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в разработке международных документов, затрагивающих вопросы достижения национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере и обеспечения их безопасности.

Принцип баланса интересов личности, общества и государства предусматривает установление и соблюдение приоритетов этих интересов при регулировании общественных отношений в информационной сфере. При определении баланса интересов личности, общества и государства необходимо исходить из того, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, которое реализует гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, организует противодействие угрозам национальной безопасности Российской Федерации с участием граждан и общественных организаций.

Принцип согласованности деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по нормативному правовому обеспечению информационной безопасности предполагает организацию этой деятельности на основе приоритета компетенции Российской Федерации в области безопасности и полноты государственной власти субъектов Российской Федерации в области развития и использования региональных информационных и телекоммуникационных систем, сетей связи, региональных информационных ресурсов.

Информация о работе Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации