Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2015 в 18:26, контрольная работа
Целью исследования является комплексный анализ состояния правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, разработка конкретных рекомендаций и предложений по его совершенствованию.
Нормативное правовое обеспечение безопасности конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала составляют правовые нормы, регулирующие общественные отношения в целях противодействия угрозам свободе информационной деятельности человека, улучшению условий реализации этой свободы, соблюдению ограничений информационной деятельности, установленных законодательством.
К числу угроз данной составляющей национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере относятся:
- принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
- создание монополий на формирование, получение и распространение информации в Российской Федерации, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
- противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
- нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
- противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
- неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
- неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
- дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая
- архивы;
- нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
- вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
- девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
- снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейших технологий, в том числе информационных;
- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Противодействие выделенным угрозам осуществляется по следующим основным направлениям:
- контроль за правотворческой деятельностью федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также надзора за правоприменительной практикой федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- предотвращение создания монополий на формирование, получение и распространение информации;
- развитие системы формирования и использования открытых государственных информационных ресурсов, включая архивные материалы, другие культурные ценности;
- укрепление гарантий независимости средств массовой информации, их конкурентоспособности, повышение прозрачности их хозяйственной деятельности и расширение участия общества в контроле за их деятельностью;
- развитие правовых механизмов реализации конституционных гарантий соблюдения установленных законодательством ограничений на информационную деятельность.
Основными источниками права в области противодействия выделенным угрозам являются Конституция Российской Федерации, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Всеобщая декларация прав человека, другие международные нормативные правовые акты, признанные Российской Федерацией и регулирующие отношения в рассматриваемой области, решения Конституционного Суда Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», Закон Российской Федерации «О государственной тайне», Федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральный закон «О прокуратуре», Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», некоторые другие федеральные законы и подзаконные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:
- формирования общедоступной информации органов государственной власти и органов местного самоуправления, включая информацию о состоянии окружающей среды, фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, и обеспечения доступа к ней человека, а также установления юридической ответственности за ограничение доступа к этой информации;
- состава сведений, составляющих служебную тайну, и их правовой защиты;
- состава персональных данных, контроля за соблюдением установленных законодательством ограничений на их сбор и использование, соблюдения ограничений информационной деятельности по отношению к сведениям, составляющим личную и семейную тайны, раскрывающим частную жизнь человека;
- права государства на объекты интеллектуальной собственности, полученные в результате выполнения работ, полностью или частично финансируемых за счет средств государственного бюджета;
- правовой охраны таких объектов интеллектуальной собственности, как ноу-хау, изобретения, составляющие государственную или служебную тайны, фирменные наименования;
- ограничения производства и распространения массовой информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
- распространения массовой
информации в открытых информационно-
- общественного контроля за деятельностью средств массовой информации, прозрачности их хозяйственной деятельности;
- предотвращения монополизации информационного рынка России и его отдельных сегментов.
Нормативное правовое обеспечение безопасности информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации, связанного с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике Российской Федерации, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам, направлено на создание правовых условий для эффективного противодействия следующим угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере:
- монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
- блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
- низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики Российской Федерации вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Противодействие этим угрозам осуществляется по направлениям:
- предотвращения монополизации рынка массовой информации;
- развития системы международных договоров по вопросам трансграничного обмена информацией;
- разработки государственной информационной политики.
Закрепленные ими правовые нормы в целом создают определенную правовую базу для противодействия выделенным угрозам, но в то же время они имеют некоторые пробелы. Так, остаются неурегулированными федеральными законами вопросы:
- ограничения концентрации средств массовой информации в собственности физических и юридических лиц и обеспечения соблюдения данного ограничения;
- международного сотрудничества с развитыми странами в области трансграничного вещания.
Правовое регулирование вопросов информационной безопасности в Российской Федерации осуществляется следующими нормативными актами:
- Конституцией Российской Федерации ;
- общепризнанными нормами международного права и договорами Российской Федерации;
- Законами Российской Федерации (ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации», ФЗ «О Персональных данных» и т.д.);
- Указами Президента Российской Федерации и утверждаемыми этими указами нормативными документами (Указ Президента РФ «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера» и т.д.);
- Постановлениями Правительства Российской Федерации и утверждаемыми этими постановлениями нормативными документами (Постановление Правительства «об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти» и т.д.)
- Государственными и отраслевыми стандартами;
- Руководящими документами и другими нормативными и методическими документами уполномоченных государственных органов (ФСТЭК, ФСБ и т.д.).
Отдельные нормы, закрепляющие ответственность субъектов информационных отношений в информационной сфере закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.ст. 13.11 – 13.23 КоАП РФ), в уголовном кодексе Российской Федерации (ст.ст. 272 – 274, 283, 284 УК РФ).
Нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие информационные отношения направлены на:
- формирование и развитие защищенной инфраструктуры;
- реализацию права на информацию в информационных сетях;
- защиту личности, общества и государства от воздействия вредной информации;
- категорирование информации, в зависимости от степени ущерба, который может быть нанесен ее собственнику, пользователю или иному лицу, в случае неправомерного доступа к защищаемой информации;
- установление правового режима защищаемой информации в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, конфиденциальной документированной информации, персональных данных;
- защиту интеллектуальной собственности;
- лицензирование деятельности предприятий, учреждений и организаций в области защиты информации;
- аттестование автоматизированных рабочих мест и информационных систем, обрабатывающих информацию с ограниченным доступом на соответствие требованиям безопасности информации;
- сертификацию средств защиты информации и средств контроля эффективности защиты, используемых в автоматизированных системах;
- возложение решения вопросов организации лицензирования, аттестации и сертификации на органы государственного управления в пределах их компетенции;
- стандартизацию методов и способов обеспечения информационной безопасности;
- определение прав и обязанностей субъектов в области защиты информации.
Заключение:
Ключевым моментом политики государства в данной области является осознание необходимости защиты любых информационных ресурсов и информационных технологий, неправомерное обращение с которыми может нанести ущерб их собственнику, владельцу, пользователю или иному лицу, и всему государству в целом.
Основными направлениями совершенствования и развития нормативно-правового регулирования в сфере информатизации являются: устранение внутренних противоречий федерального законодательства, а также противоречий его норм общепризнанным нормам международного права и международным договорам Российской Федерации; законодательное разграничение полномочий в области информатизации между органами государственной власти и органами местного самоуправления в Российской Федерации; закрепление функций управления государственными информационными ресурсами, их инвентаризация, координация деятельности по их формированию, ведению, хранению, передаче и защите; закрепление правовых гарантий презумпции открытости информации, затрагивающей права и интересы каждого в целях реализации конституционных прав и ограничений на получение информации в интересах защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов физических лиц, прав и законных интересов юридических лиц, основ конституционного строя, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства; развитие государственной системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации путем совершенствования норм, регулирующих ответственность за правонарушения в сфере информатизации.
Список используемой литературы:
1) Мартиросян Т.А. Правовое обеспечение информационной безопасности РФ: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10.
2) Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.)
Информация о работе Правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации