Правовое положение индивидуального предпринимательства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:03, реферат

Описание работы

Данная тема была выбрана мною в связи с тем, что условия современных рыночных отношений в Российской Федерации сделали данную форму ведения предпринимательской деятельности достаточно распространенной и привлекательной для значительного числа граждан для реализации их конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью. Настоящая тема со всеми присущими ей проблемами является не только востребованной и достаточно необходимой, но и относительно новой, так как институт индивидуальной предпринимательской деятельности в России в его современном понимании - явление новое и его история насчитывает немногим более десятилетия. Предметом работы стали правовые основы индивидуального предпринимательства в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….2

Конституционные гарантии индивидуального предпринимательства
в Российской Федерации……………………………………………………..3

Основные институты индивидуального предпринимательства в
Российской Федерации. ……………………………………………………...7

Предпринимательская деятельность российских граждан как
специальный правовой институт ……………………………………………7

Предпринимательская правосубъектность и правоспособность
граждан Российской Федерации……………………………………………..12

Институты государственной регистрации и лицензирования
деятельности индивидуального предпринимателя в Российской
Федерации …………………………………………………………………….16

Заключение……………………………………………………………………20

Библиография……………………..…………………………………………..22

Файлы: 1 файл

гражданское право.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

Помимо достижения определенного  возраста занятие предпринимательской  деятельностью требует наличия  определенных профессиональных навыков  и профессиональной подготовки. Например, в соответствии с Законом Российской Федерации «О частной детективной  и охранной деятельности в Российской Федерации»7, частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность.

Нарушенные имущественные  права и интересы индивидуального  предпринимателя защищаются в особом арбитражно-процессуальном порядке.

Правовой статус индивидуального  предпринимателя совпадает с  правовым статусом коммерческого юридического лица. Это общее правило, из которого есть исключение. Оно состоит в  том, что правила Гражданского кодекса  РФ, которые регулируют деятельность коммерческих юридических лиц, не применяются  к предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя, если законы, иные правовые акты предусматривают  иное регулирование деятельности индивидуального  предпринимателя, или иное регулирование  вытекает из существа правоотношений.8 Для индивидуальных предпринимателей открытие расчетного счета не является обязанностью, как для коммерческих юридических лиц. Они не должны становиться на учет в органы государственной статистики. Отчетность индивидуальных предпринимателей намного проще, чем отчетность коммерческих юридических лиц. Индивидуальный предприниматель свободнее в выборе форм и способов расчетов со своими контрагентами.

Индивидуальные предприниматели  являются субъектом налогообложения. Порядок уплаты налога с доходов (прибыли) индивидуального предпринимателя  оговаривается отдельно в Налоговом  Кодексе РФ.9 Существуют особенности и в порядке внесения индивидуальными предпринимателями платежей во внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования, фонд занятости).

Индивидуальный предприниматель  вправе применять наемный труд. Гражданский  Кодекс Российской Федерации 1994 года такого прямого запрета не содержит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ И ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Физическим лицам как  участникам гражданских правоотношений присущи такие качества, как дееспособность и правоспособность (что составляет содержание правосубъектности). При  этом субъектами гражданского права  являются не только российские, но и  иностранные граждане, лица без гражданства.

В полном же объеме правосубъектность  состоит из двух основных элементов - правоспособности и дееспособности, последняя в свою очередь имеет  сложный состав, в отдельных случаях  в качестве составляющих дееспособности можно выделить:

- способность гражданина  своими действиями приобретать  гражданские права и создавать  для себя гражданские обязанности;

- способность самостоятельно  осуществлять гражданские права  и исполнять обязанности;

- способность нести ответственность  за гражданские правонарушения.

В российском праве правосубъектность  состоит из правоспособности и дееспособности, поэтому для граждан изъявивших желание заниматься предпринимательской  деятельностью особенно важно наличие  именно полной дееспособности.

Содержание правоспособности (ст. 18 ГК РФ), включает в себя абстрактную  возможность на занятие предпринимательской  деятельностью, которая возникает  с момента рождения гражданина. Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и обязанностей будущего предпринимателя, но реализация данного правомочия возможна лишь при наличии дееспособности. 10Закрепленное в п.2. ст.34 Конституции России право граждан заниматься предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью составляет содержание гражданской правоспособности в сфере предпринимательских отношений.

Для того чтобы реализовать  это право, полагает О.А. Макарова, гражданин  должен обладать так называемой предпринимательской  дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально  осуществлять предпринимательскую  деятельность, т.е. своими действиями приобретать  и осуществлять права, создавать  для себя обязанности и исполнять  обязанности, возникающие в связи  с ее осуществлением.11

Основой предпринимательской  дееспособности, безусловно, является общегражданская дееспособность, которая  возникает в полном объеме по достижении гражданином восемнадцатилетнего  возраста (п.1 ст.21 ГК РФ). Впрочем, из этого  правила есть ряд исключений, например, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего  возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак (п.2 ст.21 ГК РФ).

Второе исключение - эмансипация, когда несовершеннолетний, достигший  шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе  по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (п.1 ст.27 ГК РФ).

Несовершеннолетний, объявленный  эмансипированным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет  гражданские обязанности, за исключением  тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законодательством  установлен возрастной ценз.12 Поэтому, следует отметить, что для осуществления гражданами некоторых видов предпринимательской деятельности закон может устанавливать и более высокий возрастной ценз. Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью.

Однако, даже обладая правоспособностью  и полной дееспособностью, гражданин  еще не вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность, так как данная возможность  реализуется лишь на основе юридического факта - государственной регистрации  гражданина в качестве субъекта предпринимательской  деятельности, после которой он приобретает  предпринимательскую дееспособность.

Несоблюдение установленных  законом условий и порядка  ограничения дееспособности граждан  или их права заниматься предпринимательской  либо иной деятельностью влечет недействительность акта государственного или иного  органа, устанавливающего соответствующее  ограничение (п. 2 ст. 22 ГК РФ).

Также стоит отметить, что  помимо перечисленных групп оснований  ограничений на право осуществления  предпринимательской деятельности, стоит привести те основания, которые  связаны с ограничением дееспособности, например, такие случаи когда:

- гражданин, который вследствие  психического расстройства не  может понимать значения своих  действий или руководить ими,  может быть признан судом недееспособным  в порядке, установленном гражданским  процессуальным законодательством  (п. 1 ст. 29 ГК РФ);

- гражданин, который вследствие  злоупотребления спиртными напитками  или наркотическими средствами  ставит свою семью в тяжелое  материальное положение, может  быть ограничен судом в дееспособности  в порядке, установленном гражданским  процессуальным законодательством  (п.1 ст. 30 ГК РФ).

Особо следует упомянуть  о тех ограничениях (запретах) на занятие предпринимательской деятельностью, которые касаются государственных  служащих. Перечни должностей государственной  и муниципальной службы содержаться  в соответствующих нормативных  правовых актах, в частности в  Указе Президента РФ от 3 сентября 1997 № 981 «Об утверждении перечней государственных  должностей федеральной государственной  службы».13

Все ограничения сводятся к тому, что государственным служащим запрещается заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью кроме  научной, педагогической и иной творческой деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

 

Ранее указывалось, что индивидуальными  предпринимателями являются граждане, ведущие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные в этом качестве в установленном законом порядке.14 Следовательно, сам статус индивидуального предпринимателя приобретается посредством особой государственной регистрации лица, которая представляет собой властный акт компетентного органа государства, подтверждающий законность создания предпринимательского образования и дающий ему право осуществлять предпринимательскую деятельность.

В настоящее время действующим  нормативным актом является Федеральный  закон «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»15 в его новой редакции установленной Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц». Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту его жительства, т.е. по тому месту, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

С марта 1994 г. в связи с  административной реформой федеральных  органов исполнительной власти непосредственно  регистрирующие функции индивидуальных предпринимателей переданы Федеральной  налоговой службе, вошедшей в состав Министерства финансов Российской Федерации. Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»16 При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (ч.11 п.1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Исходя из этого, подача заявления представителем, действующим на основании доверенности, не допускается.

Государственная регистрация  осуществляется в срок не более чем  пять рабочих дней со дня представления  документов в регистрирующий орган (п.1 ст.8). Момент, с которого физическое лицо приобретает статус индивидуального  предпринимателя, - это момент внесения записи в единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей. Содержание данного государственного реестра определяется п.2. ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Порядок государственной  регистрации при прекращении  физическим лицом деятельности в  качестве индивидуального предпринимателя  определяется ст. 22.3 Федерального закона «О государственной регистрации  юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей без  образования юридического лица, обязаны  в течение 10 дней подать заявление  о постановке на учет в налоговый  орган по месту жительства (т.е. по месту регистрации), а также встать на учет в отделении Пенсионного  фонда Российской Федерации и  Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

Налоговый орган обязан осуществить  постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство, форма которого устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

Сам по себе факт государственной  регистрации не всегда дает право  на занятие предпринимательской  деятельностью. Отдельные виды предпринимательства  требуют еще и получения лицензии.

Ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных  видов деятельности17 определяет процесс лицензирования, как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган принимает  решение о предоставлении или  об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти  дней со дня поступления заявления  о предоставлении лицензии со всеми  необходимыми документами. Соответствующее  решение оформляется приказом лицензирующего органа.

В случае положительного решения, в течение трех дней после представления  соискателем лицензии документа, подтверждающего  уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно  выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основанием для отказа является наличие в представленных соискателем документах недостоверных  сведений или искаженной информации, а также несоответствие соискателя нормативным требованиям для  получения лицензии.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании  может быть продлен по заявлению  лицензиата.

Информация о работе Правовое положение индивидуального предпринимательства в Российской Федерации