Правовое положение малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 16:00, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – анализ правового статуса малолетних и несовершеннолетних по гражданскому законодательству Российской Федерации. Задачи:
1. определить правовой статус малолетних и несовершеннолетних как субъектов гражданских правоотношений;
2. рассмотреть отдельные аспекты гражданско – правового положения малолетних и несовершеннолетних;
3. определить характер гражданско – правовой ответственности малолетних и несовершеннолетних.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МАЛОЛЕТНИЕ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Гражданская правоспособность малолетних и несовершеннолетних 5
1.2 Гражданская дееспособность малолетних и несовершеннолетних 8
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 15
2.1 Опека и попечительство над малолетними и несовершеннолетними 15
2.2 Предпринимательство несовершеннолетних 18
2.3 Возмещение вреда, причиненного ребенку 21
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 25
3.1 Гражданско – правовая ответственность малолетних 25
3.2 Гражданско – правовая ответственность несовершеннолетних 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32

Файлы: 1 файл

Гражданское право.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Сравнивая гражданско-правовое положение совершеннолетних граждан, ограниченных в дееспособности, с  положением несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, можно отметить, что  и те, и другие сами участвуют в совершении сделок. Сходство правового положения ограниченно дееспособного гражданина и несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет проявляется и в необходимости получения согласия попечителя (родителя) на совершение сделок.

Однако несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут согласия попечителя совершать не только мелкие бытовые сделки, и другие сделки, перечисленные в ст. 26 и 28 ГК РФ. Следовательно, точки зрения закона правосубъектность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет считается более полной, чем правосубъектность совершеннолетнего лица, ограниченного в дееспособности.

Рахмилович В.А. отмечает, что законодательное установление, предусматривающее возможность для несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет совершения более широкого круга сделок по сравнению с физическими лицами, ограниченными в дееспособности, основано на следующем предположении5. При использовании предоставленного законом объема гражданской дееспособности предполагается совершение действий, не противоречащих интересам других лиц или общества в целом, в частности экономически целесообразных действий. В том же случае, когда гражданин своими действиями демонстрирует свою неспособность к соблюдению установленных требований, он может быть ограничен законом в дееспособности.

Говоря о круге лиц, на которых распространяется действие ст. 30 ГК РФ, можно отметить, что редакция этой статьи не позволяет однозначно ответить на вопрос о ее применении (либо неприменении) к несовершеннолетним. Правовые последствия ограничения гражданской дееспособности граждан на основании ст. 30 ГК РФ шире, нежели предусмотренные п. 4 ст. 26 ГК РФ. При этом возможность ограничения дееспособности физического лица в первом случае ставится в зависимость от наличия названных в законе фактов (например, злоупотребление гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами, ставящее семью в тяжелое материальное положение), а во втором случае закон не уточняет причин применения подобной санкции.

Определяя правовую природу  дееспособности, нельзя не согласиться с мнением6, что дееспособность, как и правоспособность, по своей юридической природе является субъективным правом гражданина. Содержание дееспособности как субъективного права составляет возможность определенного поведения.

На мой взгляд, в качестве основания для возникновения полной дееспособности совершенно обоснованно наряду с волевым моментом выдвигается уровень развития умственных способностей человека. Вряд ли правомерно рассматривать отдельно возможность верно и всесторонне оценивать ситуацию и формирование воли лица.

Действительно, в настоящее  время в ГК РФ четко определяется возраст, по достижении которого несовершеннолетний гражданин приобретает неполную дееспособность, что не оставляет  правоприменителю возможности отступить от данного правила, даже в тех случаях, когда это объективно было бы необходимо.

Устанавливая возрастную границу полной дееспособности, законодатель исходит из предположения, что факт достижения 14-летнего возраста подтверждает достижение человеком необходимого уровня психической, интеллектуальной зрелости. К 14 годам гражданин, как правило, приобретает определенный жизненный опыт, который позволяет ему самостоятельно выступать в гражданском обороте, реализовывать некоторые принадлежащие ему права, создавать и исполнять обязанности. Но следует отметить, что, изначально исходя из этой презумпции, законодатель не фиксирует ее в законе, а четко и определенно устанавливает возраст неполной дееспособности для всех граждан. Р.Ф.

Способность понимать, осмысливать значение своих действий относится в большей степени к области интеллекта. Развитие интеллектуальных способностей зависит от ряда факторов, и в реальной жизни возможность осмысливать значение своих действий у разных людей различна. Следовательно, некоторые граждане могут достичь признаваемого законом уровня психической зрелости еще до достижения 18 лет, а другие - гораздо позже. Так, отставание в психическом развитии безусловно отражается на способности человека к осмыслению совершаемых им юридически значимых действий, а также предвидении возможных последствий этих действий.

Кроме того, в качестве оснований возникновения полной дееспособности ГК РФ предусматривает  такие юридические факты, как  вступление в брак до достижения возраста 18 лет и эмансипация. Возрастная граница дееспособности определена законодателем с учетом не только психологических факторов, но и факторов экономического порядка. Законодатель предполагает возможность ситуаций, когда следует признать за несовершеннолетними соответствующую требованиям закона способность к осмыслению своих действий и к качественному волеобразованию.

Основаниями для эмансипации  по действующему гражданскому законодательству могут служить работа несовершеннолетнего  гражданина по трудовому договору или  занятие предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Таким образом, по мнению законодателя, полная гражданская дееспособность, т.е. прежде всего возможность совершать сделки без согласия родителей, усыновителей или попечителя, может быть предоставлена несовершеннолетнему только при условии, что он в достаточной степени способен руководить своими действиями и осознавать их последствия. Соответственно, фактической предпосылкой для возникновения полной гражданской дееспособности лица нужно считать достаточный уровень психической зрелости несовершеннолетнего. Следует, однако, оговориться, что степень готовности подростка к приобретению полной гражданской дееспособности определяется весьма субъективно, так как решение об эмансипации принимает орган опеки и попечительства или суд, руководствуясь собственным усмотрением7.

В то же время вступление несовершеннолетнего в брак совершенно не доказывает достижение им предполагаемого  законом уровня интеллектуальной зрелости и способности к качественному  волеобразованию. Уважительными причинами, дающими основание для снижения брачного возраста, являются, например, беременность или рождение ребенка, хотя, на наш взгляд, указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что несовершеннолетние еще не вполне способны осознавать свои интересы, отдавать себе отчет в своих действиях и в достаточной степени руководить ими.

Регламентируя дееспособность несовершеннолетнего гражданина, закон  использует именно презумпцию возникновения  требуемого уровня психической зрелости. Однако правило п. 4 ст. 26 ГК РФ позволяет опровергнуть эту презумпцию. Учитывая, что для несовершеннолетнего наиболее распространенным способом распоряжения имуществом является распоряжение денежными средствами, в частности, именно этого права он и может быть лишен8.

Итак, по итогам первой главы данной работы можно сделать следующие выводы. Гражданский кодекс РФ установил особый правой статус несовершеннолетних лиц. При этом Гражданский кодекс различает малолетних, т.е. лиц, не достигших возраста 14 лет, и несовершеннолетних, т.е. лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Критерием группировки субъектов гражданско – правовых отношений на малолетних и несовершеннолетних явились представления о возрасте психической зрелости личности человека.

Правовой статус любого участника гражданско – правовых отношений определяется набором его прав и обязанностей. Гражданский кодекс не ограничивает гражданско – правовую правоспособность малолетних и несовершеннолетних лиц, допуская возможность их обладания всеми гражданскими правами. Дееспособность малолетних и несовершеннолетних различается по кругу сделок, участие в которых допускается для рассматриваемых лиц.

 

2. ГРАЖДАНСКО – ПРАВОВОЕ  ПОЛОЖЕНИЕ МАЛОЛЕТНИХ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1 Опека и  попечительство над малолетними  и несовершеннолетними

Поскольку несовершеннолетние не обладают полной дееспособностью, для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. В настоящее время основополагающие нормы этого института содержатся в Гражданском кодексе (ст. 31 - 40), который устанавливает, что деятельность опекунов и попечителей, относящаяся к воспитанию несовершеннолетних, состоящих под опекой и попечительством, является предметом ведения семейного права (п. 1 ст. 150 СК РФ). Гражданские права и обязанности опекуна (попечителя) определяются ст. 36 - 38 ГК РФ.

Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет (п. 1 ст. 32 ГК РФ). Ее сущность состоит в том, что  вместо ребенка, не достигшего 14 лет, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны полностью заменяют своих подопечных в имущественных отношениях, они являются их представителями в силу закона. 

Попечительство устанавливается  над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет. Попечительство состоит в том, что специально назначенное лицо - попечитель помогает осуществлять принадлежащие частично дееспособному лицу права и исполнять обязанности путем дачи согласия на совершение такими лицами сделок и других юридически значимых действий (помимо сделок, которые несовершеннолетний вправе совершать самостоятельно).

Основной функцией попечителя является контроль за совершением подопечным сделок путем дачи согласия на их совершение. При этом для дачи согласия на совершение определенных сделок сам попечитель обязан предварительно получить согласие органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК). В отличие от опекунов попечители представителями своих подопечных по смыслу ст. 182 ГК не являются, поскольку не представляют несовершеннолетних и ограниченно дееспособных лиц при совершении сделок, а лишь дают согласие на совершение этих сделок самими подопечными9.

Обязанность подопечного получить согласие попечителя на совершение сделки ограничивается только теми сделками, которые подопечные не вправе совершать  самостоятельно. При этом объем дееспособности несовершеннолетних от 14 до 18 лет и граждан, признанных ограниченно дееспособными, существенно отличается, в связи с чем не совпадает и круг сделок, на совершение которых эти лица должны получать согласие попечителей (см. ст. 26, 30 ГК).

В обязанности попечителей также входит оказание подопечным содействия в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей. Подобное содействие заключается, в частности, в совершении попечителем определенных процессуальных действий (предъявлении иска об установлении отцовства, взыскании алиментов, защите чести и достоинства и т. д. и, напротив, защита интересов подопечного, когда он выступает по такого рода делам не истцом, а ответчиком).

В соответствии с п. 1 ст. 34 ГК РФ функциями  органов опеки и попечительства наделяются органы местного самоуправления. В обязанности органов опеки и попечительства входит выявление детей, оставшихся без попечения родителей, учет таких детей, выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе назначение им опекуна или попечителя). Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается (ст. 121 СК).

Помимо выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также принятия решений о назначении им опекунов или попечителей, участия в судебных делах о признании гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным и назначения таким гражданам опекунов или попечителей, в обязанности органов опеки и попечительства входит осуществление последующего надзора за деятельностью опекунов и попечителей.

Обязанность органов опеки и  попечительства осуществлять контроль за условиями содержания, воспитания и образования несовершеннолетних подопечных устанавливает и ст. 121 СК. Порядок осуществления контроля за деятельностью опекунов и попечителей может устанавливаться законами субъектов РФ и (или) уставами конкретных муниципальных образований10.

Законом на органы опеки и попечительства возложена еще одна важная функция: опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог; сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного (п. 2 ст. 37 ГК). Таким образом, именно на органы опеки и попечительства возложена задача по осуществлению контроля за совершением сделок с имуществом подопечного. В связи с необходимостью охраны жилищных прав несовершеннолетних письмом Минобразования России от 9 июня 1999 г. "О мерах по защите жилищных прав несовершеннолетних" установлены определенные правила, которыми должны руководствоваться органы опеки и попечительства при даче согласия на совершение сделок с жилым помещением, собственником (сособственником) или пользователем которого является несовершеннолетний.

Традиционно институт опеки и попечительства относится к безвозмездным, т.е. опекуны и попечители не получают вознаграждения за выполнение своих функций.

Объем обязанностей опекунов и попечителей  зависит от того, кто является их подопечным (несовершеннолетние до 14 лет; несовершеннолетние от 14 до 16; граждане, признанные недееспособными вследствие психического расстройства (ст. 29 ГК); граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 30 ГК)). Обязанности опекунов (попечителей) несовершеннолетних помимо ГК определяются также СК.

Ввиду того, что в обязанности  опекунов и попечителей несовершеннолетних граждан входит воспитание своих подопечных, закон требует, чтобы они проживали совместно. Раздельное проживание попечителя с подопечным допускается, во-первых, только по достижении подопечным 16 лет, а во-вторых, с разрешения органа опеки и попечительства11.  

Информация о работе Правовое положение малолетних и несовершеннолетних по законодательству РФ