Правовое положение многодетной семьи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить общие положения многодетных семей в Республике Беларусь;
- охарактеризовать правовой статус многодетной семьи в Республике Беларусь (льготы, гарантии);
- проанализировать статус многодетной семьи в странах СНГ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….……….6
Понятие о многодетной семье и ее значение для демографической ситуации государства……………………………………………………………………….6
Правовое регулирование многодетной семьи в Республике Беларусь……..14
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ ДЛЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ)…………….………………………...17
2.1 Сравнительная характеристика правового статуса многодетной семьи в странах СНГ………………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………41

Файлы: 1 файл

Mnogodet_semi.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  Республики Беларусь

 

Учреждение образования

"Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы"

 

 

Юридический факультет 

 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

Специальность 1-24 01 02 Правоведение

(1-24 01 03 Экономическое право)

 

 

 

 

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 3 курса дневной  формы обучения

Севериной Натальи Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель

Кирвель И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гродно, 2013

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….……….6

    1. Понятие о многодетной семье и ее значение для демографической ситуации государства……………………………………………………………………….6
    2. Правовое регулирование многодетной семьи в Республике Беларусь……..14

ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ ДЛЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ)…………….………………………...17

2.1 Сравнительная характеристика  правового статуса многодетной  семьи в странах СНГ………………………………………………………………………...17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

15 мая отмечается Международный  День семьи. Его провозглашение  Генеральной Ассамблеей ООН в  1993 году говорит о том, какое  значение и международное сообщество придает семьям как основным ячейкам общества и проявляет заботу об их положении во всем мире.

Сектор семьи в Отделе социальной политики и развития при Департаменте экономических и социальных вопросов, являющийся основным подразделением по проблемам семьи в системе Организации Объединенных Наций, вносит нижеследующие предложения  в надежде, что празднование Международного дня семьи в будущем приобретает новый импульс и будет постоянно отмечаться во всех странах мира.

Международный День семьи предоставляет возможность привлечь внимание к вопросам семьи как основной ячейки общества, а также способствует соответствующей деятельности в этом направлении. Праздник может стать мощным мобилизующим фактором для семей во всех странах, которые используют эту возможность и демонстрируют поддержку семьи, присущую каждому обществу. Празднование Международного Дня семьи в 1998 году также дает благодатную возможность для семей продемонстрировать их солидарность в обеспечении лучших условий жизни.

Правительственные, неправительственные организации, учебные заведения, религиозные группы и отдельные лица, организуя празднование Международного дня семьи, могут способствовать лучшему пониманию функций и проблем семьи, ее прочности и нужд. Праздник также дает возможность лучше познакомиться с экономическими, культурными, социальными и демографическими процессами, которые оказывают влияние на семью.

В ходе подготовки к празднованию Дня семьи правительства могут  использовать 15 мая в качестве повода для того, чтобы начать осуществление проектов, ориентированных на семью, ввести в действие новое законодательство по семье либо начать дискуссию по вопросам семейной политики в стране (специальные конференции, фестивали, и другие подобные мероприятия).

Статус многодетной семьи в Республике Беларусь закреплен в ст. 62 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Согласно закону, многодетной  является семья, в которой на иждивении  и воспитании находятся трое и  более детей. Данный статус семья  приобретает при рождении третьего ребенка и при наличии живых детей в возрасте до 18 лет. Статус многодетной семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными и распорядительными органами. С момента получения удостоверения и устанавливается статус многодетной семьи.

Не выдается удостоверение  при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или  злоупотреблении родительскими  правами, или отрицательном влиянии  на поведение детей, или жестоком обращении с ними, а также в том случае, если дети находятся в детском учреждении на государственном обеспечении (полном и неполном).

Объектом исследования в курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные правовые акты, которые регулируют правовое положение многодетной семьи в Республики Беларусь.

Предметом исследования курсовой работы является правовое положение многодетной семьи в Республике Беларусь.

Цель исследования состоит  в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:

- изложить общие положения многодетных семей в Республике Беларусь;

- охарактеризовать правовой статус многодетной семьи в Республике Беларусь (льготы, гарантии);

- проанализировать статус многодетной семьи в странах СНГ.

В основу работы положены, во-первых, Конституция Республики Беларусь и другие нормативные правовые акты Республики Беларусь; во-вторых, учебники и учебные пособия.

При написании работы и для раскрытия темы курсовой работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, две главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНОЙ  СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

    1.  Понятие о многодетной семье и ее значение для демографической ситуации государства

 

Определение многодетной семьи, данное в ст. 62 КоБС, используется прежде всего в целях определения категории семей, несущих более значительные по сравнению со среднестатистическими семьями издержки по воспитанию и содержанию детей и нуждающиеся в связи с этим в предоставлении дополнительных государственных социальных льгот и гарантий. В зависимости от образа жизни, традиций и репродуктивного поведения понятие многодетности в общественном сознании является различным для каждого поколения [18, с. 13].

В частности, до принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР от 08.07.1944 "Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания "Мать-героиня" и учреждении ордена "Материнская слава" и медали "Медаль материнства" (далее - Указ от 08.07.1944) право на получение государственного пособия женщины имели лишь в случае рождения седьмого ребенка. Указом от 08.07.1944 многодетным матерям было дано право на получение государственного пособия в случае рождения третьего ребенка. Таким образом, советский законодатель снизил формальный критерий многодетности с семи до трех детей. Однако легальное определение многодетной семьи в законодательстве отсутствовало вплоть до принятия действующего КоБС.

Порядок и условия обретения  семьей статуса многодетной семьи  и подтверждения этого статуса  определены Положением о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.10.1999 N 1680 (далее - Положение). Согласно п. 2 Положения семья приобретает статус многодетной при рождении третьего ребенка и при наличии в живых остальных детей в возрасте до 18 лет. Рождение третьего ребенка, если старшему из детей еще не исполнилось 18 лет, является основанием для обращения в местный исполнительный и распорядительный орган за выдачей удостоверения многодетной семьи.

При определении количества детей  в семье учитываются родные, а также усыновленные дети родителей, проживающие в одной семье. Поэтому, если в результате развода и последующего раздельного проживания супругов, имеющих трех и более детей, с каждым из них проживает и находится на иждивении и воспитании менее трех несовершеннолетних детей, основания для обретения статуса многодетной семьи отсутствуют.

Выдача удостоверения  многодетной семьи является административной процедурой, совершение которой регламентировано п. 3.15 перечня административных процедур, совершаемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 N 200 (далее - Перечень административных процедур). Вместе с тем в соответствии с п. 5, 6 Положения выдача удостоверения многодетной семьи обусловлена надлежащим выполнением родителями (родителем) обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями своих обязанностей удостоверение многодетной семьи не выдается.

Удостоверение многодетной  семьи выдается на основании следующих документов:

  1. заявления родителей;
  2. паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителей;
  3. свидетельства о заключении – для лиц, состоящих в браке;
  4. копии решения суда о расторжении брака или свидетельства о расторжении брака – для лиц, расторгнувших брак;
  5. свидетельств о рождении несовершеннолетних детей (для иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, - при наличии таких свидетельств).
  6. справки о месте жительства и составе семьи.
  7. иные документы, необходимые для принятия решения о выдаче удостоверения (копия решения суда об усыновлении (удочерении) ребенка, копия решения суда о том, с кем из родителей проживают дети после расторжения брака, соглашение о детях, другие документы)               [4, с. 3].

При подаче заявления родители представляют свои паспорта либо иные документы, удостоверяющие личность, и оригиналы документов, указанных в пунктах 3,4,5. Управлением в течение трех рабочих дней со дня подачи заявления запрашиваются документы, указанные в пунктах 6,7. Родители вправе самостоятельно предоставить эти документы.

Специалистами органа по труду, занятости и социальной защите с привлечением представителей других заинтересованных структурных подразделений  местных исполнительных и распорядительных органов (не менее трех человек) составляется акт обследования условий проживания и воспитания детей в семье.

Выдача удостоверения  многодетной семьи осуществляется в течение 15 дней со дня подачи заявления, а в случае запроса документов и (или) сведений   от других государственных органов, иных организаций в течение 1 месяца.

В целях определения  характера выполнения многодетными родителями своих обязанностей местные  исполнительные и распорядительные органы запрашивают характеристики с места учебы (работы) детей, а  также вправе при необходимости запрашивать иные документы. При этом максимальный срок для принятия решения о выдаче либо отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи составляет один месяц со дня подачи заявления.

В случае отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи местный исполнительный и распорядительный орган должен сообщить об этом заявителям в трехдневный срок (п. 7 Положения). По общему правилу такой отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Системный анализ законодательства, определяющего статус многодетной  семьи и регламентирующего порядок  выдачи удостоверения многодетной  семьи, приводит к выводу о его  значительной пробельности. В частности, ни ст. 62 КоБС, ни п. 3.15 Перечня административных процедур не предусматривают возможности субъективного отказа местного исполнительного и распорядительного органа от выдачи удостоверения многодетной семьи в связи с ненадлежащим выполнением родителями своих обязанностей. Вместе с тем в Положении отсутствуют нормы об изъятии или ограничении действия удостоверения многодетной семьи в случаях, когда родители ненадлежаще выполняют свои обязанности после выдачи такого удостоверения.

С учетом изложенного  представляется целесообразным существенная доработка содержания ст. 62 КоБС в целях восполнения пробелов законодательного регулирования. При этом ограничение прав нерадивых многодетных родителей на пользование социальными льготами и гарантиями следует осуществлять не посредством невыдачи каких-либо удостоверяющих документов, а с помощью постоянного мониторинга эффективности и целевого использования предоставляемой социальной поддержки.

На 1 января 2013 года в Беларуси проживает 9 465 000 человек.  По этому показателю Беларусь может сравниться с такими  странами, как Швеция и Венгрия. Среди стран СНГ Беларусь занимает  пятое место после России, Украины, Узбекистана и Казахстана. 

В среднем в республике на одном квадратном километре проживает  46 человек. Однако среди регионов наименее плотно населенной  является Витебская область (30 человек на кв. км). В Минске этот  показатель превысил 6 000 человек на 1 кв. км.

Как свидетельствуют  данные  статистики,  демографическое  развитие  Республики  Беларусь  осложняется  вследствие  сохранения  относительно  высокого уровня смертности, прежде  всего,  среди лиц трудоспособного возраста, отказа части семей от рождения детей, что приводит к сокращению рождаемости до уровня, не обеспечивающего простого замещения родительских  поколений,  деформации  возрастной структуры  городского  и  сельского  населения.  Перечисленные  факторы  усиливают демографическое старение населения.

Информация о работе Правовое положение многодетной семьи в Республике Беларусь