Правовое положение многодетной семьи в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 16:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний, правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.
Задачи исследования предопределяются целью исследования и состоят в том, чтобы:
- изложить общие положения многодетных семей в Республике Беларусь;
- охарактеризовать правовой статус многодетной семьи в Республике Беларусь (льготы, гарантии);
- проанализировать статус многодетной семьи в странах СНГ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………………………………….……….6
Понятие о многодетной семье и ее значение для демографической ситуации государства……………………………………………………………………….6
Правовое регулирование многодетной семьи в Республике Беларусь……..14
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ ДЛЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ)…………….………………………...17
2.1 Сравнительная характеристика правового статуса многодетной семьи в странах СНГ………………………………………………………………………...17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………41

Файлы: 1 файл

Mnogodet_semi.doc

— 215.00 Кб (Скачать файл)

В  этих условиях демографические перспективы  республики во многом  зависят от мер социальной защиты населения,  а от  решения  демографической  проблемы –  устойчивость и конкурентоспособность экономики, социальное развитие.

Для решения демографических  проблем утверждена и реализуется  «Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2011­2015 годы». Программа  включает  ряд  мер,  направленных  на  стимулирование  рождаемости, социально­экономическую поддержку и сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни  населения,  снижение  смертности, оптимизацию миграционных процессов.

Она состоит из 3 подпрограмм, которые посвящены ключевым  направлениям  обеспечения демографической безопасности.

1. Социальная поддержка  рождаемости.

Социальная  поддержка  семей  при  рождении  и  воспитании  детей  –  это  одно  из важнейших  направлений  государственной политики. Приоритетом  в  сфере  стимулирования рождаемости  является поддержка  двух­ и трехдетной семьи.

Сформированная  в  стране  система правовых гарантий и социальных  льгот семьям,  воспитывающим детей,  является одной из наиболее  стабильных  среди стран­членов СНГ. В  рамках  социальных  программ  государство  оказывает  финансовую  помощь многодетным и молодым семьям при строительстве жилья, развивается система бесплатного обеспечения продуктами питания и медикаментами детей в возрасте до двух лет,  оказывается адресная  социальная  помощь.

Системой государственных  пособий охвачено 448,8 тыс. детей (25% от общего количества), из них до трех лет – 309,6 тыс. (99% детей данного возраста).

В рамках социальной поддержки  семьи и детства предусматривается  комплекс мероприятий:  совершенствование  жилищной, налоговой и  кредитной  политики  в интересах  семей  с детьми, разработка инновационных  технологий  и  методического обеспечения для детских интернатных учреждений, осуществляющих подготовку и комплексное сопровождение семей, принявших  на  воспитание  детей­сирот,  пропаганда,  особенно  в  молодежной  среде, семейного образа жизни и благополучной, успешной семьи с двумя и более детьми в качестве социальной нормы.

2. Укрепление здоровья  населения и увеличение ожидаемой  продолжительности жизни.

Основная цель в этой сфере – комплексное развитие  и  совершенствование  системы  доступной  и  качественной  медицинской помощи для сохранения и укрепления здоровья  граждан. За последние годы в стране проведены  реконструкция  и  переоснащение  организаций  здравоохранения, созданы  республиканские  научно­практические  центры,  внедрены  современные медицинские технологии, подготовлены высококвалифицированные медицинские кадры. В  сфере  здравоохранения  планируется реализовать  комплекс мероприятий,  предусматривающих  развитие  системы  сохранения  репродуктивного  здоровья,  добрачного  консультирования,  внедрение новых методов диагностики и лечения женского и мужского бесплодия,  вспомогательных репродуктивных технологий, профилактику абортов,  основанную  на  сотрудничестве государства, религиозных конфессий, общественных организаций и средств массовой информации, а также  проведение диспансеризации  населения,  реализация профилактических  мероприятий  и  оказание  необходимой  медицинской  помощи, открытие в регионах больниц медицинской реабилитации, оснащение отделений медицинской реабилитации современным медицинским оборудованием, внедрение новых реабилитационных  технологий  и многое другое [18, с. 77].

3. Внешняя миграция  в интересах развития Республики  Беларусь.

В рамках мероприятий  по внешней миграции  планируется  обеспечивать  финансовую  поддержку иностранным семьям  и специалистам при переезде в Беларусь и в период обустройства. Кроме этого, предполагается  организовать  рациональное  расселение иммигрантов исходя из интересов развития регионов, разработать меры адаптации и интеграции иммигрантов в белорусское  общество,  использовать  возможности  дипломатических  миссий,  диаспор и  землячеств за границей и в Республике Беларусь для привлечения иммигрантов.

Планируется активно  информировать иностранных  граждан  за  пределами  страны  о  предоставляемых  им  возможностях и льготах при переезде в Республику Беларусь.

Для  повышения  эффективности  проводимой  демографической  политики  Программой  также  предусматривается  наполнение эфира республиканских  телеканалов передачами и документальными фильмами молодежной,  социальной,  образовательной,  демографической  тематики  преимущественно отечественного производства.

По  итогам  реализации  комплекса  мер, предусмотренных  Программой, ожидается, что к 2015 году:

­ численность населения  страны  стабилизируется на уровне 9,44­9,45 млн. человек и будет обеспечен  переход  к демографическому росту;

­  ожидаемая  продолжительность  жизни увеличится до 72­73 лет;

­  смертность  трудоспособного  населения будет снижена до 5 на 1000 человек, а коэффициент общей смертности населения снизится до 13 на 1000 человек;

­  общий  коэффициент  рождаемости увеличится  с  11,4  до  12  на  1000  человек, причем младенческая смертность стабилизируется  и снизится до 3,8 на 1000 младенцев,  рожденных  живыми, а  удельный  вес родов без осложнений увеличится до 40%;

­  удельный вес детей  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, воспитывающихся  в семьях, увеличится до 80 % в общем  числе детей данной категории;

­ сальдо внешней миграции увеличится до 60 тыс. человек.

Таким образом, демографическая проблема – одна из самых острых в Республике Беларусь. И многодетные семьи, многодетные родители, являясь единственным решением данной проблемы, нуждаются в повышенном внимании республиканской и местной власти.

Политика государства, заботящегося о будущем республики, должна иметь долгосрочный план вывода семьи из кризисного состояния. И этот план должен иметь отчетливо прослеживающийся социальный характер. Семье с детьми необходимо обеспечить достойные условия для жизни и работы. Именно с этой целью создана и функционирует система социальных гарантий. Под системой социальных гарантий понимается предоставление социально значимых благ и услуг всем гражданам без учета их трудового вклада и проверки нуждаемости. В ней реализуется принцип распределения по потребности с учетом ресурсных возможностей общества, что определяет меру этих гарантий. Минимальный набор и уровень этих гарантий является подвижным в зависимости от конкретно исторических условий каждой страны. Эта форма социальной защиты граждан базируется на принципах общего налогообложения и бюджетного финансирования социальных расходов. К системе социальных гарантий примыкают социальные льготы, представляющие собой социальные гарантии отдельным категориям населения. Эта форма социальной защиты также характеризуется универсальностью предоставления социальных благ и услуг в рамках определенной социально-демографической группы населения (ветераны войны, инвалиды) и обеспечением за счет налогово-бюджетной системы государства [18, с. 82].

 

 

 

    1.  Правовое регулирование многодетной семьи в Республике Беларусь

 

Социальная природа  государства является одной из базисных предпосылок, определяющих условия  жизнедеятельности человека. Характер взаимоотношений власти и народа определяет направленность государственной политики – цели экономической и социальной политики, содержание норм защиты прав собственности. Социальная политика сочетает меры по созданию каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом, предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние, и усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первую очередь слабозащищенных групп населения [17, с. 230].

Социальная защита –  политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

В последние годы в  Республике Беларусь в деятельности государства по отношению к семье сформировались определенные позитивные тенденции.

Значительное внимание уделяется вопросам повышения уровня материальной поддержки семей в  связи с рождением и воспитанием  детей. Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ. Мы не допустили снижения уровня социальных гарантий семьям с детьми. Более того, как бы трудно ни приходилось, государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты [17, с. 231].

Целенаправленная материальная поддержка семей с детьми осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». Семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет – с учетом совокупного дохода. Размеры пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума.

В настоящее время  государственную поддержку в  виде ежемесячных пособий получает около 578,0 тысяч детей или 29 процентов  от их общего количества.

С 1 января 2005 года увеличен до трехкратного бюджета прожиточного минимума размер единовременного пособия в связи с рождением третьего и последующих детей, при рождении близнецов на каждого из них выплачивается денежная компенсация в размере двух бюджетов прожиточного минимума.

В целях дальнейшего усиления государственной поддержки семей в самый ответственный период жизни семьи, связанный с воспитанием малолетнего ребенка, принят Указ Президента, предусматривающий установление единого размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий женщин-матерей, независимо от того работали они перед рождением ребенка или нет. Единый подход к установлению пособий, исключающий разницу в размерах пособий по уходу за детьми до трех лет, отвечает целям государственной семейной политики, направленной на обеспечение полноценного развития каждого ребенка независимо от социального статуса родителей. Эта норма коснулась более 30,0 тыс. матерей, воспитывающих детей в возрасте до 3 лет.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2005 г. № 117, начиная с 2006 года, при награждении орденом Матери многодетным матерям выплачивается единовременная денежная выплата в размере пяти бюджетов прожиточного минимума.

В системе материальной помощи семьям государство также  использует налоговые льготы, закрепленные в Налоговом кодексе Республик  Беларусь, согласно которому подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере двух базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

Государственная поддержка  семей с детьми осуществляется также  через льготы по питанию детей  до двух лет жизни, оплате за детские  дошкольные учреждения, надбавки к  пособиям по безработице и так далее.

Осуществляется государственная  поддержка по удешевлению питания  школьников за счет бюджетных средств, из расчета 5 процентов от базовой  величины в учебный день на одного учащегося.

Все дети в возрасте до 3 лет обеспечиваются лекарствами  и медикаментозными средствами по рецептам врачей бесплатно. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся, студенты - право на 50-процентную скидку со стоимости проезда в указанном транспорте.

Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25 процентов совокупного дохода семьи.

Отнесение семей к категории  многодетных обусловливает предоставление им дополнительных социальных льгот.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАВОВОЙ СТАТУС МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ (ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ ДЛЯ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ)

 

2.1 Сравнительная  характеристика правового статуса  многодетной семьи в странах  СНГ

 

В соответствии со ст. 62 Кодекса  Республики Беларусь о браке и  семье многодетной является семья, в которой на иждивении и воспитании находятся трое и более детей.

Статус многодетной  семьи подтверждается удостоверением, которое выдается местными исполнительными  и распорядительными органами.

Удостоверение многодетной  семьи выдается местными исполнительными и распорядительными органами семьям, в том числе неполным, имеющим на иждивении и воспитании троих и более детей в возрасте до 18 лет.

Удостоверение выдается многодетным семьям граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Беларусь (п. 2,3 Положения о порядке выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2011 № 1009).

Законодательством Республики Беларусь для многодетных семей предусмотрены следующие льготы.

В соответствии со ст. 19 Закона Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-Х11 (ред. от 15.10.2010) «О пенсионном обеспечении» женщины, родившие пять и более детей  и воспитавшие их до 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 50 лет (а также женщины, у которых к этому времени пятый ребенок не достиг 8 лет) и при стаже работы не менее 15 лет.

Женщины, родившие пять и  более детей и воспитавшие  их до 16-летнего возраста, при стаже работы в колхозах, совхозах и других предприятиях сельского хозяйства непосредственно в производстве сельскохозяйственной продукции не менее 10 лет (без зачета в стаж работы времени ухода за детьми) имеют право на пенсию независимо от возраста.

В соответствии с Налоговым  кодексом Республики Беларусь от 29.12.2009 № 71-З (ред. 30.12.2011):

освобождаются от подоходного  налога с физических лиц доходы, полученные молодыми и многодетными семьями, состоящими на учете нуждающихся  в улучшении жилищных условий или состоявшими на этом учете на дату заключения с банком кредитного договора, в виде финансовой поддержки государства в погашении задолженности по кредитам, выданным банками на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений таким физическим лицам, в случаях, предусмотренных законодательными актами (статья 163);

родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до восемнадцати лет или детей-инвалидов  в возрасте до восемнадцати лет, предоставляется  стандартный налоговый вычет  в размере 246 000 белорусских рублей на каждого ребенка в месяц (статья 164);

Информация о работе Правовое положение многодетной семьи в Республике Беларусь