Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 13:57, реферат

Описание работы

Цель данной работы рассмотреть правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ.
В работе ставятся следующие задачи:
- Определить статус Пенсионного фонда РФ.
- Рассмотреть деятельность Пенсионного фонда РФ.
- Изучить правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………………..4
Правовое регулирование деятельности пенсионного фонда РФ………………8
Заключение……………………………………………………………………….19
Список использованных источников…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

пнсионный фонд.doc

— 132.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

Пенсионный фонд Российской Федерации……………………………………..4

Правовое  регулирование деятельности пенсионного  фонда РФ………………8

Заключение……………………………………………………………………….19

Список использованных источников…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Российская Федерация  в соответствии со ст. 7 Конституции  является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека. В  Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации устанавливает обязанность  государства проводить такую  социальную политику, которая гарантировала  бы каждому россиянину необходимый  жизненный уровень, а также закрепляет основные направления этой политики. Среди них: назначение и выплата государственных пенсий и социальных пособий; создание системы социальных служб занятости, призванных принимать меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице; охрана здоровья людей и др.

Цель данной работы рассмотреть  правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ.

В работе ставятся следующие задачи:

- Определить статус  Пенсионного фонда РФ.

- Рассмотреть деятельность  Пенсионного фонда РФ.

- Изучить правовое  регулирование деятельности Пенсионного  фонда РФ.

 

 

ПЕНСИОННЫЙ  ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Пенсионный фонд РФ самый  крупный по масштабам аккумулируемых финансовых средств из всех внебюджетных фондов в России. Основным нормативным актом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 2122-1.

Ряд норм, посвященных  функционированию Пенсионного фонда, содержит также Закон об обязательном пенсионном страховании в РФ, в соответствии с которым Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Пенсионный фонд РФ обеспечивает:

- целевой сбор и  аккумуляцию страховых взносов;

- организацию и ведение  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в  соответствии с Федеральным законом  от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

- организацию и ведение  государственного банка данных  по всем категориям плательщиков  страховых взносов в Пенсионный  фонд РФ;

- организацию работы  по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца.

Кроме того, Пенсионный фонд РФ осуществляет управление средствами пенсионных накоплений, в соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». В частности, Пенсионный фонд заключает со специальными управляющими компаниями договоры доверительного управления средствами пенсионных накоплений.

Сами управляющие компании на основании указанных договоров  осуществляют инвестирование пенсионных накоплений. Инвестиционные накопления могут быть инвестированы в государственные ценные бумаги, акции и облигации различных российских эмитентов, денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях, депозиты в рублях в кредитных организациях, иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

За счет средств пенсионных накоплений, т.е. за счет дивидендов и  процентов, полученных по ценным бумагам  и банковским депозитам в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, осуществляются выплаты  накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, установленных Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Застрахованное лицо не чаще одного раза в год может  воспользоваться правом выбора инвестиционного  портфеля или управляющей компании путем подачи соответствующего заявления  в Пенсионный фонд РФ в порядке, установленном указанным Федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, не подлежат изъятию в бюджеты всех уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется его правлением и постоянно действующим исполнительным органом - исполнительной дирекцией.

В субъектах Российской Федерации действуют территориальные  отделения Пенсионного фонда, которые, так же как сам Пенсионный фонд, имеют организационно-правовую форму государственного учреждения. Территориальные органы Пенсионного фонда действуют на основании положений, которые утверждаются Пенсионным фондом для каждого такого органа.

Средства бюджета Пенсионного  фонда РФ имеют целевое назначение и направляются:

- на выплату, в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и международными договорами  Российской Федерации, трудовых  пенсий и социальных пособий  на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;

- на доставку пенсий, выплачиваемых за счет средств  бюджета Пенсионного фонда;

- на финансовое и  материально-техническое обеспечение  текущей деятельности Пенсионного  фонда (включая содержание его  центральных и территориальных органов);

- на иные цели, предусмотренные  законодательством Российской Федерации  об обязательном пенсионном страховании.

Кроме того, за счет средств  федерального бюджета, направляемых в  Пенсионный фонд, осуществляется выплата  дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и (или) военных представительствах Минобороны России, созданных в этих организациях, при выходе их на пенсию.

Бюджет Пенсионного  фонда РФ и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению  Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ. В  составе бюджета Пенсионного  фонда отдельно учитываются суммы  страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РФ

 

 

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 № 958 «О передаче в ведение Совета Министров - Правительства Российской Федерации организаций и учреждений» Пенсионный фонд Российской Федерации находился в ведении Совета Министров - Правительства Российской Федерации и был ему подотчетен.

Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2000 № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» за Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами были закреплены полномочия по назначению и выплате государственных пенсий.

Полномочия Президента Российской Федерации по передаче Пенсионному  фонду Российской Федерации функций  по назначению и выплате государственных  пенсий были подтверждены высшей судебной инстанцией - Конституционным Судом  Российской Федерации, который в постановлении от 25.06.2001 № 9-П определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий.

С 2001 года в Российской Федерации началось преобразование пенсионной системы путем принятия ряда законодательных и подзаконных  актов, ставших основой для новой  пенсионной системы.

Так, положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика по обязательному пенсионному страхованию и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в пенсионной системе  Российской Федерации появились  страховые принципы, гарантирующие  застрахованному лицу при наступлении страхового случая осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

Одновременно положениями Федерального закона от 31.12.2001 №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс Российской Федерации в части выведения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование из состава единого социального налога (ЕСН).

Коренным образом изменилось законодательство в области пенсионного обеспечения  граждан Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

С 1 января 2002 года вступили в силу два федеральных закона, регламентирующих условия и порядок установления и выплаты трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению соответственно Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» установлены основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее установления, финансирование которой осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» урегулировал порядок возникновения и реализации прав граждан на трудовые пенсии.

До 2010 года трудовая пенсия состояла из трех частей (базовой, страховой  и накопительной). Базовая часть  финансировалась за счет части сумм уплачивавшегося в то время работодателями ЕСН, подлежавшей зачислению в федеральный бюджет. А страховая и накопительная части трудовой пенсии финансировались за счет страховых взносов, зачисляемых в бюджет ПФР.

С 2010 года ЕСН отменен. На смену гл. 24 НК РФ пришел Закон N 212-ФЗ.

Основная причина такой замены - необходимость в короткие сроки сбалансировать пенсионную систему. По мнению чиновников, сохранение прежнего порядка уплаты ЕСН в ближайшем будущем привело бы к значительным вливаниям в пенсионную систему из федерального бюджета. Это превратило бы ПФР в отдельный бюджетный фонд, существование которого становилось бессмысленным.

Вот и было решено запустить новую  модель пенсионной системы, которая  с 2011 года существенно увеличила  финансовую нагрузку на бизнес. В переходный период (2010 год) сохранялись тарифы страховых взносов на уровне действовавших ставок ЕСН (в ПФР - 20%). А с 2011 года размеры тарифов увеличились (в 2011 году тариф взносов в ПФР составлял 26%, в 2012 году тариф был снижен до 22%).

Как и плательщики ЕСН, плательщики  взносов разделены на две категории: тех, кто производит выплаты гражданам и с этих выплат исчисляет взносы, и тех, кто сам обеспечивает себя работой и платит взносы со своих трудовых доходов.

К первой категории (производящие выплаты и иные вознаграждения гражданам) относятся организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.

В целях уплаты страховых взносов  к организациям относятся как  российские юридические лица, так  и иностранные компании, корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и обладающие гражданской правоспособностью. Плательщиками взносов являются также созданные на территории РФ международные организации, филиалы и представительства иностранных компаний. Причем они платят взносы не только с выплат работающим у них гражданам России, но и с доходов, выплачиваемых работникам-иностранцам.

Информация о работе Правовое регулирование деятельности Пенсионного фонда РФ