Правовое регулирование инвестиционных фондов в рамках гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 00:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в комплексном изучении проблем, касающихся гражданско-правового регулирования деятельности инвестиционных фондов в Российской Федерации, рассмотрении предпосылок возникновения инвестиционных фондов в системе рыночных институтов экономики, и определении основных причин их малой эффективности, других проблем с которыми сталкиваются отечественные инвесторы, а также в определении возможных путей выхода из сложившейся ситуации посредством выработки рекомендаций и предложений, способствующих совершенствованию правового регулирования деятельности инвестиционных фондов в Российской Федерации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Правовые основы осуществления деятельности инвестиционных фондов в Российской Федерации…………………….5
1.1. Понятие и виды инвестиционных фондов в Российской Федерации…………………………………………………...5
1.2. Правовые гарантии деятельности, осуществляемой инвестиционными фондами……………………………......16
ГЛАВА 2. Совершенствование правового регулирования инвестиционных фондов в Российской Федерации……………………..22
2.1 Деятельность акционерных инвестиционных фондов в России и совершенствование их правового регулирования………………..22
2.2 Пути совершенствования взаимоотношений между инвестиционными фондами и управляющими компаниями……………….27
Заключение……………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Государственный контроль за деятельностью  управляющих компаний осуществляет государство в лице Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации (ФСФР). В сферу деятельности ФСФР входит, во-первых, выдача лицензий управляющим компаниям и прочим участникам финансового рынка; во-вторых, приостановление или отзыв лицензии; в-третьих, регистрация Правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом; в-четвертых, разработка нормативных актов, регулирующих деятельность управляющих компаний; в-пятых, инспектирование деятельности управляющих компаний и другие.

Кроме ФСФР, деятельность управляющих  компаний контролируют независимые  организации, подлежащие обязательному  государственному лицензированию в  ФСФР, к которым относятся: во-первых, специальный депозитарий, в котором хранятся активы управляющей компании и который ведет контроль доходов и расходов управляющей компании; во-вторых, специальный регистратор, ведущий реестр владельцев инвестиционных паев ПИФа (учет пайщиков и количества принадлежащих им инвестиционных паев); в-третьих, аудитор, проводящий независимые аудиторские проверки не реже одного раза в год. Аудиту подвергаются бухгалтерский учет управляющей компании, учет имущества ПИФа, расчет стоимости пая, сделки с имуществом ПИФа и т.д.

Одной из ключевых правовых гарантий деятельности инвестиционных фондов, как мы уже отмечали, является прозрачность деятельности управляющих компаний. Согласно Положению ФСФР «О требованиях  к порядку и срокам раскрытия  информации, связанной с деятельностью акционерных инвестиционных фондов и управляющих компаний паевых инвестиционных фондов, а также к содержанию раскрываемой информации»15, УК обязаны регулярно публиковать в печатных и электронных средствах массовой информации (СМИ), данные о деятельности управляемых ими ПИФов. Управляющие компании открытых ПИФов обязаны ежедневно публиковать информацию о стоимости чистых активов и расчетной стоимости инвестиционного пая.

Кроме того, в соответствии с Законом, управляющие компании ПИФов обязаны ежеквартально публиковать в сети Интернет справку о стоимости активов ПИФа и приложение к ней, составленные на последний рабочий день календарного квартала; справку о стоимости чистых активов ПИФа и приложение к ней, составленные на последний рабочий день календарного квартала; отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, составленный на последний рабочий день календарного квартала; квартальный бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках управляющей компании паевого инвестиционного фонда. Вся эта отчетность должна быть доступна в сети Интернет в течение 3 месяцев с даты опубликования.

Таким образом, инвестор имеет возможность регулярного  доступа к информации о стоимости  принадлежащих ему паев, о результатах работы управляющей компании, о структуре портфеля ПИФа и т.д. Однако при всем при этом государство не гарантирует доходность.

 

ГЛАВА 2. Совершенствование правового регулирования инвестиционных фондов в Российской Федерации

2.1. Деятельность акционерных инвестиционных фондов в России и совершенствование их правового регулирования

Как отмечалось, отношения, связанные с привлечением денежных средств и иного имущества  путем размещения акций или заключения договоров доверительного управления для их объединения и последующего инвестирования в объекты, регулируется Федеральным законом «Об инвестиционных фондах» (далее - Закон). Инвестиционный фонд представлен как находящийся в собственности акционерного общества либо в общей долевой собственности физических и юридических лиц имущественный комплекс, пользование и распоряжение которым осуществляются управляющей компанией исключительно в интересах акционеров этого акционерного общества или учредителей доверительного управления. Закон различает две разновидности инвестиционных фондов: это акционерный инвестиционный фонд (АИФ) и паевой инвестиционный фонд (ПИФ).

Форма акционерного инвестиционного  фонда в Законе определяется только как открытая, а число учредителей, которыми могут быть как физические, так и юридические лица, не ограниченным. При возникновении споров, связанных с учреждением ОАО, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ рекомендует учитывать установленные законодательством для отдельных групп юридических лиц ограничения или запрет на участие в таких обществах16, а именно Государственным органам и органам МСУ, если иное не установлено федеральным законодательством.

Инвестиционная декларация устанавливает цели инвестиционной политики, перечень объектов инвестирования, требования к структуре активов, а также описывает возможные риски, связанные с инвестированием в указанные объекты инвестирования. Сама инвестиционная декларация, а также изменения и дополнения к ней утверждаются общим собранием акционеров АИФа, если ее утверждение не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) фонда. Изменения и дополнения, а также сама декларация в 10-дневный срок со дня утверждения, должны быть представлена в ФСФР России.

В соответствии со ст. 33 Закона «Об инвестиционных фондах» в состав активов АИФов могут входить денежные средства, в том числе в иностранной валюте, а также соответствующие требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг:

  • государственные ценные бумаги РФ и ценные бумаги субъектов РФ;
  • муниципальные ценные бумаги;
  • акции и облигации российских хозяйственных обществ;
  • ценные бумаги иностранных государств;

- акции иностранных  акционерных обществ и облигации  иностранных коммерческих организаций и другие.

Требования, предъявляемые  к составу активов АИФа не должны противоречить нормам Главы 6 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», и, определяются его инвестиционной декларацией. Требования к структуре  активов устанавливаются нормативно-правовыми актами ФСФР России, в частности «Положением о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов»17. Оценка чистых активов и определение их стоимости, также определяются в порядке и в сроки, установленные ФСФР России.

Акционерная форма подразумевает  разделение уставного капитала на определенное количество акций, владельцы которых  именуются акционерами. Акционерный  инвестиционный фонд, выпускающий акции, является эмитентом. Процесс выпуска акций в обращение регламентируется строгими правилами, излагаемыми в проспекте эмиссии.

Извлекаемая инвестиционным фондом прибыль выплачивается акционерам в виде дивидендов по результатам  первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года и (или) по результатам финансового года (п. 1 ст. 42 Федерального закона «Об акционерных обществах»). Источником выплаты дивидендов является прибыль общества после налогообложения, определяемая по данным бухгалтерской отчетности общества.

На сегодняшний день в мире не существует единой или общей для большинства государств структуры органов управления акционерного общества. Для Великобритании» и США, например, характерна двухзвенная система управления, в Германии и Австрии существует трехзвенная система, а во Франции применяются обе эти модели. Поэтому выделяют три основные модели управления акционерным обществом стран с развитыми рыночными отношениями: англо-американскую, французскую и немецкую. Ученый Е. Торкановский замечает, что Европейский союз после многих лет дискуссий и консультаций, имевших своей целью - установление единых норм, регулирующих структуру управления акционерных обществ, рекомендует введение трехзвенной системы. Вместе с тем государства - члены Европейского союза могут передавать вопрос о структуре управления на усмотрение самих акционерных компаний18.

Российским акционерным  обществам в основном свойственна  трехзвенная система управления: общее собрание акционеров (высший орган управления общества), совет  директоров (наблюдательный совет) (общее руководство деятельностью общества), исполнительный орган (руководство текущей деятельностью общества). Данный подход к структурированию органов управления был сформирован еще в период становления отечественного акционерного законодательства. В то же время, на наш взгляд, законодатель принял абсолютно правильное решение о возможности существования и двухзвенной системы управления в небольших акционерных обществах с числом акционеров менее 50 (ст. 64 Федерального Закона «Об акционерных обществах»), т.е. установил зависимость между обязательным созданием в обществе совета директоров (наблюдательного совета) и количеством акционеров.

Итак, в соответствии с положениями ст. 103 ГК РФ и положениями Закона «Об акционерных обществах» в акционерном обществе могут создаваться следующие органы управления:

  • общее собрание акционеров;
  • совет директоров (наблюдательный совет);
  • единоличный исполнительный орган;
  • коллегиальный исполнительный орган.

Высшим органом управления АИФа, как и любого открытого акционерного общества является общее собрание акционеров. Проводится собрание один раз в год, в сроки, установленные Уставом фонда, но не ранее чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев после окончания финансового года.

В круг вопросов, относящихся к компетенции собрания акционеров, входят следующие:

  • внесение изменений и дополнений в устав общества или утверждение устава общества в новой редакции;
  • реорганизация общества;
  • ликвидация общества, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

определение количественного  состава совета директоров (наблюдательного  совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;

  • определение количества, номинальной стоимости, категории (типа) объявленных акций и прав, предоставляемых этими акциями;
  • увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций, или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества увеличение уставного капитала общества путем размещения дополнительных акций не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества и другие.

На сегодняшний день, особую актуальность приобретает вопрос относительно природы учредительного договора, подписываемого при реорганизации  акционерного общества в форме выделения. Останавливаясь в целом на проблемах, возникающих при заключении учредительных договоров, понятие «учредительный договор», подписывающийся участниками выделяемого общества, представляется неуместным, поскольку противоречит смыслу норм, определяющих порядок учреждения общества, понятие и содержание учредительных документов, так как законодатель выделяет два способа образования юридических лиц: учреждение и реорганизацию. Думается, что необходимо различать понятия учредительного договора и договора, подписываемого участниками при реорганизации в форме выделения, уместнее было бы назвать такой договор договором о реорганизации в форме выделения. Учредительный договор и договор о реорганизации отличаются и по правовой природе появления прав и обязанностей у создаваемого и реорганизуемого общества. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. При учреждении нового юридического лица права и обязанности передаются учредительным договором, а права при реорганизации переходят по разделительному балансу: при создании юридического лица права возникают (их еще нет), а при реорганизации права передаются в ходе сингулярного правопреемства. Ключевыми понятиями здесь будут являться - «возникают» и «передаются». Таким образом, права при реорганизации передаются от реорганизуемого общества, а при учреждении - от самих учредителей. При реорганизации в форме выделения акционеры-учредители вносят в уставный капитал не собственное имущество, а имущество, переходящее от реорганизуемого общества. Права и обязанности акционера в отношении создаваемого общества возникают в процессе конвертации акций реорганизуемого общества в акции создаваемого общества.

Таким образом, деятельность акционерных инвестиционных фондов, а также совершенствование их правового регулирования напрямую зависит от многих факторов, в том  числе от оптимально подобранной  акционерами схемы организации  управления конкретным обществом в зависимости от его особенностей, что позволяет осуществить действующее законодательство. Однако, последнее, все-таки нуждается в дальнейшей разработке и усовершенствовании.

2.2. Пути совершенствования взаимоотношений между инвестиционными фондами и управляющими компаниями

Основу взаимоотношений  между инвестиционным фондом и управляющей  компанией закладывает, заключаемый  между указанными сторонами договор  управления. Как отмечает В.Н. Лебедев, «делегирование инвестиционным фондом функций исполнительного органа другой коммерческой (управляющей) организации не служит исключением из общего порядка....и закреплено российским правом в отношении любого акционерного общества»19. Однако, определение вида договора между управляющей компанией и обществом - одна из нерешенных и пока не решаемых на теоретическом уровне проблем, связанных с осуществлением функции единоличного исполнительного органа акционерного общества управляющей компанией. Решение этого вопроса важно для систематизации и дальнейшего развития практики управления акционерными обществами.

При обобщении взглядов на указанную проблему, учеными выделяется три основных подхода к данному  вопросу. Договор между акционерным  обществом и управляющим или  управляющей организацией определяют как, во-первых, договор доверительного управления имуществом; во-вторых, договор подряда; в-третьих, договор возмездного оказания услуг20.

Акционерные инвестиционные фонды и ПИФы по-разному строят свои отношения с управляющей  компанией. Так, АИФы заключают договор с управляющими об управлении, а владельцы инвестиционных паев ПИФа, заключают договор доверительного управления с управляющими компаниями.

Возможность разделения права собственности и управления этой собственностью с точки зрения экономико-правового подхода, не являются новаторством. Круг вопросов, составляющих данную сферу, был пристально рассмотрен рядом как зарубежных, так и отечественных ученых. Данные категории применительно к правовой конструкции инвестиционных фондов и их функционирования, приобретают особую значимость в силу возможности обособления управленческой деятельности от собственника при коллективном инвестировании.

Гражданское законодательство России не содержит в своем понятийном аппарате термина «управления», однако сам по себе ГК РФ содержит главу 53 именуемую «Доверительное управление имуществом». Сравнительный анализ отдельных положений гражданского кодекса относительно доверительного управления и Типового договора об управлении инвестиционным фондом позволяет сделать вывод, что природа доверительного управления значительно отличается от обычного управления. Договор доверительного управления является самостоятельным договором и занимает в Гражданском кодексе место среди обязательств поручения, комиссии, агентирования и некоторых других.

Информация о работе Правовое регулирование инвестиционных фондов в рамках гражданского права