Правовое регулирование на информационном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальным, т.е. информация наравне с ними стала товаром, что повлекло за собой создание информационного рынка. А надлежащее состояние информационного дела и правовое регулирование данного вопроса повышает уровень правовой защищенности человека.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятия информационный рынок
2. Правовое регулирование на информационном рынке
как фактор снижения рисков
3. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере
информационных технологий
4. Государственное управление системой информатики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование на информационном рынке.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Информационные технологии в сфере управления»

на тему: «Правовое регулирование на информационном рынке»


 

Содержание:

 

 

Введение

1. Определение понятия информационный рынок

2. Правовое регулирование на информационном рынке

как фактор снижения рисков

3. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере  

информационных технологий

4. Государственное управление системой информатики

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Высокие информационные технологии буквально пронизывают наше общество. Обязательными предпосылками построения правового    государства, создания демократической и эффективной системы управления делами страны, формирования передовой социально ориентированной экономики, подъема нации, образования, культуры являются информационный потенциал, отвечающий самым строгим меркам научно-технического прогресса. Высокие интеллектуальные технологии в сфере информатизации превращаются в сильный фактор, активно влияющий на развитие человечества. Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальным, т.е. информация наравне с ними стала товаром, что повлекло за собой создание информационного рынка. А надлежащее состояние информационного дела и правовое регулирование данного вопроса повышает уровень правовой защищенности человека.

В своей работе  я сделаю  попытку осветить основные проблемы, связанные с особенностями функционирования  рынка информационных товаров  и услуг, и правовыми сторонами данного вопроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение информационного  рынка

 

 

Давая определение информационному  рынку, нужно сказать, что это  пространство, в котором происходит обмен между продавцами товара – журналистской информации и его покупателями. Он возникает, когда у людей появляются информационные потребности и информация становится товаром. Этот рынок развивается под воздействием закона спроса и предложения, закона стоимости и в процессе воспроизводительного потребления.

Информационный рынок  имеет множество аспектов. Он делится на две части – ресурсный рынок и собственно информационный рынок. Первый охватывает все ресурсы, необходимые для производства журналистской информации. Каждый из них продается на соответствующем рынке – финансовом, рабочей силы (труда), издательском и др.

Вторая часть –  собственно информационный рынок –  образует среду, в которой происходят покупка и продажа информационного  товара. Современный информационный рынок можно разделить на четыре основные области, которые находятся во взаимодействии: это такие как электронная информация, электронные сделки, системы сетевых коммуникаций, программное обеспечение.

1. Для населения - интерактивное  телевидение, видео, музыка по  требованию, электронные покупки, банковские операции, управление домашними бытовыми приборами, охрана дома и др.

2. Для бизнеса - электронный  обмен данными, телеконференции,  корпоративное обучение, мультимедийные базы данных, презентации, настольные издательские системы, телеработы и т.д.

3. Для государства  - разработка программ для обеспечения безопасности и суверенитета, данные в области статистики и образования, мультимедиа (объединение СМИ и интернет-технологий).

В зависимости от отраслей информационной индустрии:

1) массовое вещание;

2) коммуникации;

3) компьютинг.

В зависимости от области  применения принципов электронной торговли:

1) корпоративные сети;

2) финансовые услуги;

3) транспортные агентства;

4) музыка, книги, автомобили, мелкая розничная торговля;

5) реклама, маркетинг.

Секторы этого рынка  различаются по мотивации поведения  покупателя информации. Эти мотивы могут определяться различными факторами: демографическими, социальными и т.п. На состояние рынка покупателей влияют и другие его секторы, включающие посредников, участвующих в реализации изданий, государственные и общественные учреждения и организации, международный рынок покупателей и покупатели электронной информации.1

 

2. Правовое регулирование  как фактор снижения рисков

 

Информационные технологии стали одним из ведущих факторов прогресса цивилизации, а их повсеместное использование сформировало новую сферу общественных отношений.

С возникновением новых  общественных отношений, связанных  с использованием информационных технологий, особую значимость приобретает правовое регулирование, обеспечивающее устойчивое и динамичное развитие этой сферы. Значительное количество правовых актов и активный нормотворческий процесс, возрастающий общественный интерес к данной проблематике обуславливают необходимость системного анализа действующего законодательства с целью выявления пробелов и противоречий, а также определения приоритетов в государственном регулировании.

Актуальность проблемы развития законодательства в сфере  ИТ определяется также существенным влиянием соответствующих правовых норм на эффективность правового  регулирования во всех сферах жизни общества. Любая деятельность человека, как правило, сопровождается обработкой, передачей и использованием информации. В то же время любой нормативный акт, регулирующий правоотношения в какой-либо области общественной жизни, обязательно затрагивает информационные связи участников этих отношений. Расходы государства и бизнеса на информационное обеспечение своей деятельности, на создание и эксплуатацию дорогостоящих информационных систем, растут с каждым годом. При этом возникают правовые отношения, связанные с необходимостью более точного определения специфики создаваемых объектов комплексного характера (информационные базы; регистры, кадастры, реестры и классификаторы; интернет-ресурсы и сетевые интерактивные услуги) и организации их надлежащего учета. В гражданском обороте в настоящее время находятся большие объемы разнообразных информационных продуктов, их производители и пользователи заинтересованы в законодательной защите своих прав на эти продукты.2

 

 

 

 

 

 

 

 
3. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере информационных технологий

 

Целью правового регулирования  отношений, связанных с информационными  технологиями, является создание эффективной  правовой основы для реализации прав граждан, защиты общественных и государственных  интересов в указанной сфере, а также для стимулирования использования новейших информационных технологий при решении задач социально-экономического развития и повышения эффективности государственного управления.

Достижение указанной  цели требует координации и согласованности правотворческой деятельности органов власти, ее соответствия государственной политике Российской Федерации в сфере развития и использования информационных технологий.

Правовое обеспечение  государственной политики в сфере  ИТ должно осуществляться по следующим направлениям:

– принятие новых законодательных  и иных нормативных правовых актов, заполняющих пробелы в регулировании;

– внесение изменений  и дополнений в действующие законодательные  и иные нормативные правовые акты в целях их адаптации к требованиям современного развития сферы ИТ;

– участие в выработке  международно-правовых документов (включая  межгосударственные соглашения) в сфере  информационных технологий.

Принципы правового  регулирования в сфере ИТ определяются положениями Конституции Российской Федерации (ст. 29) о праве каждого на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; особенностями правовых отношений, связанных с информацией как отдельным объектом гражданских прав (ст.128 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственной политикой, направленной на приоритетное развитие информационных технологий в процессах модернизации экономики и повышения эффективности государственного управления; необходимостью обеспечения информационной безопасности, защиты интеллектуальной собственности и предотвращения правонарушений, совершаемых как в сфере ИТ, так и с их использованием в других сферах.

Важнейшими общими принципами развития законодательства в сфере  ИТ являются верховенство закона, а также системность и согласованность правовых норм. Это означает как обязательность точного и безусловного исполнения норм законодательства всеми участниками информационных правоотношений, так и необходимость своевременной кодификации и актуализации законодательства, принятия новых правовых актов с учетом анализа действующих нормативных правил и их взаимного согласования. Наряду с системной целостностью законодательства, его структурной упорядоченностью необходимо учитывать устойчивость (стабильность) регулирования, исключающую поспешные и малообоснованные изменения в действующем законодательстве. Принципом общего характера является также последовательная гармонизация правового регулирования, обеспечение соответствия российского законодательства общемировой практике регулирования соответствующих правоотношений.

К принципам правового  регулирования, специфическим для  сферы ИТ, относятся презумпция открытости информации (доступ к которой может  быть ограничен лишь в соответствии с федеральным законом); обеспечение достоверности, сохранности и эффективного использования информации, являющейся объектом правовых отношений; технологическая нейтральность. Последний из перечисленных принципов подразумевает отказ от законодательного закрепления использования отдельных технологических решений и от создания каких-либо нормативных запретов для развития и (или) применения новых технологий.

Соответствие нормативных  правовых актов в сфере ИТ указанным  принципам является одним из важнейших  факторов эффективности применения соответствующих правовых норм.

Развитие рыночных отношений  в информационной деятельности поставило  вопрос о защите информации как объекта  интеллектуальной собственности и  имущественных прав на нее. В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов, таких, как:

"Об информации, информатизации  и защите информации".

"Об авторском праве  и смежных правах",

"О правовой охране  программ для ЭВМ и баз данных".

"О правовой охране  топологий интегральных схем".

Рассмотрим основные положения закона "Об информации, информатизации и защите информации", который является базовым юридическим документом, открывающим путь к принятию дополнительных нормативных законодательных актов для успешного развитии информационного общества.3

С его помощью удалось частично решить вопросы правового регулирования на информационном рынке ряда проблем: защиты прав и свобод личности от угроз и ущерба, связанных с искажением, порчей, уничтожением "персональной" информации.

Закон состоит из 25 статей, сгруппированных по пяти главам:

Общие положения.

Информационные ресурсы.

Пользование информационными  ресурсами.

Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения.

Защита информации и  прав субъектов в области информационных процессов и информатизации.

В законе определены цели и основные направления государственной  политики в сфере информатизации. Информатизация определяется как важное новое стратегическое направление  деятельности государства. Указано, что  государство должно заниматься формированием и реализацией единой государственной научно–технической и промышленной политики в сфере информатизации.

Закон создает условия  для включения России в международный  информационный обмен, предотвращает  бесхозяйственное отношение к информационным ресурсам и информатизации, обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию. В нем определяются комплексное решение проблемы организации информационных ресурсов, правовые положения по их использованию и предлагается рассматривать информационные ресурсы в двух аспектах:

как материальный продукт, который можно покупать и продавать;

как интеллектуальный продукт, на который распространяется право  интеллектуальной собственности, авторское  право.

Закон закладывает юридические  основы гарантий прав граждан на информацию. Он направлен на урегулирование важнейшего вопроса экономической реформы – формы, права и механизма реализации собственности на накопленные информационные ресурсы и технологические достижения. Обеспечена защита собственности в сфере информационных систем и технологий, что способствует формированию цивилизованного рынка информационных ресурсов, услуг, систем, технологий, средств их обеспечения.

Ввод в действие закона, обеспечение выполнения его положений  гарантируют, что государство получит значительную экономию средств и необходимые условия для более устойчивого развития экономики и построения демократического общества в России.

В России с 01 января 2008 вступила в силу 4 часть Гражданского Кодекса (в соответствии с федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ), раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», который определяет интеллектуальную собственность как список результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которым предоставляется правовая охрана.4 Таким образом, согласно ГК РФ интеллектуальной собственностью являются:

произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы; сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания); изобретения; полезные модели; промышленные образцы; селекционные достижения; топологии интегральных микросхем; секреты производства (ноу-хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименования мест происхождения товаров; коммерческие обозначения.

В Главе 69 Гражданского кодекса  РФ определены общие положения, касающиеся интеллектуальной деятельности, в том числе даны ее определения, т.е. Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

Информация о работе Правовое регулирование на информационном рынке