Правовое регулирование на информационном рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:40, реферат

Описание работы

Создание современных сложных информационных технологий нового поколения обусловило почти безграничные возможности общества и государства в получении и использовании информации. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами - природными, экономическими, трудовыми, материальным, т.е. информация наравне с ними стала товаром, что повлекло за собой создание информационного рынка. А надлежащее состояние информационного дела и правовое регулирование данного вопроса повышает уровень правовой защищенности человека.

Содержание работы

Введение
1. Определение понятия информационный рынок
2. Правовое регулирование на информационном рынке
как фактор снижения рисков
3. Цели и принципы развития правового регулирования в сфере
информационных технологий
4. Государственное управление системой информатики
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование на информационном рынке.doc

— 95.00 Кб (Скачать файл)

1) произведения науки,  литературы и искусства;

2) программы для электронных  вычислительных машин (программы  для ЭВМ);

3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир  или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных  микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и  знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения  товаров;

16) коммерческие обозначения.

2. Интеллектуальная собственность  охраняется законом.

На результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

Раскрыты Интеллектуальные права и право собственности, а так же определен Автор результата интеллектуальной деятельности и исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, а так же Срок действия исключительных прав. Рассматривается порядок Государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, виды лицензионных договоров и Переход исключительного права к другим лицам без договора. Освещен вопрос о коллективном управлении авторскими и смежными правами, установлен порядок уплаты патентных и иных пошлин, а так же  порядок и условия Защиты интеллектуальных прав, личных неимущественных прав, исключительных прав. Определена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав и особенности защиты прав лицензиата.

Глава 70 Гражданского кодекса  РФ посвящена авторскому праву.

В ней дано определение, которое говорит, что авторское  право – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Автору произведения принадлежат следующие права:

1) исключительное право  на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на  имя;

4) право на неприкосновенность  произведения;

5) право на обнародование  произведения.

3. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, автору произведения наряду с правами, указанными в пункте 2 настоящей статьи, принадлежат другие права, в том числе право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

В главе  оговорено  действие исключительного права  на произведения науки, литературы и  искусства на территории Российской Федерации, определены Автор и соавтор  произведения, Объекты авторских  прав, а так же объекты, на которые распространяются авторские права, в частности: Переводы, иные производные произведения, Составные произведения, Программы для ЭВМ и  Государственная регистрация программ для ЭВМ и баз данных, Аудиовизуальные произведения, Проекты официальных документов, символов и знаков. Рассматривается Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения после смерти автора , Право на обнародование произведения и Исключительное право на произведение, в том числе право на Распространение оригинала или экземпляров опубликованного произведения и Свободное воспроизведение произведения в личных целях автора.

В статье оговорен Срок действия исключительного права на произведение и Переход произведения в общественное достояние, а так же Переход исключительного права на произведение по наследству и Особые условия издательского лицензионного договора. Описаны Технические средства защиты авторских прав и дана Информация об авторском праве и ответственности за нарушение исключительного права на произведение.

Глава 71 посвящена Правам, смежным с авторскими. В Основных положениях определены Интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние, являются смежными с авторскими правами (смежными правами), и  смежные права, к которым относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, относятся также личные неимущественные права.

Даны определения Объектам смежных прав, коими являются:

1) исполнения артистов-исполнителей  и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков  спектаклей (исполнения), если эти  исполнения выражаются в форме,  допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть  любые исключительно звуковые  записи исполнений или иных  звуков либо их отображений,  за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное  произведение;

3) сообщения передач  организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в  части их охраны от несанкционированного  извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки,  литературы и искусства, обнародованные  после их перехода в общественное  достояние, в части охраны прав  публикаторов таких произведений.

Определен порядок Использования  объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения и  Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав, согласно которому одна сторона — исполнитель, изготовитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания, изготовитель базы данных, публикатор произведения науки, литературы или искусства либо иной правообладатель передает или обязуется передать свое исключительное право на соответствующий объект смежных прав в полном объеме другой стороне — приобретателю исключительного права.

В статье рассматривается  Ответственность за нарушение исключительного  права на объект смежных прав и  Обеспечение иска по делам о нарушении  смежных прав. В Правах на исполнение определен исполнитель, его права, Смежные права на совместное исполнение, Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя и Исключительное право на исполнение, в котором говорится, что Исполнителю принадлежит исключительное право использовать исполнение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на исполнение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Исполнитель может распоряжаться исключительным правом на исполнение. Обозначен  Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние и Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации

В Праве на фонограмму указан Изготовитель фонограммы и его  права, включая исключительное право, а так же Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние и Действие исключительного права на фонограмму на территории Российской Федерации.

Определен  изготовитель базы данных и публикатор, их права, в том числе исключительные, обозначен Срок действия исключительного права изготовителя базы данных и публикатора и Действие исключительного права изготовителя базы данных, публикатора на территории Российской Федерации.

 

4. Государственное управление системой информатики. Защита информации

 

     Существенным фактором, до настоящего времени оказывающим значительное влияние на положение дел в области защиты информации, является то, что до начала 90-х годов нормативное регулирование в данной области оставляло желать лучшего. Система защиты информации в нашей стране в то время определялась существовавшей политической обстановкой и действовала в основном в интересах Специальных служб государства, Министерства обороны и Военно-промышленного комплекса. Цели защиты информации достигались главным образом за счет реализации принципа "максимальной секретности", в соответствии с которым доступ ко многим видам информации был просто ограничен. Никаких законодательных и иных государственных нормативных актов, определяющих защиту информационных прав негосударственных организаций и отдельных граждан, не существовало. 5

В настоящее время  можно отметить, что правовое поле в области защиты информации получило весомое заполнение.

Конечно, нельзя сказать, что процесс построения цивилизованных правовых отношений успешно завершен и задача правового обеспечения деятельности в этой области уже решена.

    Законодательные  и административные меры для  регулирования вопросов защиты  информации на государственном  уровне применяются в большинстве научно-технически развитых стран мира. Компьютерные преступления приобрели в странах с развитой информационно-телекоммуникационной инфраструктурой такое широкое распространение, что для борьбы с ними в уголовное законодательство введены специальные статьи.

     Первый  закон о защите информации  был принят в Соединенных Штатах  Америки в 1906 году. В настоящее  время в США имеется около  500 законодательных актов по защите  информации, ответственности за  ее разглашение и компьютерные преступления. Проблемы информационной безопасности рассматриваются американской администрацией как один из ключевых элементов национальной безопасности. Национальная политика США в области защиты информации формируется Агентством национальной безопасности (АНБ).

      Во Франции  государственному контролю подлежат  изготовление, экспорт и использование  шифровального оборудования. Экспорт  возможен только с разрешения  Премьер-министра страны, выдаваемого  после консультаций со специальным  комитетом по военному оборудованию. Импорт шифровальных средств на территорию Французской республики вообще запрещен. Закон объявляет экспорт и снабжение криптографическими средствами без специального разрешения преступлением, которое наказывается штрафом в размере до 500 000 франков или тюремным заключением на срок от 1 до 3 месяцев.

В России управление информатикой возложено на Комитет РФ по информатизации. Для организации работ в области  автоматизации в министерствах  и ведомствах были созданы управления информатикой (управление вычислительной техникой и информатикой). На эти управления возложены разработка и внедрение в деятельность министерств и ведомств вычислительной техники, разработка отраслевых систем информационного обеспечения. На предприятиях, в организациях и учреждениях создаются отделы вычислительной техники и информатики, вычислительные центры. Задача отделов и вычислительных центров – разработка и внедрение автоматизированных систем на предприятиях, в учреждениях. В настоящее время система государственного управления информатикой выглядит следующим образом:

- Комитет РФ по информатизации; управления информатикой министерств  и ведомств (управления вычислительной  техникой и информатикой);

- Территориальные центры  информатики (вычислительные цены  коллективного пользования);

- Отделы вычислительной  техники и информатики, вычислительные  центры предприятия, организаций  и учреждений. 

Правительство РФ приняло  программу информатизации России, а  комитетом по информатизации России разработана программа законодательства в сфере информатики. Во исполнение ее в 1992 году принят Закон о правовой охране программ для ЭВМ и баз данных.6

      Новым  шагом в деле правового обеспечения  деятельности в области защиты  информации явилось принятие  Федеральным собранием России  Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 № 24-ФЗ. Данный закон впервые официально вводит понятие "конфиденциальной информации", которая рассматривается как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации, и устанавливает общие правовые требования к организации защиты такой информации в процессе ее обработки, хранения и циркуляции в технических устройствах и информационных и телекоммуникационных системах и комплексах и организации контроля за осуществлением мероприятий по защите конфиденциальной информации. При этом следует подчеркнуть, что Закон не разделяет государственную и частную информацию как объект защиты в том случае, если доступ к ней ограничивается.

     Системы лицензирования и сертификации проходят сейчас стадию совершенствования с точки зрения развития правовой базы, механизма и правил их функционирования. Отсюда, естественно, следует, что отдельные положения могут быть изменены, уточнены или дополнены.  

Информация о работе Правовое регулирование на информационном рынке