Правовое регулирование обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основания возникновения родительских прав и обязанностей..5
Глава 2. Содержание родительских прав и обязанностей………………..7
2.1. Обязанности родителей как участников образовательного процесса…14
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………18

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

родительские права относятся  к числу прав, ограниченных временем. Они возникают при рождении ребенка  и прекращают свое существование  по достижении им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Данное правило имеет исключения. Это случаи досрочной регистрации  брака в соответствии с п.2 ст.21 ГК и п.2 ст.13 СК, а также эмансипации  несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет (ст.27 ГК). Разумеется, родительские права (обязанности) прекращают свое существование, если обладатель этих прав (обязанностей) или его ребенок умирает;

при осуществлении родителями своих прав, исполнении ими своих  обязанностей приоритет имеют интересы ребенка (п.1ст.65 СК. Это положение принципиального характера развивается в конкретных нормах семейного права. Особое значение оно имеет, когда между интересами родителей (одного из них) и интересами ребенка возникают или могут возникнуть противоречия;

родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право  на воспитание своего ребенка (п.1 ст.63 СК). Отступление от такого требования допускается лишь в предусмотренных  законом случаях, которые касаются главным образом ситуаций, когда  на чашу весов положены интересы несовершеннолетнего  и лиц, осуществляющих его семейное воспитание (в число таких лиц  могут находиться и те, кто управомочен заменить родителей: опекун или попечитель, родитель-воспитатель в приемной семье и др.).

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК предусматривает  более общие права и обязанности, а именно: защищать права и интересы своих детей.

В законодательствах различных  стран, регулирующих родительские правоотношения, присутствует термин «охрана». При  его использовании предполагается, что родителю принадлежит естественное право на охрану своего ребенка, а  государство вмешивается в ее осуществление лишь в исключительных случаях.

Законодательство РФ содержит механизм лишения родительских прав как способа их утраты и меры семейно-правовой ответственности за нарушение родителем  прав своего ребенка, за попрание его  интересов. Лишение родительских прав применяется строго индивидуально  и только в отношении несовершеннолетнего  ребенка.

Также СК РФ предусматривает  отобрание детей у родителей  независимо от лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Оно применяется, как и лишение  родительских прав, только в интересах  ребенка.

Это требование содержать  своих детей закона чаще всего  выполняется большинством родителей, которые добровольно предоставляют  средства на содержание своих детей, на обеспечение их всем необходимым  для жизни. Если же эта обязанность  добровольно не исполняется, то родители принуждаются к уплате алиментов  на основании решения суда.

Обязанность по содержанию детей возлагается на обоих родителей. Поэтому, если, например, дети (ребенок) проживают с матерью, иск о  взыскании алиментов предъявляется  отцу. Если же дети находятся с отцом, то такой иск может быть предъявлен матери. Бывают случаи, когда дети находятся  на воспитании у других лиц (у деда, бабушки, тети, дяди и т.п.). В этих случаях у этих лиц есть право  взыскать алименты с обоих родителей.

Алименты с родителей  на несовершеннолетних детей взыскиваются судом ежемесячно в размере: на одного ребенка – одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и  более детей - половины заработка  и (или) иного дохода родителей. В  соответствии с постановлением правительства  Российской Федерации от 18 июля 1996 года N 841 удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей производится со всех видов заработной платы (денежного  вознаграждения) и дополнительного  вознаграждения, как по основному  месту работы, так и за работу по совместительству, которые получают родители в денежной и натуральной  форме.

Закон предусматривает возможность  взыскания алиментов на несовершеннолетних детей в твердой денежной сумме (ст. 83 Семейного кодекса РФ). В  этом случае размер алиментов должен быть определен, исходя из максимального  возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения  сторон и других обстоятельств, влияющих на условия жизнедеятельности несовершеннолетнего.

При установлении размера  твердой денежной суммы алиментов  судьи должны исходить из учета материального  и семейного положения лиц, которые  должны платить алименты. Поэтому  размер алиментов должен устанавливаться  в сумме, соответствующей определенному  числу минимальных размеров оплаты труда и подлежит индексации пропорционально увеличению установленного законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с действующим  законодательством средства на содержание несовершеннолетних детей, взыскиваемые с родителей в судебном порядке, присуждаются до достижения детьми совершеннолетия. Однако, если несовершеннолетний, на которого по судебному приказу или по решению суда взыскиваются алименты, до достижения им возраста 18 лет приобретает дееспособность в полном объеме (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 27 Гражданского кодекса РФ), выплата средств на его содержание в соответствии с п. 2 ст. 120 Семейного кодекса РФ прекращается.

Иски лиц, с которых  взыскивается алименты на детей, а такие  иски об изменении размера алиментов  подсудны суду по месту жительства ответчика (взыскателя).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Обязанности родителей как участников  образовательного процесса

Уяснение  обязанностей родителей становится возможным при осуществлении  анализа понятия «конституционные обязанности родителей по обеспечению  получения детьми основного общего образования».

Выполнение  родителями этих обязанностей сопряжено  с соотнесением с требованиями конституционной  нормы своего поведения, проявляющегося в форме совершения позитивных действий по обеспечению получения детьми основного общего образования.

Конституционные обязанности родителей характеризуются  следующими признаками:

·  всеобщий характер (ст. 43 Конституции РФ возлагает на всех родителей (лиц их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования, ст. 38 устанавливает обязанность всех родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием);

·  закрепление обязанности родителей на высшем конституционном уровне;

·  отсутствие зависимости от конкретного правового статуса родителей;

·  в конституционных обязанностях выражается ответственность родителей перед обществом, человека перед государством;

·  их осуществление обеспечивает нормальное функционирование и государства, и личности;

·  их несоблюдение родителями влечет установленную законом юридическую ответственность.

Сущность  юридических обязанностей родителей, как первых педагогов, по обеспечению  получения детьми дошкольного образования  проявляется в обязанности заложить основы физического, нравственного  и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте

Сущность  юридических обязанностей родителей  по обеспечению получения детьми основного общего образования и  создания условий для получения ими среднего (полного) общего образования, заключающееся в конкретных проявлениях необходимого поведения при реализации права детьми на образование.

Родители  обязаны:

·  выражать свое согласие только в интересах ребенка;

·  совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав и органом местного самоуправления в месячный срок принять меры, обеспечивающие продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (например, в вечерней школе). Они несут ответственность за воспитание обучающихся, воспитанников, получение ими общего образования.

·  защищать законные права и интересы ребенка;

·  так как ребенок, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения при его положительной аттестации по решению родителей продолжить образование в образовательном учреждении, родители обязаны обеспечить реализацию данного права и принимать свое решение только с целью соблюдения интересов детей.

·  Родители не вправе по своему усмотрению устанавливать время начала получения образования ранее 6,5 лет либо позднее 8 лет (п.2 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»), либо прекращать данную обязанность до получения детьми основного общего образования, иначе нарушались бы интересы как обучающегося, так и государства в целом.

Важность  правового механизма исполнения обязанности родителей по обеспечению  получения детьми основного общего образования усиливает тот фактор, что становление личности в демократическом обществе происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. У личности в системе образования при проживании ребенка в семье в силу, прежде всего, возрастных особенностей, связанных с активным периодом ее становления, формируются определенные нормативные представления о значимости для общества исполнения данной конституционной обязанности родителями, представления, несущие на себе отпечаток правовой культуры того общества, в котором они возникли, и семьи, где проживает ребенок.

Поэтому от качества исполнения родителями обязанности  по обеспечению получения детьми основного общего образования в  значительной степени зависит как  процесс формирования у ребенка  определенных нормативных представлений  о личности, так и реализация возможности  в течение не только школьного, но и всего последующего периода  жизни поставить эти представления  на службу человеку и обществу, превращения  граждан из объектов воздействия  государства и общества в активно действующих субъектов, что само по себе – и важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью, и его реализация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Семейное законодательство в Российской Федерации – это  система правовых норм, устанавливающих  условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и  признания его недействительным, регулирующих личные имущественные  и неимущественные отношения  между членами семьи: супругами, родителями, детьми (усыновителями  и усыновленными), а в случаях  и в пределах Семейного законодательства, между другими родственниками и  иными лицами, а также определяющих формы и порядок устройства в  семью детей, оставшихся без попечения родителей. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, а также возможности судебной защиты этих прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М. Инфра-М, 2004.
  2. Семейный кодекс Россйиской Федерации. М. Инфра-М, 2004.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. М. Юрайт, 2004.
  4. Основы государства и права, С.В. Клименко, А.Л. Чичерин,М., 2003 г.
  5. Основы права, под общей редакцией А.В. Мицкевича, изд-во Норма, Москва, 2001 г.
  6. Основы права, под редакцией Д.П. Котова, изд-во «Центр», 1998 г.

 


Информация о работе Правовое регулирование обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей