Правовое регулирование обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Основания возникновения родительских прав и обязанностей..5
Глава 2. Содержание родительских прав и обязанностей………………..7
2.1. Обязанности родителей как участников образовательного процесса…14
Заключение…………………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………18

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 34.95 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ

имени П.А. СТОЛЫПИНА»

 

 

КАФЕДРА Политико-правового управления

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: Правовое регулирование обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей.

 

 

 

Выполнила:

Студент 2 курса,

заочной формы обучения,

магистратура- юриспруденция 

 

Саратов 2011г.

 

 

Содержание 

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Основания возникновения родительских прав и обязанностей..5

Глава 2. Содержание родительских прав и обязанностей………………..7

   2.1. Обязанности родителей как участников образовательного процесса…14

Заключение…………………………………………………………………17

Список использованной литературы……………………………18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность  родителей (ч.2 ст.38 Конституции Российской Федерации). Сегодня права детей не редко нарушаются родителями. Между тем, забота о детях – это важнейшая обязанность родителей и родственников ребенка, о которой было известно со времен древности.

Забота о потомстве, о  каждом ребенке в далеком прошлом  была уделом всего племени, всего  клана, всей общины, поскольку он им принадлежал.

По мере развития первобытного общества связь ребенка с матерью  становилась все более прочной. По мере развития матриархата появляются связи ребенка с отцом.

В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что  ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть  ее.

В течение длительного  периода развития человечество изменяло свое отношение к детям. И вот, ХХ столетие стало «веком ребенка», приобрело новое качество, стало  очевидным, что ребенок – это  не просто зависящее от окружающих, и, прежде всего от родителей, существо, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя.

В ХХ1 веке в российском обществе с особой остротой проявились новые проблемы, появление которых стало следствием непродуманных реформ и отсутствия адекватной социальной политики. Отсутствие в стране эффективных государственных программ, направленных на защиту материнства и детства приводит к росту числа социальных сирот (сирот при живых родителях), деградации семьи, ее социальной незащищенности в условиях рыночных отношений. С каждым годом увеличивается количество безнадзорных детей, пополняющих ряды малолетних преступников. Многие вовлекаются в секс-индустрию и превращаются в секс-рабов. Во многих семьях дети не учатся, не имеют элементарных условия для нормальной жизни. Общественные организации не в состоянии решить весь комплекс накопившихся за последнее десятилетие проблем. Со стороны государства пока не наблюдается внятной детской и молодежной политики. Действующее семейное законодательство – едва ли не единственный механизм защиты детей, лишенных семейной заботы. Но закон не в состоянии заменить ребенку семью, он может лишь облегчить в определенном смысле жизнь ребенка: обязать родителей заботиться о своих детях, лишить нерадивых родителей их прав.

Стремление иначе посмотреть на ребенка нашло свое отражение  преимущественно в европейских  государствах, о чем свидетельствует  принятие Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка».

Рассмотрим правовые основания  и содержание основных прав и обязанностей родителей по действующему российскому  законодательству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Основания возникновения родительских прав и обязанностей

С появлением ребенка у  мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную  несемейную связь. С правовой точки  зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности  родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии  – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований Семейного кодекса РФ, где сказано: «Права и обязанности родителей  и детей основываются на происхождении  детей, удостоверенном в установленном  законом порядке». Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное  признание.

Данное правило общего порядка распространяется и на нетипичные ситуации, когда ребенок родился:

-в течение трехсот  дней с момента расторжения  брака;

-в течение трехсот  дней с момента признания брака  недействительным;

-в течение трехсот  дней с момента смерти супруга  матери.

В российском законодательстве предусмотрен специальный механизм установления отцовства. Существует два  основных способа установления отцовства: в добровольном порядке и по суду.

Суть так называемого  добровольного установления отцовства  заключается в том, что оно  основывается на совместном заявлении  как матери, так и отца, либо лица, объявившего себя таковым (ст.48 СК РФ).

Судебный порядок установления отцовства регламентирован ст.49 СК РФ.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года, устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. В нем говорится: «Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности».

Кроме того, права ребенка  закреплены Гражданским кодексом РФ, в ряде других законодательных и  нормативных актах, международных  правовых документах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

глава 2. Содержание родительских прав и обязанностей

СК РФ предельно полно  раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым  определяет их сущность. Причем глава  СК, именуемая «Права и обязанности  родителей», почти целиком посвящается  их личным правам и обязанностям. Обязанность  же родителей по содержанию своих  несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном  для правового регулирования  алиментных обязательств.

Родители имеют право  и обязаны воспитывать своих  детей. Такова главная идея семейного  воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право  каждого родителя. Лишить его этого  права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права  на воспитание не может.

Право на воспитание заключается  в возможности воспитывать своих  детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать  родителям всяческую помощь в  осуществлении этого права.

Пункт 1 ст.63 СК, не ограничиваясь  провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями  они обладают:

-на воспитание своих  детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном  и нравственном развитии.

Кроме того, родители имеют:

-право требовать возврата  своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не  на основании закона или судебного  решения (ст.68 СК). Предоставление  такого права напрямую связано  с возможностью самому воспитывать  своих детей. И если почему-либо  это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;

-право на общение с  ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим  родителем (п.1 ст.66 СК).

Кроме права на общение  с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать  в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится  несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень  участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.

Пункт 1 ст. 65 СК предусматривает  следующее правило: «Родитель, с  которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка  с другим родителем, если такое общение  не причиняет вред физическому и  психическому здоровью ребенка, его  нравственному развитию».

К правам родителей, не проживающих  вместе с ребенком, относится право  на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения  и др. (п.4 ст.66 СК).

Пункт 1 ст. 65 СК содержит перечень действий и поступков родителей  – воспитателей, которые они совершать  не вправе. Сюда входит:

причинение вреда физическому  и психическому здоровью детей (здесь  внимание сосредоточено на нежелательном  конечном результате поведения родителей  как воспитателей);

причинение вреда нравственному  развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком. Так СК ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогических по своей сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетнего;

оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может  быть нанесено как словом, так и  действием. Под эксплуатацией следует  понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и  труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в п.1 ст.65 СК правовые предписания – это  не только модель правомерного поведения  родителя как воспитателя. Всякое отступление  от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой  усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка  на воспитание в семью. Учитываются  всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст.63 СК. В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое  во многом зависит от качества питания  несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также  о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Такая забота предполагает существование достаточно сложных  источников формирования несовершеннолетнего  как личности. Один из них заключается  в самом родителе, его жизненном  кредо, духовных ценностях, которые  он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к  межличностному общению, стремлению к  знаниям, способность управлять  своими чувствами и т.п. Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.

Знакомство с содержанием  родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет  сделать вывод, что существующие на этот счет требования теснейшим  образом связаны с нормами  нравственного порядка и правилами  педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей  как воспитателей.

Наиболее существенные особенности  родительских прав и обязанностей зафиксированы  в разных по своему назначению положениях СК. Их можно обобщить следующим  образом:

родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей п.1 ст.61 СК). Этот тезис распространяется и на родительские права и обязанности по воспитанию ребенка. Тем более, что об этом говорится в п.2 ст.38 Конституции РФ. Поэтому СК всякий раз адресует свои предписания не одному, а обоим родителям. Кроме того, все нормы семейного права, имеющие конкретное содержание, как правило, предназначены для обоих родителей;

Информация о работе Правовое регулирование обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей