Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:47, доклад

Описание работы

Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ позволяет утверждать, что вопросы, относящиеся к сфере торговли, находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Файлы: 1 файл

Коммерч. право.docx

— 54.70 Кб (Скачать файл)

Правовое  регулирование товарного рынка  в РФ. Источники коммерческого  права

 

Согласно ст. 71 Конституции РФ  установление правовых основ единого рынка относится к ведению РФ. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут устанавливаться соответствующими федеральными органами.

Непосредственно в Конституции  РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров  о разграничении предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и субъектов РФ позволяет  утверждать, что вопросы, относящиеся  к сфере торговли, находятся в  совместном ведении РФ и субъектов  РФ.

Субъекты  РФ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством РФ:

  • реализуют государственную политику в области внутренней торговли, потребительского рынка и сферы услуг;
  • принимают нормативные правовые акты, регулирующие осуществление торговой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
  • осуществляют регулирование регионального рынка потребительских товаров;
  • р азрабатывают рациональные программы развития торговли;
  • осуществляют мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей;
  • осуществляют иные функции, необходимые для обеспечения потребностей населения в товарах и услугах.

К полномочиям органов местного самоуправления можно отнести:

  • создание необходимых условий для повышения предпринимательской активности в торговле;
  • оказание поддержки торговым организациям, определяющим ситуацию на местном рынке;
  • рациональное размещение торговых объектов на территории муниципального образования;
  • установление правил организации торгового обслуживания.

Источниками коммерческого  права  являются нормативные акты, регулирующие отношения, связанные с организацией и осуществлением коммерческой деятельности.

Источники коммерческого  права можно выстроить в следующей последовательности.

  • Конституция РФ . Основной закон страны устанавливает положения экономической основы государства:
    • согласно ст. 8 Конституции РФ в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а также признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности;
    • согласно ч. 1 ст. 74 Конституции РФ на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
    • ст. 34 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности;
    • ст. 71 Конституции РФ предусматривает, что в ведении РФ, в частности, находится установление правовых основ единого рынка, ценовой политики, а также гражданского законодательства.
  • Нормы международного права . В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанными принципами международного права  понимаются основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека, принцип добросовестного выполнения международных обязательств и др.

Общепризнанной нормой международного права является правило поведения, принимаемое и признаваемое международным  сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного. Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»  международным договором является международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством (или государствами), международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме, и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международные договоры РФ могут заключаться:

    • иностранными государствами, международными организациями от имени РФ (межгосударственные договоры );
    • от имени Правительства РФ (межправительственные договоры );
    • от имени федеральных органов исполнительной власти (межведомственные договоры ).

Положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие  издания для применения внутригосударственных  актов, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений  международных договоров РФ принимаются  соответствующие правовые акты.

В настоящее время Россия — участник многих международных договоров. Среди них можно выделить:

    • Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров , заключенную в Вене 11 апреля 1980 г.;
    • Соглашение от 20 марта 1992 г. «Об общих условиях поставки товаров между организациями государств-участников Содружества Независимых Государств»  и др.

Следует отдельно отметить, что в Плане действий Правительства  РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000—2001 гг., утвержденного распоряжением Правительства РФ от 26.07.2000 г., была поставлена задача приведения национального законодательства РФ в соответствие с требованиями Всемирной торговой организации (ВТО) . В Плане было предусмотрено принятие целого пакета законов для приведения российского законодательства в соответствие с требованиями ВТО. Во исполнение требований ВТО уже принят Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании» , изменивший систему требований к товарам (см. вкладку 4 ).

  • Законы Российской Федерации. Базовым документом, устанавливающим правовые основы торговли, является Гражданский кодекс РФ . Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство:
    • определяет правовое положение участников гражданского оборота;
    • определяет основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации (интеллектуальных прав);
    • регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

ГК РФ регулирует отношения  между лицами, осуществляющими предпринимательскую  деятельность, или с их участием, определяет правовые начала функционирования рыночного хозяйства: неприкосновенность собственности, свободу договора, недопустимость вмешательства кого-либо и частные  дела, равенство различных форм собственности  и т.п.

Большую роль в торговом обороте играют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность транспорта:

    • Кодекс внутреннего водного транспорта ;
    • Воздушный кодекс ;
    • Кодекс торгового мореплавания ;
    • Устав железнодорожного транспорта РФ .

Важными законами в области коммерческого  права являются:

    • Закон РФ от 20.02.1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле» ;
    • Закон РФ от 7.07.1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» ;
    • Федеральный закон от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании» ;
    • Федеральный закон от 8.12.2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» ;
    • Федеральный закон «О защите конкуренции»  от 26.07.2006 г. и др.
  • Подзаконные акты Российской Федерации. К их числу относятся указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств, ведомств и иных федеральных органов исполнительной власти РФ, наделенных правом издания нормативных правовых актов, например:
    • Указ Президента РФ от 29.01.1992 г. № 65 «О свободе торговли» , принятый в целях развития потребительского рынка, стимулирования конкуренции;
    • Указ Президента РФ от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» ;
    • Постановление Правительства от 13.08.1997 г. № 1013 «Об утверждении перечня товаров, подлежащих сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»  и др.
  • Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Для развития торговой деятельности в Москве большое значение имеют:
    • Закон г. Москвы от 09.12.1998 г. «О торговой деятельности в городе Москве» ;
    • Закон г. Москвы от 24.05.2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» ;
    • Закон г. Москвы от 20.12.2006 г. «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции»  и др.
  • Обычаи делового оборота (торговые обычаи). Обычай делового оборота  — сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ.). Правило поведения, рассматриваемое в качестве обычая, должно быть устойчивым и общепризнанным в соответствующей области предпринимательской деятельности. По форме выражения оно может быть устным или письменным, зафиксированным в каком-либо документе.

Конвенция ООН о договорах  международной купли-продажи товаров  1980 г. предусматривает, что стороны связаны любым обычаем, относительно которого они договорились, и практикой, которую они установили в своих взаимных отношениях.

Существующие в разных странах обычаи в ряде случаев кодифицируются и унифицируются международными организациями, авторитетными общественными организациями, — например, ООН, Международной торговой палатой. Примером могут служить разработанные Международной торговой палатой международные правила толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» , целью которых является разъяснение наиболее часто используемых условий поставок во внешней торговле. В настоящее время действует последняя редакция «ИНКОТЕРМС 2000». Правила «ИНКОТЕРМС 2000» применяются при условии, что стороны в договоре сделали на него ссылку.

 

 

 

 

 

 

Становление торгового права в зарубежных странах. Торговая революция

 

Торговое  право в зарубежных странах

 

В дореволюционной юридической  литературе было принято различать  три периода в становлении  и развитии торгового права: итальянский, французский, германский.

Итальянский период. В XI — XIV вв. Италия благодаря своему удачному географическому положению являлась одной из наиболее развитых стран. В Италии успешно развивалась морская и сухопутная торговля. Являясь посредницей между Западной Европой и Азией, она стала одним из наиболее экономически развитых регионов. Господствующим классом в это время были купцы, между которыми нередко возникали споры и столкновения по поводу торговых отношений. Это привело к необходимости назначать для разбирательства особых лиц (консулов). Решения консульских судов вносились в хронологическом порядке в особые книги (статуты). В Италии получила свое развитие специальная торговая (консульская) юрисдикция, сформировались морские обычаи. Это послужило основой зарождения морского права как одного из элементов возникающего торгового права. Благодаря влиянию итальянских купцов на весь торговый мир Западной Европы их обычаи, термины получили широкое распространение за пределами страны.

Французский период. В середине XV в. Франция становится ведущей торговой державой. Во Франции формируется сильное торговое сословие. В 1673 г. издается Торговый кодекс , положивший начало официальному становлению торгового права. Торговый кодекс включал главы о торговле, морское право, конкурсное право, главу о коммерческих судах. Торговое право развивается не только обычаями, но и королевскими указами, действие которых распространяется на всю страну.

В 1807 г. принимается Торговый кодекс  Наполеона . Торговый кодекс стал действовать дополнительно к Гражданскому кодексу  1804 г.

Германский период. В XIX в. Германия состояла из множества отдельных княжеств, городов, герцогств, в которых действовали различные нормативные акты. Стремление немецкой буржуазии к единообразному регулированию торговых отношений было столь велико, что, даже не имея единого государства, она приняла в 1847 г. Вексельный устав , а в 1861 г. — Торговое уложение . После создания централизованного немецкого государства было принято Германское торговое уложение, которое вступило в силу 1 января 1900 г. В Торговом уложении сосредоточились нормы о коммерсантах, торговых товариществах, торговых сделках, а также морском праве. В Германии, как и во Франции, параллельно действовали и торговые, и гражданские кодексы. Под влиянием Франции и Германии торговые кодексы были приняты и в других странах — Испании, Греции, Португалии, Японии.

 

Торговая  революция в США и Западной Европе

 

На протяжении тысячелетий  торговая деятельность последовательно  развивалась и совершенствовалась. В 60-е гг. XX в. в США, а затем и в Западной Европе произошло то, что нередко называется торговой революцией .

В чем выражалась эта революция? Во-первых, в резком и постоянном увеличении объемов продаж. За последние 30 лет объемы мировой торговли возросли в 5 раз, одновременно увеличились объемы внутренней торговли. Во-вторых, в изменении методов организации производства и сбыта товаров.Производство стало базироваться на предварительном изучении потребностей в товаре, прогнозировании возможностей его продажи. В результате производство начало целиком определяться запросами покупателей. Изготавливается только то и в таком количестве, что реально может быть продано.

Указанные меры позволили  устранить кризисы перепроизводства. Рыночная экономика приобрела черты  высокой организованности, динамичности.

Важный аспект торговой революции — структурная перестройка сбыта и снабжения. Появились мощные посреднические звенья, занимающиеся продвижением товара. Такие звенья включают в себя головную сбытовую фирму и зависимую от нее сеть дилеров-распространителей. Многие предприятия-изготовители передали функции сбыта своих товаров этим посредническим звеньям, которые в силу специализации способны более эффективно вести торговую деятельность. Усилиями посредников обеспечивается оперативное и равномерное продвижение товаров во все точки страны и за рубеж.

Торговая революция привела  и к другим результатам. Оптовые  посредники, исходя из целей увеличения собственной прибыли, обеспечили решающеевлияние интересов потребителей на развитие производства. Они добились непрерывного совершенствования товаров, улучшения качества, расширения ассортимента для удовлетворения запросов покупателей. Потребитель получил наибольший выигрыш от происшедшей торговой революции.

Информация о работе Правовое регулирование товарного рынка в РФ. Источники коммерческого права